Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему «Использование командных спортивных игр в дополнительном образовании старших подростков»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
СПОРТИВНЫХ ИГР В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ……….. 8
1.1. Основные направления совершенствования
физического воспитания в дополнительном образовании…………………………………………………………………. 8
1.2 Место командных спортивных игр в
дополнительном образовании детей на примере хоккея…………………………………………………………………………………….. 12
1.3 Особенности развития старших подростков,
обуславливающие возможности использования командных спортивных игр……………………………………………. 16
1.4 Анализ организации современной системы
дополнительного образования для старших подростков…………………………………………………………………………….. 19
ГЛАВА 2 МОДЕЛЬ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………….. 23
2.1 Общая характеристика экспериментальной
работы по применению модели круговой тренировки хоккеистов в условиях дополнительного
образования 23
2.2. Разработка модели круговой тренировки………………………………………… 30
2.3. Условия реализации модели круговой
тренировки хоккеистов………….. 42
2.4. Результаты апробации модели круговой
тренировки в системе дополнительного образования…………………………………………………………………………………………. 44
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………………………. 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………… 53
Введение:
Актуальность
исследования.
Подготовка конкурентоспособных юных спортсменов в современных
условиях является одной из важнейших задач развития физкультуры и спорта в
России . Сегодня подготовка юных спортсменов определена Федеральной Целевой
программы «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации на период до 2030 года» [47]
Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской
Федерации на период до 2030 года» определяет важнейшую задачу государства и общества в сфере спортивного
образования детей и молодежи. Достижение высших
спортивных результатов возможно лишь при планировании образовательной
деятельности в дополнительном образовании с опорой на возрастные особенности
воспитанников и современные тенденции образования. При этом детско-юношеский
спорт имеет ценностное значение не только для развития физических качеств
детей, но и для формирования личностных качеств, социальных норм поведения,
гражданской идентичности.
ГосУДАРСТВЕННАЯ
программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на
период до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 15 апреля 2014 г. указывает на «внедрение новых подходов к
созданию среды развития, наиболее полное выявление и развитие навыков детей».
Родители имеют право выбирать программу дополнительного образования для своего
ребенка, которая, по их мнению, является основой для будущего развития
определенных способностей ребенка.
Сегодня все чаще вопрос
дополнительного образования касается спортивного развития детей. Использование
спортивных игр в дополнительном образовании старших подростков определяет
эффективность подбора средств, методов и организационных форм в соответствии с
выявленными особенностями контингента занимающихся.
Теоретической основой исследования
являются психолого-педагогические и социологические теории и концепции:
— психологическая теория
личности А. Асмолова, Н. М. Рейнвальда;
— теории гуманизации и
гуманитаризации образования Ш.А.Амонашвили, А.А.Касьян, В.А.Сухомлинский и
др.);
— деятельностный подход
к формированию личности (Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев,
С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.);
— теория спортивной
тренировки (В. П. Суслов, В.Н. Платонов, Л.П. Матвеев).
Роль спортивных игр в
развитии личности подростков рассматривались в трудах А. Ю. Федоровой, Л. И. Лубышевой, В. И. Жолдак и др.
Проблема
спортивного развития подростков в данных работах исследуется в следующих
направлениях: развитие подростка в спортивных играх, формирование спортивных
качеств у личности, становление личности в спорте.
Противоречия Обобщение
результатов анализа накопленного в науке обширного теоретического и
эмпирического материала позволяет обнаружить противоречия:
— между установкой государства на развитие здоровья у
нации и низкой востребованностью спорта у старших подростков,
— между постоянно
растущими потребностями общества в постоянном подтверждении способа развития
школьников не только в области образования, но и в области спорта, и
недостаточными наработками для обеспечения данного развития.
— между растущей ролью
спорта в нашей стране и относительно небольшим количеством предложений командных
игр для старших подростков в системе
дополнительного образования.
Проблема исследования. Стремление
проследить возможности развития подростков в дополнительном образовании
обусловило проблему данного исследования, которая заключается в ответе на
вопрос: как спортивные игры влияют на развитие подростков в условиях
дополнительного образования.
Цель исследования: разработать круговую модель тренировки для
обучения хоккею старших подростков в условиях дополнительного образования.
Объект исследования:
спортивные командные игры в дополнительном образовании.
Предмет исследования:
Организация командных спортивных игр в дополнительном образовании старших
подростков
Гипотеза исследования
разработанная модель круговой тренировки в дополнительном образовании будет
способствовать всестороннему развитию спортивных качеств личности при игре в
хоккей.
Задачи исследования
Выявить место командных
спортивных игр в дополнительном образовании старших подростков на примере
хоккея
Проанализировать
особенности психо-физиологического развития старших подростков, обуславливающие
возможности использования командных спортивных игр
Спроектировать модель круговой
тренировки в обучении хоккею подростков в системе дополнительного образования
Описать специфику
организации тренировочного процесса старших подростков в системе
дополнительного образования
Проанализировать
результаты апробации модели управления спортивной подготовкой, в системе дополнительного
образования
Теоретико-методологическая
основа исследования
В качестве философской
основы исследования выступают идеи теории в спортивном секторе. На сегодняшний
день досуг населения носит развлекательный характер. По данным статистики
Всероссийского центра изучения общественного мнения в 2015 году спортивные игры
являются самыми востребованными культурными мероприятиями среди молодежи. Важно
учесть, что именно молодое поколение составляет основу общего числа посетителей
подобных мероприятий.
Управление содержанием
дополнительного спортивного образования определяет эффективность подбора
средств, методов и организационных форм в соответствии с выявленными
особенностями контингента занимающихся. Занятие командными играми подростков –
это продукт нового времени и сегодня является частью спортивного движения,
наряду с другими видами спортивных занятий. Многочисленные исследования в сфере
дополнительного образования показывают о неполноценной разработке
психолого-педагогических условий организации контроля над процессом освоения
содержания дополнительного образования. В связи с этим, нам представляется
весьма актуальной данная проблема.
Общенаучный уровень
исследования включает:
В исследованиях
отмечается, что существующий недостаток сложившейся организации учебного
процесса в системе образования состоит в том, что она не учитывает в
достаточной степени психолого-педагогические и физиологические закономерности
учебно-трудовой деятельности учащихся и преподавателей
Методы и методики
исследования: сравнительный анализ; системный анализ; стратегический анализ;
методы социологического исследования (анкетирование).
Выборка исследования – работа
осуществилась с 22 подростками 14-16 лет.
Опытно-экспериментальная
база исследования ДЮСШ № 500
Основные этапы
исследования
Первый этап исследования
(октябрь – декабрь 2020) включал в себя выбор проблемы исследования, подбор
информации по теме, определение объекта, предмета, цели, задач и формулирования
гипотезы исследования.
Заключение:
1. Анализ научно-методической
литературы по проблеме структурирования образовательного материала по хоккею позволяет
констатировать, что управление содержанием образования юных спортсменов на
этапе начальной спортивной специализации осуществляется в условиях:
— вовлечения всех членов
педагогического коллектива к выработке и постепенном принятии единых
направлений образовательной деятельности;
— определения образа
конечной цели деятельности: на подготовку спортсменов высокого класса; на
подготовку спортсменов массовых разрядов, ̶ определяющих направленность
деятельности педагогических работников;
— построение системы взаимодействия
педагогов между собой и с привлеченными специалистами (медиками, психологами,
педагогами), в ходе реализации которого общий подход, позволяющий перейти от
объектного, узкопрофессионального отношение к спортсмену, – к субъектному;
— открытость на основе
сетевого взаимодействия модели ДЮСШ и других учреждений дополнительного
образования детей спортивной и общеобразовательной направленности, анализ и
реализация успешного опыта деятельности образовательных организаций спортивной
направленности.
При этом не учитываются
темпы формирования базовой техники у спортсменов с различной степенью
обучаемости и исходной физической и технической подготовленности, что требует
обновления содержания модели и программы подготовки спортсменов.
1. Нами определены педагогические
ресурсы управления содержанием образования на основе дифференцированного
подхода в обучении юных спортсменов, связанные с конкретизацией содержания
планируемых результатов обучения и формированием понятийного аппарата,
отражающего процессуальные и результативные характеристики эффективности
технических действий и их комбинаций.
2. Выявлена типология трудностей в освоении
программы спортивной подготовки на этапе начальной подготовки (этапе
специализации – по вновь принятой формулировке): страх выхода на лед с более
сильным спортсменом; неумение мобилизовывать волевую сферу и своевременно
проявлять волевые качества и качества направленности личности, характеризующие
достижение задач учебно-тренировочной, соревновательной, отражающих
образовательный потенциал спортивной подготовки.
3. Обновление содержания образования спортивной
подготовки связано с разработкой модели и программы спортивной подготовки,
ориентированной на актуализацию субъект-субъектного взаимодействия, осмысление
целевых ориентиров учебно-тренировочной и соревновательной деятельности;
осознание значимости занятий для физического, духовного и психологического
становления личности на фоне демонстрации морально-волевых качеств; научение
контролю эмоционально-волевой саморегуляции; привитие норм социального
поведения, решения конфликтных межличностных ситуаций; систематическое
физическое самосовершенствование; ориентация на процесс обучения, воспитания, развития актуальных для личности юного
спортсмена физических и психических качеств и двигательно-координационных
способностей, направленность на результат спортивного совершенствования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ 1.1. Основные направления
совершенствования физического воспитания в дополнительном образовании Уроки физической
культуры не компенсируют недостаточность двигательной активности школьников.
Последние года идет рост заболеваний: органов зрения, центральной нервной системы, сердечно-
сосудистой системы. Наблюдается повышение элементарно-зависимых заболеваний:
недостаток массы тела, анемия, ожирение, органов пищеварения, кожи и подкожной
жировой клетчатки, сахарный диабет. Регулярные занятия
спортом и физической культурой являются наиболее эффективным средством охраны и
укрепления здоровья. Все эти факторы определяют актуальность проблемы
дальнейшего развития и расширения деятельности
системы дополнительного образования детей в области физической культуры
и спорта.
Однако процесс
организации дополнительного образования
– это комплекс мероприятий, связанных с анализом нынешнего состояния
деятельности дополнительного образования, выбором оптимального варианта
организации образования, проектированием развития детско-юношеского спорта,
приемов и методов расширения деятельности дополнительного образования, их
внедрением и последующей корректировкой по мере изменения
организационно-технических условий.
Анализ
психолого-педагогической литературы и современного состояния образовательной
практики позволил выявить ряд противоречий:
— между необходимостью в
разностороннем личностном развитии детей, с одной стороны, и стремлением в
системе дополнительного образования развивать только те качества, которые
являются важными для определенной спортивной игры (Никонов Ю. В., Климин В.
П.) [11, 14, 15, 17, 18];
— между социальной
значимостью процесса организации дополнительного образования спортивной
направленности и слабой обеспеченностью его научно-обоснованными разработками и
материалами;
— между объективной
потребностью общества в научном осмыслении развития спортсменов в системе
дополнительного образования, и недостаточной изученностью данной проблемы в
современных исследованиях (Савин В. П.);
— между усилением
интегративных процессов в современном обществе и традиционной обособленностью
дополнительного образования физкультурной направленности.
В современном этапе
развития системы дополнительного образования спортивной направленности в России
создана эффективная система образовательных организаций. Она включает в себя
разнообразные формы: детско-юношеские спортивные школы, дворцы детского спорта,
центры образования, физкультурно-оздоровительные комплексы,
физкультурно-спортивные объединения. Данные учреждения функционируют, как
самостоятельные структуры, так и в форме подразделения общеобразовательной
организации.
ДЮСШ в системе
дополнительного образования представляет собой образовательную систему. Структура
любой образовательной системы представляет собой совокупность следующих взаимосвязанных
элементов:
1) обучающиеся (в ДЮСШ – воспитанники);
2) цели воспитания и образования;
3) содержание
образовательного процесса;
педагоги
(тренер-преподаватель);
организационные формы образовательного
процесса. [53]