Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Использование изобразительной деятельности в развитии лексики дошкольников с дислалией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ДИСЛАЛИИ, ДЕТИ С ДИСЛАЛИЕЙ.. 6
1.1. Дислалия: понятие, этиология, виды, классификация. 6
1.2. Психолого-педагогические особенности детей с
дислалией. Лексическая сторона речи детей с дислалией. 10
Выводы по первой главе. 15
ГЛАВА 2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ В
РАЗВИТИИ ЛЕКСИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛАЛИЕЙ.. 16
2.1. Характеристика изобразительной деятельности. 16
2.2. Возможности изобразительной деятельности в развитии
лексики дошкольников с дислалией. 21
Выводы по второй главе. 30
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКИ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛАЛИЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 31
3.1. Организация и методика исследования. 31
3.2. Анализ и интерпретация полученных данных на
констатирующем этапе 36
3.3. Работа по развитию лексики дошкольников с дислалией
посредством изобразительной деятельности. 38
3.4. Проверка эффективности проведенной работы.
Контрольный этап. 47
Выводы по третьей главе. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 52
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 56
Введение:
Актуальность темы
исследования. Сегодня актуальное значение приобретает
проблема интереса детей к логопедическим занятиям по исправлению речи. Именно
поэтому возникает необходимость поощрять дошкольников, поддерживать их интерес
к занятиям. Дети этого возраста выполняют только те поручения, которые рождают
любопытство, побуждают к увлечению. Занятия изобразительной деятельностью
организует основу полноценного единения между собой и взрослыми. Научные работы
зарубежных и отечественных специалистов свидетельствуют, что
художественно-творческие виды деятельности осуществляют лечебное действие, а
именно снимают нервное напряжение, отвлекая детей от печальных событий, обид,
страхов и дарят детям радостный, приподнятое настроение, положительные эмоции,
эффективно влияющие на речевой контакт с социумом. Поэтому так важно вводить в
логопедический процесс и в жизнь детей занятия по изобразительной деятельности.
Речь – это большой дар
природы, благодаря которому люди получают большие возможности общения друг с
другом. Овладение родным языком детьми дошкольного возраста рассматривается в
современном дошкольном воспитании как основа воспитания и обучения детей, что
позволяет ребенку воспринимать явления окружающей среды осмысленно и
произвольно. Обогащение словаря является основой для дальнейшего овладения
грамматически правильной связной речью. Эффективным для расширения словаря
дошкольников есть использование художественной деятельности.
Исследования таких ученых
в области педагогики и психологии, как А. Богуш, Н. Гавриш, Т. Казакова, Е.
Маркова доказывают, что ребенок по своей природе полихудожественен. Он способен
охватить все виды художественной деятельности в процессе развития. При этом
гармоническая взаимосвязь видов художественной деятельности, в которой речь и
художественное слово является базой, создает благоприятные условия для
обогащения словаря дошкольников. В изобразительной деятельности речевые
действия направляют содержание и цель изображения, или наоборот, подчиняются
им. Слово и изображение становятся для детей самыми лучшими средствами выражения
внешнего мира, самостоятельности, оригинальности мысли в художественном образе.
Проблемой формирования
словаря детей дошкольного возраста с дислалией занимались многие ученые. Анализ
природы слова и особенностей усвоения детьми словаря осуществляли М. Конин, В.
Яшин. А. Богуш, О. Вепрева, Е. Тихеева. Они отмечали художественно-эстетическом
потенциале изобразительной деятельности для развития речи и, в частности,
обогащения словаря. Дети усваивают специальную терминологию изобразительной
деятельности, что делает процесс восприятия более осознанным (О. Дронова,
Т. Казакова, И. Лыкова и др.). Также ученые отмечали роль эмоций, которые
являются механизмом, приводящим в действие когнитивные процессы и способствует
активизации произвольных действий ребенка (Г. Леушина, Н. Соловьева, М.
Кольцова).
Лексика – совокупность
слов, центральная часть речи, которая называет, формирует и передает знания о
предметах и явлениях. Таким образом, лексическая сторона речи – это организация
лексических единиц языка предложениях и текстах.
Проблема исследования: какова
специфика развития лексики дошкольников с дислалией посредством использования изобразительной
деятельности?
Актуальность исследования
обусловлена тем, что проблема формирования лексической стороны речи у детей с дислалией
занимает одно из основных направлений в современной логопедии.
Целью исследования является
выявление возможностей использования изобразительной деятельности в развитии
лексики дошкольников с дислалией.
Задачи
исследования:
1.
Раскрыть сущность понятия дислалия, описать этиологию, виды, классификацию.
2.
Описать психолого-педагогические особенности детей с дислалией, особенности
лексическая сторона речи детей с дислалией.
3.
Охарактеризовать изобразительную деятельность.
4.
Рассмотреть возможности изобразительной деятельности в развитии лексики
дошкольников с дислалией.
5.
Провести экспериментальную работу по развитию лексики дошкольников с дислалией
посредством изобразительной деятельности.
Объект
исследования – развитие лексики
дошкольников с дислалией.
Предмет
исследования – использование
изобразительной деятельности в развитии лексики дошкольников с дислалией.
Методами исследования были
определены следующие: 1. Теоретические (анализ логопедической,
психолингвистической, педагогической литературы). 2. Экспериментальный –
проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. 3.
Количественно-качественный анализ полученных данных.
Теоретическую
базу исследования составили труды
таких исследователей, как Е.Ф. Архипова, Г.А. Волкова,
И.Ю. Глебова, О.В. Ефимова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина,
А.К. Маркова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина,
Д.Б. Эльконин и др.
Опытно-экспериментальная
база исследования: МДОУ Общеразвивающего вида детского сада
№30 «Золушка».
Структура работы обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, выводов
по главам, заключения, cписка
использованной литературы и четырех приложений.
Заключение:
Данная работа имеет свою
актуальность, обусловленную тем, что вопросы использования изобразительной
деятельности в процессе развития лексического строя речи детей дошкольного
возраста с дислалией изучено еще недостаточно.
В результате проведенного
исследования была достигнута его цель — выявлены
возможности использования изобразительной деятельности в развитии лексики
дошкольников с дислалией.
Исследование показало,
что эффективным средством обогащения словарного
запаса детей дошкольного возраста с дислалией является изобразительная
деятельность с включением в нее игровой деятельности, являющейся ведущей для
детей данной возрастной категории.
В результате анализа
литературы мы пришли к выводу, что изобразительная деятельность соединяет в себе деятельное и
дидактическое начала. В процессе изобразительной деятельности дошкольники
значительно быстрее и лучше усваивают предлагаемый лексический материал.
Изобразительная
деятельность дошкольников имеет большой потенциал в процессе развития
лексического строя речи у детей дошкольного возраста с дислалией, поскольку способствуют созданию мотивации дошкольников к
общению, к использованию определенных слов в своей речи. Это, в свою очередь,
создает условия для обогащения активного и пассивного словаря дошкольников с
дислалией, для активизации лексики в речи.
Таким образом, цель
исследования была достигнута, задачи решены.
Работа имеет свою
практическую значимость, поскольку результаты исследования могут быть
использованы в работе с дошкольниками с дислалией в процессе развития их
лексического строя речи.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ
ДИСЛАЛИИ, ДЕТИ С
ДИСЛАЛИЕЙ
1.1. Дислалия: понятие,
этиология, виды, классификация Дислалия (от греч. Dis –
частичный расстройство, lalio – говорить) – нарушение звукопроизношения при
нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата [24, с. 134]. Дислалия характеризуется
наличием выборочных нарушений в фонемном оформлении звукопроизносительной
составляющей речи при нормальном функционировании всех остальных операций
высказывания (А.М. Гопиченко, М. Зееман, М.А. Савченко, М.Ф. Фомичева
и др.).
Дислалия – нарушение
звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого
аппарата. Исследования показывают, что дислалия является одним из самых простых
дефектов речи. По данным Е.Ф. Рау, дефекты звукопроизношения наблюдаются у
25-30% дошкольников и у 5-7% младших школьников. Процент детей – дислаликов с
возрастом уменьшается. То есть, значительное количество детей способно
преодолеть этот недостаток самостоятельно. Различают две формы дислалий:
функциональную и механическую (органическую) [26].
Функциональная дислалия –
нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении
артикуляционного аппарата и центральной нервной системы. Нарушенным является
произношение одного или нескольких звуков.
Механическая дислалия –
нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами
периферического речевого аппарата, при этом нарушается произношение группы
звуков. При органической дислалии первоочередной мерой выступает устранение
причины (исправление зубного ряда, подрезание подъязычной уздечки, и т.д.).