Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Использование интернет-ресурсов на уроках немецкого языка.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы использования
Интернет-ресурсов на уроках немецкого языка. 6
1.1. Структура и
содержание понятия «Интернет-ресурс». 6
1.2.
Особенности современного урока немецкого языка с применением Интернет-ресурсов. 13
1.3. Обзор Интернет-ресурсов
для обучения немецкому языку. 18
Глава 2. Практическое использование Интернет-ресурсов в
процессе обучения немецкому языку. 28
2.1. Разработка
упражнений на основе Интернет-ресурсов в процессе обучения немецкому языку. 28
2.2. Урок немецкого
языка с использованием Интернет-ресурсов. 38
Заключение. 49
Список литературы 51
Введение:
В настоящее
время актуальной формой организации образовательного процесса является обучение
в электронной образовательной среде, характеризующейся гибкостью,
динамичностью, вариативностью, модульностью, интерактивными дидактическими
методами обучения, специализированными интеллектуальными видами контроля и
другими особенностями, обеспечивающими эффективность взаимодействия учителя и
обучающегося в новых условиях глобальной информатизации общества.
Рефлексия
педагогической деятельности в новом образовательном контексте приводит к
необходимости внесения изменений в образовательный процесс и обеспечения
перехода от вербального, прямого общения субъектов образовательного
взаимодействия к опосредованному, которое осуществляется с использованием
различных электронных средств.
Учителя
должны окружить обучающегося условиями практического овладения иностранным
языком, подобрать такие методы обучения, которые помогут каждому ученику
выявить его индивидуальность, творчество и активность.
К числу одних
из требований сегодняшнего образования и объективной необходимостью организации
обучения в информационно-образовательной среде является перевод части
учебно-педагогической деятельности в сеть Интернет. Глобальная цифровизация
общества приводит к тому, что часть профессиональной деятельности педагога
также переносится в интернет. Это, несомненно, основано и на возрастающих
возможностях Интернет-ресурсов в качестве средства организационно-методического
обеспечения образовательного процесса.
Применение
Интернет-ресурсов в процессе обучения является предметом исследований как
отечественных, так и зарубежных исследователей. Разные аспекты проблемы применения
Интернет-ресурсов педагогами в образовании изучены в работах таких отечественных
ученых, как Т.В. Гришанова, Т.В. Козлова, О.П. Панкратова, Н.И. Рыжова, С.Д.
Каракозов, В.А. Стародубцев, С.А. Усманов. Накоплен значительный фонд
зарубежных исследований (T. Anderson, F. Eloumi, J. Cole, H. Foster, G.
Grosseek, С. Holotescu, C.D. Muddux, P.S. Nagel, M. Sample), раскрывающих
специфику и особенности использования различных Интернет-ресурсов в
образовательной практике.
Интернет
среда как средство обучения представляет собой богатый источник разнообразной
информации: от последних новостей в любой области, до литературы на всех языках
и во всех жанрах, онлайн словарей, справочников, энциклопедий. Помимо текстовой
информации, в сети собрано большое количество мультимедиа ресурсов,
предоставляющих возможность прослушивать аудиозаписи, просматривать видео,
иллюстрации. Более того, Интернет — одно из средств организации межкультурной
коммуникации, предоставляющее возможность общаться посредством текстовых и
голосовых программ, строить диалог культур, развивать навыки и умения устной
речи.
Настоящая
работа посвящена проблеме разрешения противоречия между возрастающими
предпосылками на современной стадии развития общества для внедрения
Интернет-ресурсов в образовательный процесс и отсутствием целостной
методической системы применения данного средства в обучении немецкому языку в
общеобразовательной школе.
Актуальность
исследования обусловили и крайние 6 месяцев обучения, которые заставили
педагогов в школах и вузах заново взглянуть на возможности использования
Интернет-ресурсов в обучении.
Цель исследования — теоретически обосновать и
исследовать возможности Интернет-ресурсов при изучении немецкого языка в
общеобразовательной школе.
Объектом исследования является обучение немецкому языку в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования — возможности Интернет-ресурсов в
изучении немецкого языка в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить структуру и содержание понятия
«Интернет-ресурс».
2. Проанализировать особенности современного урока
немецкого языка с применением Интернет-ресурсов .
3. Сделать обзор Интернет-ресурсов для обучения
немецкому языку.
4. Разработать упражнения на основе
Интернет-ресурсов в процессе обучения немецкому языку.
5. Разработать урок немецкого языка с
использованием Интернет-ресурсов.
Теоретико-методологической
базой для исследования послужили работы
таких авторов как Гальскова Н.Д., Замарина С.Ю., Кречетников К.Г., Кречетникова
И.В., Мильруд Р.П., Оспенникова Е.В., Яковлева И.В., Патаракин Е.Д., Пассов
Е.И., Пронина О.Г., Сысоев П.В. Работы по изучению Интернет-ресурсов в обучении
иностранным языкам: О.И. Донецкая, Н.А. Сигачева, Д.Р. Зарипов, М.А. Кузнецов.
В работе
применялись следующие методы
исследования: анализ педагогической и методической литературы по теме
исследования, обобщение, систематизация, сравнение, классификация.
Практическая значимость исследования
заключается в возможности дальнейшего использования результатов исследования в
подготовке к урокам немецкого языка.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Интернет-ресурс
– это размещенная на сайтах Интернет текстовая, графическая и мультимедиа
информация, которая может быть доставлена на компьютер пользователя по его
запросу в форме файла или наборов файлов различных форматов: html, doc, docx,
pdf, txt и других.
К
образовательным ресурсам сети Интернет относятся разрабатываемые для
использования в учебном процессе на определенном уровне образования и для
определенной предметной области Интернет-ресурсы; а также Интернет-ресурсы,
используемые для информационного обеспечения системы образования в целом,
деятельности образовательных организаций или органов управления образованием. Стоит
отметить, что на сегодняшний день при всей важности сети Интернет, и при ее
необходимости, мы не можем отрицать роль учителя. Он был и остается самым
главным на уроке. Но его работа будет намного облегчена использованием
Интернет-ресурсов.
Специфика
использования сети Интернет для обучения школьников среднего звена включает в
себя такие критерии, как: интерактивность; игровой, театрализованный контекст;
совместную деятельность учащегося и педагога; учет психолого-возрастных
особенностей школьников; использование социокультурных технологий. На уроках
иностранного языка при помощи современных Интернет-ресурсов можно решить целый
ряд учебных задач:
¾ сформировать навыки и умения чтения, используя аутентичные
материалы сети;
¾ усовершенствовать умения и навыки в письменной речи учащихся;
пополнить словарный запас учеников;
¾ сформировать у учащихся мотивацию к изучению иностранного
языка.
Кроме того,
работа, направленная на изучение возможностей Интернет-ресурсов, расширяет
кругозор школьников.
В работе были
рассмотрены наиболее интересные и полезные ресурсы, которые могут помочь в
изучении немецкого языка с помощью просмотра видео, прохождения обучающих игр
или коммуникации с носителями немецкого языка. Многие из этих ресурсов также
помогут познакомиться с культурой Германии.
В работе
представлена разработка заданий по немецкому языку для учащихся 7, 8 классов с
использованием различных Интернет-ресурсов. Задания могут быть включены в
структуру уроков немецкого языка. Был разработан урок иностранного (немецкого)
языка по теме «Далекий и близкий Берлин» для учащихся 6 класса с целью
знакомства учащихся с основными достопримечательностями города.
Можно
отметить преимущества, которые дает использование Интернет-ресурсов на уроках
немецкого языка. На сегодняшний день Интернет-ресурсы являются атрибутом
современной жизни и образования. Интернет-ресурсы непосредственно сама
глобальная сеть Интернет:
¾ способствует заинтересованности учащихся в образовательном
процессе;
¾ повышает мотивацию в обучении;
¾ позволяет индивидуализировать процесс обучения: учитывать
уровень подготовки учащегося и его психологические характеристики;
¾ расширяет временные рамки одного школьного урока и позволяют
вместить больший объем информации и оптимизировать способы ее актуализации;
¾ пролонгирует обучение
за рамками урока;
¾ способствует не только достижению предметных результатов
обучения иностранному языку, но и развивают творческий потенциал, учащихся, учат добывать и использовать
знания.
Таким образом, цель
работы достигнута, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования Интернет-ресурсов
на уроках немецкого языка 1.1. Структура и содержание понятия
«Интернет-ресурс» С технической
точки зрения Интернет – это совокупность десятков тысяч независимых сетей и
миллионов различных компьютеров, объединенных общим набором протоколов, то есть
соглашений о взаимодействии компьютерных и сетевых компонент [8].
По
определению Захаровой И.Г., интернет – это совокупность миллионов
информационных центров, обычно называемых сайтами и содержащих терабайты
разнообразной структурированной и неструктурированной информации, пронизанной
множеством взаимосвязей, образующих «информационную супермагистраль» или
«всемирную паутину» [12].
Можно
отметить, что интернет – это возможность получить информацию в режиме on-line,
т.е. в тот момент, когда она нужна. К фундаментальным технологиям, используемым
в сети Интернет, относятся гипертекст и гипермедиа [9]. Гипертекст – это мощная
система связанных слов и фраз, позволяющих осуществлять навигацию между
страницами [15]. Эти слова представляют собой перекрестные ссылки на другие
слова на других страницах и обычно выделяются более ярким цветом. Гипермедиа –
это среда, основанная на внутренних взаимосвязях, включающая наряду с
гипертекстом, фотографию, видео и звук [17].
Отметим, что
если раньше глобальная сеть Интернет определялась только как инструмент, как
техническое средство, также как и другие электронные ресурсы, то в настоящее
время Интернет рассматривается как учебная среда, обладающая огромным
образовательным потенциалом. По мнению многих исследователей, образовательный
потенциал сети Интернет в настоящее время еще недостаточно изучен и поэтому не
в полной мере используется в образовании (О.П. Панкратова, В.А. Стародубцев) [14,
16].
Понятие
«Интернет-ресурсы» с образовательным назначением можно раскрыть в следующей
логической интерпретации: «ресурс – информационный ресурс – информационный
ресурс образовательного назначения – интернет-ресурсы образовательного
назначения» [18]. Понятие «ресурс» трактуется в соответствии со словарем
русского языка С.Л. Ожегова как запасы, источники чего-нибудь [13].
Классическими
категориями понятия «ресурс» в индустриальном обществе являются такие виды как
[29]:
¾ материальный ресурс;
¾ природный ресурс;
¾ трудовой ресурс;
¾ финансовый ресурс;
¾ энергетический ресурс и т.д.
В
информационном обществе акцент внимания и значимости делается на информационный
ресурс, который существовал всегда, но не имел четкого определения и не
рассматривался с точки зрения какой-либо определенной категории, например,
экологической.
Рассмотрим значение
информационного ресурса. Большая часть неопределенности была снята в связи с
принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите
информации», в котором под информационными ресурсами понимаются отдельные
документы и массивы документов, документы и массивы документов в информационных
системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных
системах) [24, 30].
В контексте
образовательного значения «Информационный ресурс» – это симбиоз понятий
«информация» и «знание». При этом понятие «информация» рассматривается как
совокупность фактов, явлений, событий, представляющих интерес, подлежащих
регистрации и обработке [4]. В свою очередь информация, представленная в виде,
удобном для обработки, называется данными или «статичной информацией». С
данными человек имеет дело тогда, когда представленное не содержит того, что с
ним можно или нужно предпринимать. Соединение данных с указанием о том, как их
можно использовать, превращает данные (информацию) в объекты познания, представленные
в виде понятийного знания [32]. В этом заключается процедурная сторона знаний,
т.е. знание об использовании объектов познания. Именно процедурный характер
отличает знания от данных (статичной информации). Учитывая, что знание – это
живая диалектическая система, что они создаются и передаются людьми, а также
материализуются, то понятие «информационные ресурсы» можно определить как
знания, подготовленные людьми для использования при решении профессиональных и
социальных задач и зафиксированные на материальном понятии.
Информационные
ресурсы – являются базой для создания информационных продуктов [6]. В свою
очередь информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной
деятельности человека, представляет собой совокупность данных, сформированных
производителем и отражающих его информационную модель и его собственное
представление о конкретной предметной области, для которой он создается.
Таким
образом, информационные ресурсы Интернет – это вся совокупность информационных
технологий и баз данных, доступных при помощи этих технологий и существующих в
режиме постоянного обновления.
По
определению Наумова М.Н. интернет-ресурсы – это информация, расположенная
в компьютерной сети и представляющая собой информационные объекты, существующие
в виде логически завершенных записей или файлов [19].
С точки
зрения М.В. Булгакова, С.С. Внотченко, Е.Г. Гридиной, интернет-ресурс – это
размещенная на сайтах Интернет (серверах) текстовая, графическая и мультимедиа
информация, которая может быть доставлена на компьютер пользователя по его
запросу в форме файла или наборов файлов (в том числе архивов) различных
форматов: html, doc, docx, pdf, txt и других [1]. Интернет-ресурсами также
являются размещенные на серверах программы, которые по запросу пользователя
передаются на его компьютер для дальнейшего использования. К их числу можно
отнести следующие [7]:
¾ электронную почту;
¾ систему телекоммуникаций Usenet;
¾ систему файлового архива;
¾ базу данных WWW;
¾ базу данных (Gopher);
¾ базу данных (WAIS);
¾ информационный ресурс (LISTSERV);
¾ справочную службу;
¾ поисковую машину и др.
Интернет-ресурсы
образовательного назначения – это материализованные в компьютерной сети [10]:
¾ информационные продукты труда специалистов, занимающихся
проблемами образования;
¾ компьютерные обучающие программы, включающие в себя
электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы;
¾ обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные
с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на
оптических дисках;
¾ распределенные базы данных по отраслям знаний. Также к
информационным ресурсам Интернет образовательного назначения относятся:
¾ личные Web-страницы, отражающие опыт педагогической
деятельности автора;