Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Методика преподавания немецкого языка

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Использование интерактивных технологий при обучении чтению художественных текстов на немецком языке в старших классах средней общеобразовательной школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Теоретические аспекты использования интерактивных технологий в обучении чтению художественных текстов на уроке иностранного языка в старших классах 6

1.1 Характеристика чтения как вида речевой деятельности 6

1.2 Требования нормативных документов к обучению чтению на 13

иностранном языке в старших классах средней общеобразовательной школы 13

1.3 Использование художественных текстов при обучении чтению на уроке иностранного языка 17

1.4 Интерактивное обучение: сущность понятия, принципы организации, преимущества использования 25

2. Практические основы использования интерактивных технологий в 33

обучении чтению художественных текстов на немецком языке в старших классах 33

2.1 Методические рекомендации по использованию интерактивных технологий для обучения чтению художественных текстов на уроке иностранного языка в старших классах 33

2.2 Организация обучения чтению художественных текстов на уроке немецкого языка в старших классах с использованием интерактивных технологий 41

2.3 Описание результатов экспериментально-опытного обучения чтению художественных текстов на уроке немецкого языка в 10 классах с использованием интерактивных технологий 52

Заключение 57

Список использованной литературы 59

  

Введение:

 

Актуальность исследований. Современная жизнь была бы невозможна без перемен. Это относится и к современному образованию, цели и задачи которого постоянно меняются. Со временем отношение к организации традиционных образовательных процессов изменилось. Кроме того, была разработана совершенно новая концепция основ образования, которая изменила способ представления и изучения учебного материала. В результате основными проблемами в образовании становятся последовательность изложения материала преподавателями, неэффективность обучения и вовлечение школьников в учебный процесс. В качестве решения данных проблем предлагаем использовать интерактивные методы обучения чтению на иностранном языке.

Актуальность использования интерактивных технологий изучали такие ученые, как Я. Голант, Л. Званков, О. Уваров, Г. Сазоненко, Т. Вольфовская, Н. Мурадова, Г. Фринц, Дж. Шерман, О. Каган, Л. Выготский, К. Роджерс и другие. Эти новаторы и ученые в области образования утверждают, что основное внимание в образовательном процессе должно быть сосредоточено на деятельности и способах мышления ученика, и подтверждают, что совместное интерактивное обучение можно считать самой современной формой ведения занятия.

Учебный класс можно описать как своего рода коллектив, где каждый ученик вносит что-то уникальное, оригинальное и личное в жизнь класса в целом, при условии хорошей организации работы учителя. Это означает, что чрезвычайно важно научить подростков общаться с другими людьми, дискутировать, критически мыслить, решать проблемные ситуации и задачи, учитывать и взвешивать мнения других членов команды и принимать взвешенные решения. Совместное и интерактивное обучение предполагает взаимопонимание между всеми учениками и учителями в классе, постоянное и позитивное взаимодействие, решение общих, важных проблем и задач, а также равный статус учителей и учеников в образовательном процессе.

Использование коллаборативных и интерактивных методов в образовании предполагает совместную работу учащихся, что означает, что каждый учащийся вносит индивидуальный вклад в процесс и обменивается идеями, мыслями, знаниями и методами деятельности. Кроме того, это происходит в дружеской и комфортной атмосфере, при взаимной поддержке, и помимо возможности приобретения новых знаний, познавательная деятельность может развиваться и трансформироваться в более высокие формы сотрудничества и взаимодействия. Мы считаем, что актуальность и эффективность методов сотрудничества и совместной работы определяется двумя основными причинами.

Во-первых, технологическое, информационное и мобильное развитие общества позволило подросткам получить опыт социальной жизни через знакомые им виды деятельности, такие как участие в школьных клубах или играх и взаимодействие со сверстниками. Поэтому школы следует рассматривать как основной источник приобретения учащимися навыков совместной и интерактивной работы.

Во-вторых, совместная деятельность и взаимодействие являются основополагающими для развития демократического общества и должны быть внедрены в жизнь учащегося с самого раннего возраста.

Объектом исследования является использование навыков интерактивной работы как средства овладения иностранным языком. Предмет исследования — приемы и методы развития читательских умений учащихся средней школы с использованием интерактивной техники.

Цель данной работы заключалась в изучении методов интерактивной работы в учебной программе по немецкому языку для средней школы (старшие классы). Указанная цель включает в себя следующие задачи:

1. Охарактеризовать чтение как вид речевой деятельности;

2. Исследовать требования нормативных документов к обучению чтению на иностранном языке в старших классах средней общеобразовательной школы;

3. Очертить сферы употребления художественных текстов при обучении чтению на уроке иностранного языка;

4. Описать сущность понятия, принципы организации, преимущества использования интерактивного обучения;

5. Составить методические рекомендации по использованию интерактивных технологий для обучения чтению художественных текстов на уроке иностранного языка в старших классах;

6. Организовать процесс экспериментально-опытного обучения чтению художественных текстов на уроке немецкого языка в 10 классах с использованием интерактивных технологий и описать его результаты.

Методы исследования. Решение задач исследования было разработано с использованием следующих методов:

— теоретические — синтез и анализ, использованные для выделения элементов учебного материала и работы наряду с общетеоретическим материалом, сравнение для определения уровня сформированности читательских навыков у старшеклассников до и после эксперимента, и теоретическая индукция для формулирования выводов;

— эмпирические — наблюдение за развитием читательских умений, как у учащихся; педагогический эксперимент, который помог проверить достоверность предположений исследования.

Практические результаты исследования заключаются в использовании совместных и интерактивных методов для активного развития читательских учащихся, разработке системы практики чтения для старшеклассников и дальнейшем использовании этих систем на уроке иностранного языка.

Структурно данная работа состоит из введения, двух глав и списка использованной литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сегодня интересны и актуальны интерактивные технологии обучения, когда происходит со-обучение, взаимо-обучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), где ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Современное образовательное пространство характеризуется новой парадигмой образования. По нашему мнению, она основана на индивидуализации и дифференциации образования, вариативности и альтернативности образовательных систем, прогностичности и адаптированности к изменяющимся условиям социально-экономической среды, интересах и способностях обучающихся. В соответствии с данной парадигмой образование должно способствовать развитию человека в процессе развивающего образа жизни, строиться на диагностике развития личности, перейти к воспитанию культуры человеческого достоинства.

Современные мировые стандарты в области образования предусматривают подготовку высококвалифицированных специалистов, способных интегрировать теоретические знания и практические умения в целостную систему, обладать новыми технологиями. Развитие образования во многом определяет состояние будущего общества, культуры и личности. Образование формирует человека, вооружает его знаниями, воспитывает гражданские качества, умение думать и работать, общаться и отдыхать, жить общественным образом и одновременно быть индивидуально неповторимой личностью.

Исходя из того, что традиционные методы не обеспечивают в полной мере активного обучения старшеклассников прежде всего потому, что при такой организации обучения трудно установить обратную связь, управление, контроль со стороны преподавателя и самоконтроль. В поисках нового подхода к проблеме активного обучения учащихся 10-11 классов, мы остановились на концепции поэтапного формирования умственных действий.

Положительное отношение к диагностическому сопровождению развития познавательных интересов учеников 10-11 классов определяем как целостную систему личностно-индивидуальных связей с разными сторонами образовательного процесса, которые характеризуют внутреннюю позитивную позицию будущих специалистов и трансформируются в личностные ценности, способствующие успешному овладению данной деятельностью.

Обучение в рамках традиционной учебной программы не требует от педагогов и учеников переосмысления и не имеет места для рефлексивной деятельности. Вместо этого происходит так называемое закрепление и обобщение полученных знаний, что предполагает незначительную последующую корректировку целей и содержания образования учителя.

Интерактивизация образования предполагает обязательную рефлексию, понимаемую в педагогике как способность к самопознанию, анализу собственных действий, поведения, мотивов и сопоставлению их с социально значимыми ценностями и действиями, и поведением других людей. Цель рефлексии: вспомнить, выделить и понять основные компоненты деятельности — содержание, тип, метод, проблему, решение проблемы, полученные результаты и т.д.

Педагоги и родители детей, принявших участие в эксперименте, заинтересованно отнеслись к содержанию и методике нашего исследования. Признаком неравнодушия их к процессу умственного воспитания школьников, средств поощрения подростков к интеллектуальной деятельности, создания условий для развития таких свойств ученического мышления, которые будут необходимы их детям для осмысления сложностей реальной жизни.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты использования интерактивных технологий в обучении чтению художественных текстов на уроке иностранного языка в старших классах

1.1 Характеристика чтения как вида речевой деятельности

В рамках учебного процесса слово «чтение» обозначает один из основных видов речевой деятельности, связанный с письменными формами общения. Он занимает одну из главных позиций по использованию, доступности и важности, так как навыки устной и письменной речи развиваются на основе навыков чтения [7, c. 78].

Для того чтобы у учащихся сформировался целостный взгляд на мир, содержание учебной программы по немецкому языку направлено на развитие межкультурной компетентности. Она позволяет увидеть сходства и различия между разными нациями и усиливает учебную мотивацию, основанную на интересе, что в свою очередь способствует коммуникативности, уважению к другим народам и развитию взаимодействия между людьми при осуществлении культурного диалога. Печатные материалы в современном чаще всего используются для ознакомления с другими культурами, хотя бы потому что на них строятся современные учебники.

Фрагментарность восприятия текстовой информации учащимися является серьезной проблемой, и борьба с ней становится важной педагогической задачей. Для решения этой проблемы на этапе отбора текста учителю следует обратить особое внимание на внешнее оформление, наличие рисунков, иллюстраций, фотографий, использование блоков, схем, таблиц в текстовых структурах, вербальных средств во внетекстовых структурах — цветовые схемы, выделение различными шрифтами, подчеркивание и т.д.

Чем более насыщен текст такими невербальными средствами и иллюстративным материалом, тем легче учащимся его понять, поскольку такой текст обладает характеристиками креолизированного и имеет потенциал для решения проблемы редакторского восприятия молодежи в современное время [17, c. 8].

Следует отметить, что навык восприятия письменной речи (навык понимания прочитанного) очень важен, поскольку в повседневной жизни мы часто имеем дело с письменными образцами — это чтение книг, журналов, просмотр фильмов с субтитрами, интернет-серфинг и т.д. Говоря о связях между чтением и другими видами языковой деятельности, стоит обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, чтение связано с письмом, поскольку и чтение, и письмо используют одну и ту же систему языка и его изобразительных средств. Важно учитывать это при изучении иностранного языка и развивать эти два навыка во взаимосвязи друг с другом.

Во-вторых, чтение также связано с аудированием, поскольку и то, и другое основано на перцептивно-ментальной деятельности, связанной с восприятием, анализом и синтезом. Чтение также связано с говорением. Чтение вслух — это «размеренная речь». Само чтение — это одновременное внутреннее слушание и внутреннее говорение [18, c. 13]. В процессе обучения чтению учащиеся должны приобрести следующие навыки:

• способность понимать общий смысл и основные факты, сообщаемые в тексте.

• способность находить необходимую информацию в тексте.

• способность всесторонне и точно воспринимать информацию, представленную в тексте.

• способность применять знания о структуре и функции языка при анализе текста.

Не всегда легко выбрать тексты для обсуждения в классе. Хорошо подобранный текст максимально активизирует речевую деятельность учащихся, поэтому он должен отвечать определенным требованиям [25, c. 98].

• информативность.

• интерес для учащихся.

• должен служить примером развития и совершенствования навыков и компетенций устного и письменного общения и быть отправной точкой для самостоятельного, личностно ориентированного самовыражения.

Поэтому задача работы с текстами заключается в дальнейшем совершенствовании навыков чтения и понимания содержания немецкоязычных текстов, расширении словарного запаса и развитии разговорных навыков. Для того чтобы сделать текст аутентичной и продуктивной основой для обучения всем видам речевой деятельности, важно научить школьников использовать его и, в связи с этим, необходимо уделять внимание всем этапам работы с текстом, которые в школьной практике разделяются на предварительный, основной и послетекстовый [15, c. 61].

Отметим, что чтение — это форма рецептивной вербальной коммуникации, которая имеет много преимуществ в своем формировании и функционировании [33, c. 7]. При чтении, восприятии и понимании информации используется ассоциация «форма-значение». Она связана не со слуховой формой восприятия информации, а с визуальной. В процессе чтения каждое слово окружено другими словами, которые образуют определенный контекст и могут быть прочитаны многократно. Наличие четких символов в сознании обязательно для понимания текста, поскольку он не является обязательным при произнесении или слушании. Учащимся легче воспроизвести контекстуальное смыслообразование из читаемого текста, чем при восприятии речи на слух.

Также необходимо упомянуть о факторах, осложняющих развитие функций чтения [29, c. 51]:

• широкий охват лингвистического материала.

• незнание или непонимание событий, описанных в тексте.

• сложность изложения материала (структура содержания текста).

• сложность фраз.

• отсутствие пауз и интонации, что затрудняет семантическое разграничение фонологических блоков.

Поэтому, описывая чтение как рецептивную речевую деятельность, мы не рассматриваем его как пассивный процесс. Чтение (осмысленное и целенаправленное) возможно только при постоянной активности читателя, чтобы он мог глубже понять смысл текста и лучше усвоить его формальные аспекты. Основная задача чтения — получение информации, причем делать это ученику нужно активно и самостоятельно. Часто желание читать для получения определенных знаний, информации и удовлетворения интересов становится предпосылкой для изучения иностранного языка.

Чтение иноязычных текстов всегда было самой надежной основой для других видов языковой деятельности. Как известно, оно играет важную роль в процессе изучения иностранного языка и является одним из основных видов речевой деятельности и одной из самых распространенных форм общения.

Чтение играет важную роль в жизни любого современного человека, поскольку оно не только обогащает словарный запас, но и позволяет ему лучше понять окружающий мир и дает возможность удовлетворить свои познавательные потребности. Обучение чтению в рамках школьной программы расширяет образовательный уровень ученика в дополнение к выполнению познавательных, развивающих, воспитательных и педагогических задач [34, с. 122]. Чтение на иностранном языке является мощным средством изучения иностранного языка.

Чтение закрепляет знание лексики и грамматики языка, развивает чувство языка и закрепляет фонологические навыки, тем самым способствуя овладению устной речью. Л. В. Щерба отмечает, что для того, чтобы научиться читать, нужно научиться говорить, а для того, чтобы научиться говорить, нужно много читать [30, с. 235].

Кроме того, с приобретением навыков чтения у учащихся появляется возможность узнать об истории, культуре, искусстве и научных достижениях народа, изучающего язык. Чтение — это процесс восприятия, понимания (декодирования) и обработки информации, содержащейся в письменном тексте. Это процесс коммуникации с использованием печатного текста, поэтому читатель должен вникнуть в содержание письменного сообщения на определенном языке и понять его.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы