Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Использование инновационных форм обучения на уроках иностранного языка в начальных классах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ В ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.. 6
1.1.
Характеристика методов и средств использования инновационных форм в обучении иностранному языку в начальных
классах. 6
1.2.
Использование интерактивных форм как одной из инновационных технологий. Метод
проектов. 12
Выводы по
первой главе. 27
ГЛАВА II.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.. 29
2.1.
Анализ использования инновационных форм
в обучении иностранному языку в начальных классах. 29
2.2.
Результаты использования инновационных форм в обучении иностранному языку в
начальных классах. 41
Таблица 2.6. 63
План-график реализации проекта. 63
Ресурсы
обеспечения проекта. 64
Перспективы дальнейшего развития. 64
Выводы по
второй главе. 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 71
Введение:
Активная
интеграция мировых культур и глобализация международных отношений,
стремительное развитие процессов взаимодействия, как на уровне стран, так и
отдельных представителей различных этносов стали традиционными признаками
настоящего времени. В свою очередь, осуществление международного сотрудничества
в культурной, политической и экономической сферах требует владения его
участниками иностранными языками. Изложенные выше причины, а также ряд других
влиятельных факторов значительно повышают не только значимость изучения
иностранного языка, но и требования к его преподаванию.
Неотъемлемым
признаком преподавания иностранных языков в школе является активное применение
новейших теоретико-практических технологий. Ведь использование этих технологий
позволяет значительно повысить качество образовательного процесса, реализовать
личностно ориентированный подход в обучении учащихся в соответствии с уровнем
их знаний и индивидуальных потребностей. Поэтому проблема обеспечения
оптимального использования этих технологий как средства совершенствования
процесса изучения учащимися иностранного языка приобретает сегодня особую
актуальность.
Различные
вопросы использования инновационных технологий в образовательном процессе
освещались в научных трудах многих ученых. Так, В.Л. Бартощак изучала возможности применения этих
технологий в системе дистанционного образования [1]. В работах И.И. Вартановой
определялись дидактические способы повышения
учебно-познавательной мотивации учащихся с помощью внедрения в образовательный
процесс компьютерных технологий
[2]. А.В. Котова исследовала информационные технологии как средство организации
самостоятельной работы учащихся [11; 12]. В то же время дальнейшего изучения
требует вопрос применения этих технологий на занятиях по иностранному языку.
Целью нашего исследования является раскрытие педагогических возможностей
использования инновационных технологий на уроках английского языка в начальных
классах.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач исследования:
— определить значимость современных инновационных технологий в процессе
изучения иностранного языка в школе;
— осуществить классификацию инновационных технологий, используемых в
обучении английскому языку;
— охарактеризовать особенности формирования мотивации учащихся при
изучении иностранного языка в начальных классах;
— рассмотреть возможности использования инновационных технологий в
формировании мотивации учащихся на уроках английского языка в начальных
классах.
Объект исследования – процесс изучения английского языка в начальных
классах.
Предмет исследования – пути использования инновационных технологий на
уроках английского языка в начальных классах.
Гипотеза исследования: использование инновационных технологий на уроках
английского языка в начальных классах окажет положительное влияние на рост
учебной мотивации младших школьников.
Методологической основой исследования стали положения научной теории
познания о взаимосвязи и взаимообусловленности языка, мышления и речи; сознания
и деятельности, учение о языке как средстве общения, хранения и передачи
информации; достижения психолингвистики и лингводидактики в области изучения
иностранных языков, а также исследования в области применения
теоретико-практических технологий в обучении иностранным языкам.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение и
систематизация лингвистической, психолого-педагогической, методической
литературы по теме исследования; анализ программно-методического обеспечения
курса английского языка в начальной школе, изучение и анализ средств
теоретико-практических технологий, применяемых в обучении иностранным
языкам. Практическое значение работы состоит в возможности
использования ее материалов в процессе обучения английскому языку в
общеобразовательной школе, а также при изучении методики обучения иностранным
языкам в педагогическом вузе.
Структура
исследования обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из введения,
двух глав с выводами, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение:
Среди проблем,
теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков,
коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее
актуальных.
Наряду с этим важно дать
учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях
англоговорящих стран. Этой цели могут служить, в частности, учебные
видеофильмы, использование которых способствует реализации важнейшего
требования коммуникативной методики представить процесс овладения языком как
постижение живой иноязычной действительности.
Более того, использование
инновационных технологий на уроках способствует индивидуализации обучения и
развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При использовании
инновационных технологий на уроках иностранного языка развиваются два вида
мотивации: самомотивация, когда учебный материал интересен сам по себе, и
мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может
понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои
силы и желание к дальнейшему совершенствованию.
Необходимо стремиться к
тому, чтобы ученики получали удовлетворение от использования инновационных
технологий именно через понимание языка, а не только потому, что эти технологии
существенно отличаются от привычных приемов, используемых учителем на уроке
иностранного языка.
Еще одним достоинством
использования педагогических инноваций на уроках английского языка является
сила впечатления и эмоционального воздействия на учащихся, влияющая на
повышение уровня мотивации к предмету.
Успешное достижение такой
цели возможно лишь, во-первых, при систематическом использовании инновационных
технологий, а во-вторых, при методически организованной демонстрации.
Безусловно, использование
инновационных технологий на уроке иностранного языка и во внеурочной
деятельности младших школьников открывает ряд уникальных возможностей для
учителя и учащихся в плане овладения иноязычной культурой, в особенности в
плане формирования общей иноязычной компетенции.
В отличие от аудио или
печатного текста, которые, безусловно, могут иметь высокую информативную,
образовательную, воспитательную и развивающую ценность, видеотекст имеет
преимущество, соединяя в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия.
Помимо содержательной стороны общения, видеоматериал содержит визуальную
информацию о месте и событии, внешнем виде и невербальном поведении участников
общения в конкретной ситуации, обусловленных зачастую спецификой возраста, пола
и психологическими особенностями личностей говорящих. Визуальный ряд позволяет
лучше понять и закрепить как фактическую информацию, так и чисто языковые
особенности речи в конкретном контексте.
Видеоресурсы
предоставляют практически неограниченные возможности для проведения анализа,
построенного на сравнении и сопоставлении культурных реалий и особенностей
поведения людей в различных ситуациях межкультурного общения. Очевидно и то,
что просмотр видеофильмов может иметь сильное эмоциональное воздействие на
обучаемых, служить стимулом и условием для создания дополнительной мотивации в
дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССАХ 1.1. Характеристика методов и средств использования
инновационных форм в обучении
иностранному языку в начальных классах
Традиционное обучение упрощает задачу учащихся понять иностранный язык и
препятствует пониманию ими структуры и функции языка, делает учащихся
пассивными получателями знаний. Главной целью обучения иностранным языкам в
общеобразовательных учебных заведениях является приобретение учащимися умений и
навыков грамотного использования иностранного языка в реальных жизненных
ситуациях не только повседневного, но и делового, профессионального общения.
Для
дальнейшей оптимизации и повышения эффективности процесса обучения все чаще
применяются мультимедийные средства. Мультимедийное обеспечение учебного курса
в школе может привлечь внимание учащихся. Работая с мультимедиа-ресурсами, учащиеся
могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои
индивидуальные способности и предпочтения.
Современность
требует от современного педагога и ученого изучать и рассматривать мультимедиа
как средство интерактивного и креативного обучения иностранному языку. В.
Бартощак работает над интенсивным изучением иностранного языка [1], И. В.
Удовенко, обосновывая необходимость использования инноваций в
образовательном процессе, отметила, что дидактические возможности определенных
технических средств соотносятся с определенными желательными характеристиками
[33]. Исследовательница отмечает, что «современный специалист в любом случае
должен обладать навыками использования информационных и коммуникационных
технологий в профессиональном контексте» [33]. Ряд других ученых и методистов
утверждают, что мультимедиа – это не просто средство, а инструмент быстрого
овладения иноязычной речью [31].
Бесспорными
преимуществами и особенностью мультимедиа-технологии являются такие ее
возможности, активно использующиеся в процессе обучения:
— сохранение
значительного объема разнообразной информации;
— увеличение
(детализация) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов,
иногда в двадцатикратном увеличении (режим «лупа») при условии сохранения
качества изображения.
Применение
технологий мультимедиа положительно отражается сразу на нескольких аспектах
учебного процесса:
— стимулирует
когнитивные аспекты обучения, такие как восприятие и осознание информации;
— повышает
мотивацию учащихся к обучению;
— развивает у
учащихся навыки совместной работы и коллективного познания;
— формирует
более глубокое понимание изучаемого материала благодаря комплексному
воздействию различных типов информации [32].
Проанализировав
методы и подходы отечественных и зарубежных авторов к интенсивному обучению
иностранному языку, а именно М. Фицулы, Л. Каспера, Ю. Бабанского, Н.
Скляренко, можно выделить следующие характерные особенности изучения
иностранного языка: овладение иностранным языком за короткое время за счет
мобилизации ресурсов личности и ее скрытых резервов; иностранный язык не
изучается, а воспринимается через общение; занятия начинаются с речевых
упражнений, а не с усвоения грамматических правил; обучение иноязычной речи
проходит в форме ролевой игры эффективнее, если используется мультимедийный
подход, основанный на использовании нескольких взаимодополняющих информационных
технологий [30].
Таким
образом, внедрением современных и инновационных подходов к преподаванию
иностранного языка является использование мультимедийных средств обучения [26].
Все эти технические средства значительно изменяют возможности преподавателя,
делают занятия более насыщенными и продуктивными. Появляется такое понятие, как
техническая насыщенность урока. Мультимедийные проекторы дают возможность
матричной презентации материала, которая отрывает ученика и преподавателя от
печатного текста, от последовательного считывания и заучивания наизусть [3].
Появляется
новая методика преподавания – мультимедийная технология. Правильное и системное
использование этой методики дает возможность увеличить объем учебного материала
в десятки раз, достичь достаточно высокого уровня владения иностранным языком
[27].
Современные
информационные технологии требуют внедрения новых подходов к обучению [28]. Это
не традиционная система плюс компьютер, это совсем другой учебный процесс,
который должен обеспечивать развитие коммуникативных, творческих и
профессиональных знаний, потребность в самосовершенствовании, постоянное
самообразование [29]. Каждое мультимедийное средство обучения отличается своей
оригинальностью, но они являются универсальными лишь при комплексном применении
средств новых информационных технологий обучения с учетом их характеристик,
дидактических возможностей и психологическим обоснованием их использования в
обучении иностранному языку. В этом случае можно говорить о повышении
эффективности и качества учебного процесса [6].
Основным
средством внедрения мультимедиа технологии является инновация. Последние
работы, касающиеся проблемы использования инноваций в
образовательном процессе, все больше свидетельствуют о необходимости
использования информационно-коммуникативных технологий для образования, которые
открывают широкие горизонты возможностей. В зарубежных научных публикациях
последних лет рассматриваются различные вопросы, касающиеся проблем
использования инноваций. Так, существует большое количество возможностей, которые
достигаются благодаря использованию инноваций и мультимедийных учебных программ [32].
1. Современный
уровень развития общества требует от учащихся опыта существования в
информационном пространстве. В контексте языкового образования это ведет к
рассмотрению возможностей инноваций по созданию технологичной учебной среды
(то есть учебной среды, в которой наряду с традиционными материалами и видами
работы используются возможности ресурсов инноваций и учебные материалы нового
поколения), а также пространства, передающего социокультурное своеобразие
изучаемого лингвосоциума [12].
Внедрение
информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс характеризуется:
— постепенным
наращиванием темпа;
— изменением
количественных и качественных характеристик средств;
— увеличением
объема информационных потоков, изменением технологий преподавания;
—
трансформацией системы взаимоотношений в системах «преподаватель – ученик»,
«преподаватель – группа учеников», «ученик – группа учеников» [34].
Кроме
того, внедрение инноваций в учебный процесс требует
разработки и практического использования научно-методического обеспечения,
создания и эффективного применения инструментальных средств и систем
компьютерного обучения и контроля знаний, системной интеграции