Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Использование игровых занятий в процессе развития речи первоклассников (на примере Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 319»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 6
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2 Развитие речи в младшем школьном возрасте 15
1.3 Роль игры и игровых занятий в развитии детей младшего школьного возраста 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ 30
2.1 Результаты диагностики развития речи первоклассников 30
2.2 Реализация комплекса игровых занятий в процессе развития речи первоклассников в ГБОУ «Школа № 319» 38
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 49
ЗAКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕ-НИЯ………………………………………………………………57
Введение:
Актуальность исследования. Проблема развития правильной устной речи остается одной из актуальных проблем теории и методики развития речи детей младшего школьного возраста, так как адекватное воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развер-нутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти учебные действия требуют достаточного уровня развития устной ре-чи.
Речь – это сложная многоуровневая, функциональная система, ко-торая базируется на совместной деятельности трех основных блоков мозга: энергетического блока, операционного блока и блока програм-мирования.
Речь тесно связана с развитием познавательных процессов, таких как мышление, восприятие, память, ориентировка в пространстве, и с развитием эмоционально-волевой сферы. Язык и речь, являясь важней-шим средством человеческого общения, познания действительности, служат также основным каналом приобщения человека к ценностям ду-ховной культуры, а также необходимым условием успешного воспита-ния и эффективного обучения.
Наиболее интенсивный период усвоения норм правильной устной речи приходится на младший школьный возраст, что позволяет школе играть одну из главных ролей в процессе становления и развития навы-ков грамотной речи. При этом нельзя не отметить, что зачастую в рам-ках работы по развитию речи в начальной школе особое внимание уде-ляется пополнению и обогащению словарного запаса учащихся, а вни-мание закреплению норм правильной устной речи уделяется недоста-точно.
Выявленное нами противоречие между важностью проблемы фор-мирования правильной устной речи в младшем школьном возрасте и методической проработанностью данного вопроса и актуализирует вы-бор темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования – процесс развития речи первоклассников.
Предмет исследования – игровые занятия как средство развития речи первоклассников.
Цель исследования – на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы разработать и реализовать комплекс игровых занятий для развития речи первоклассников (на при-мере Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 319»).
Гипотеза исследования – Использование игровых занятий в про-цессе развития речи первоклассников позволит стимулировать развитие правильной устной речи.
Цель и гипотеза исследования обуславливают необходимость ре-шения следующего комплекса задач:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
2. Описать развитие речи в младшем школьном возрасте.
3. Представить роль игры и игровых занятий в развитии детей младшего школьного возраста.
4. Привести результаты диагностики развития речи первоклас-сников.
5. Реализовать комплекс игровых занятий в процессе развития речи первоклассников в ГБОУ «Школа № 319».
6. Выполнить анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
— анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
— анкетирование;
— тестирование;
— педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
— качественная и количественная обработка эмпирических данных.
Методики исследования:
1. анкета для младших школьников «Мотивы речевой деятельно-сти» (разработана самостоятельно)
2. анкета для педагогов «Актуализация мотивации речевого разви-тия учащихся» (разработана самостоятельно)
3. диагностика речевого развития детей (автор – Ф.Г. Даскалова)
4. методика диагностики уровня связной речи детей (автор – О.С. Ушакова).
Теоретическая значимость исследования заключается в система-тизации и уточнении психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста; в рассмотрении позиций ученых и мето-дистов по вопросу развития речи в младшем школьном возрасте; в вы-явлении роли игры и игровых занятий в развитии детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— педагогами начального звена с целью развития речи учащихся с использованием игровых занятий;
— студентами, получающими психолого-педагогическое образова-ние, с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинар-ским занятиям;
— молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей науч-ной проблематики, с целью систематизации и обобщения методических сведений и эмпирических данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, представленной двумя главами, структу-рированными на параграфы, заключения, списка литературы и прило-жений.
Заключение:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования одной из обязательных характеристик младшего школьника отмечает развитую грамотную устную речь. В связи с этим реализация ФГОС НОО в рамках образовательных учре-ждений предполагает использование игровых приемов формирования правильной устной речи младших школьников.
В результате проведения дипломного исследования удалось до-стичь поставленной во введении цели работы, что позволило на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы разра-ботать и реализовать комплекс игровых занятий для развития речи пер-воклассников (на примере Государственного бюджетного общеобразо-вательного учреждения «Школа № 319»).
Для реализации поставленной цели были решены следующие за-дачи:
— были охарактеризованы психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
— было описано развитие речи в младшем школьном возрасте;
— была представлена роль игры и игровых занятий в развитии де-тей младшего школьного возраста;
— были приведены результаты диагностики развития речи перво-классников;
— был реализован комплекс игровых занятий в процессе развития речи первоклассников в ГБОУ «Школа № 319»;
— был выполнен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
В результате теоретического анализа литературы удалось устано-вить, что под правильной устной речью младшего школьника понимают связную, выразительную речь с соблюдением грамматических и орфо-эпических норм. Для развития такой речи у младшего школьника со-временная методика преподавания предлагает широкое разнообразие специальных приемов, среди которых организация диалогов, различно-го рода игровые ситуации и упражнения, работа в малых группах, групповое чтение, инсценировки, сочинения по заданной рифме, сло-варная работа, творческий пересказ, беседы, составление предложений и рассказов и мн. др.
Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала истин-ность выдвинутой гипотезы исследования о том, что использование иг-ровых занятий в процессе развития речи первоклассников позволит сти-мулировать развитие правильной устной речи.
Итак, по итогам проведения дипломного исследования необходимо отметить, что поставленная цель работы выполнена, задачи решены, а гипотеза доказана.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗО-ВАНИЯ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школь-ного возраста
Младший школьный возраст – это период развитие от 6,5- лет до 11-12 лет, связанный с обучением в начальном звене общеобразователь-ного учреждения . Согласно подходам, предложенным такими учеными как Л.С. Выготский , А.Н. Леонтьев , Д.Б. Эльконин , переход от одного возрастного этапа к другому сопровождается кризисом. Например, кри-зис 7 лет сопровождает переход к младшему школьному возрасту от дошкольного возраста. У ребенка к 6 годам начинает зарождаться го-товность (психологическая) к обучению в школе, а формирование ее предпосылок взаимосвязано с кризисом 7 лет.
Отличительными чертами кризиса 7 лет является:
— утрата дошкольником непосредственности, что свойственна это-му периоду, которая находит отражение в переживаниях по поводу производимых им действий;
— для дошкольника начинает быть характерно манерное поведение, проявляющееся в утрированности поведения – дурашливость либо чрезмерная строгость, обращение к выражениям из лексикона «взрос-лых» либо наоборот их коверкание;
— формирование феномена «горькой конфеты» – дошкольник скрывает свою потребность во взрослых, либо плохое самочувствие .
Согласно точке зрения Л.И. Божович , развитие кризиса 7 лет у дошкольника определяется формированием у него значимого системно-го новообразования – «внутренней позиции», отражающей переход ре-бенка на следующий уровень рефлексии и самосознания.
Л.С. Выготский высказывал точку зрения, что кризис 7 лет со-держит в себе следующие основные фазы:
— докризисная фаза, в рамках которой дошкольник в процессе ве-дущей деятельности ограничивается игрой, а также позицией ребенка в общественных отношениях, игра еще не исчерпала своего потенциала и дает ребенку возможность для развития. Наряду с этим, становясь младшим школьником, дети испытывают реальной готовности к процес-су обучения в школе (однако, они могут испытывать желание ходить в школу, т.к. их интересует соответствующая школе атрибутика, а также новая «игра» – приобретение школьных принадлежностей и манипули-рование ими). Одновременно с этим старт обучения в школе, который неизбежно приносит с собой и первые трудности (адаптацию к правилам школы, ее условиям и новому окружению, школьные неуспехи) вызы-вают понижение интереса к школе, а также желание возвратиться обрат-но в дошкольное образовательное учреждение. Таким образом, ребенок переживает несогласованность занимаемой позиции школьника и его ре-альных возможностей и желаний;
— посткритическая фаза, в рамках которой ребенок поэтапно овла-девает компонентами учебной деятельности, у него развивается понима-ние того факта, что возможности расширились и начинают отвечать требованиям школы, формируется учебный интерес, а также познава-тельная мотивация. Данные изменения приводят к снижению негативных поведенческих симптомов, вплоть до их исчезновения .
В возрасте младшего школьника ситуацию социального развития отличается тем, что дети по-прежнему сохраняют такие детские качества, как наивность, легкомыслие и отношение к взрослому снизу-вверх. Од-нако младшие школьники лишаются в своем поведении детской непо-средственности, у них возникает иная логика мышления. Дети в этом возрасте входят за границы семьи, у них увеличивается круг знакомств, они становятся субъектами общества, у них появляются значимые для общества обязанности, выполнение которых вызывает ту или иную об-щественную оценку. У ребенка в этом возрасте трансформируются цен-ности, интересы и весь жизненный уклад. У младшего школьника изме-нение образа жизни: к нему предъявляются новые требования, у него формируются «роль ученика», т.е. новая социальная роль, развивается совершенно новый вид деятельности, которая контролируется обще-ством, так как значима для него, и обязательно, – учебная. Дети в млад-шем школьном возрасте становится обладателем не только умений и знаний, но конкретного статуса в социуме. У них трансформируется восприятие своего места в системе общественных отношений .
В этом возрасте особую роль играет тип отношений с взрослыми: происходит разделение социальной системы «ребенок – взрослый» на «ребенок – родитель» и «ребенок – учитель», последняя для младшего школьника становится отношением «ребенок – общество», обуславли-вающей отношения с другими детьми и родителями. Для младшего школьника, учитель – это тот взрослый, чья социальная роль взаимо-связана с предъявлением каждому ребенку требований, который обяза-тельны, равны и важны для всех, а также с определением оценки каче-ства проделанной учебной работы. Учитель, для ребенка, – это носитель социальных образов.
В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью выступает учебная – деятельность, которая напрямую ориентирована на овладение умениями и знаниями, которые были выработаны человечеством.
На этапе поступления в школу у детей еще не сформирована учеб-ная деятельность, ее еще необходимо развить в виде учебных умений, наиболее значимо умение учится самостоятельно. Наибольшую слож-ность вызывает тот факт, что мотив, с которым дети приходят в первый класс, как правило, не имеет связи с содержанием осуществляемой в школе деятельности (познавательная мотивация).
Смысловая нагрузка учения – это получение умений, развитие их в навыки и присвоение знаний. В образовательном учреждении для младшего школьника создаются условия для полноценной реализации учебной деятельности, в рамках которой он, руководимый педагогом, обучается оперированию научными понятиями. При этом особенностью учебной деятельности является усвоение ребенком знаний, а не их про-изведение либо трансформация. В связи с этим в рамках учебной дея-тельности сам ученик является предметом изменений. Поэтому учебная деятельность является тем видом деятельности, который в состоянии сориентировать детского внимания на самом себе, базируясь при этом на рефлексии и самооценки полученных им умений и знаний .
Согласно точке зрения, высказанной Д.Б. Элькониным , нижесле-дующие компоненты образуют структуру учебной деятельности: учеб-ная мотивация; учебная задача; учебное действие; действия контроля; действия оценки.
Первоначально учебная деятельность является совместной дея-тельностью учителя и ученика. Если проводить аналогию с усвоением ребенком предметных действий, то в ходе учебных действий необходи-мые знания находятся в руках учителя и он, помогая ребенку, передает ему в руки эти знания. Основным отличием учебных действий от пред-метных действий выступает идеальный характер оперируемых в учебе объектов, и тот факт, что учитель действует не руками, а при помощи интеллекта. Т.е. учебную деятельность можно сравнить с предметной де-ятельностью, но в учебной деятельности оперирование происходит на теоретическом и идеальном уровне. Помимо взаимодействия ребенка с учителем, обучение в школе дает младшему школьнику новый вид взаи-модействия – взаимодействие с одноклассниками, которое развивается по двум направлениям – как межличностное общение и как учебное со-трудничество.