Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психолого-педагогическое образование

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Использование игровых занятий в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста (на примере ГБОУ Москвы «Школа № 2116» «Зябликово», дошкольное отделение №5 Улыбка , 12 старшая группа)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7

1.1. Сущность понятий «речь» и «речевое развитие» в современных психолого-педагогических исследованиях 7

1.2. Специфика применения игровых занятий у детей старшего дошкольного возраста 10

1.3. Обзор методик диагностики и развития речи детей старшего дошкольного возраста 13

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 17

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ГБОУ МОСКВЫ «ШКОЛА № 2116» «ЗЯБЛИКОВО» НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ 18

2.1 Выявление уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента 18

2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых занятий 28

2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы по использованию игровых занятий в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста 31

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 36

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГБОУ МОСКВЫ «ШКОЛА № 2116» «ЗЯБЛИКОВО» 37

3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам по использованию игровых занятий в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста 37

3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям по использованию игровых занятий в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста 39

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..47

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Ключевым вектором развития детей старшего дошкольного возраста прежде всего рассматривается речевое развитие. Владение родным языком рассматривается не только в качестве умения правильного выстраивания предложений.

Дошкольник прежде всего должен приобрести навыки к описанию предметов, событий, явлений, обращая внимание на их последовательное построение. Это означает, что речь старшего дошкольника должна являться внятной и понятной, что необходимо на этапе предшкольного развития. Речевое развитие является средством целостного развития и саморазвития личности, формирует коммуникативные умения, стимулирует познавательную активность ребенка. Богатство словарного запаса, умение точно выражать мысли является показателем умственного и речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что старший дошкольный возраст является периодом активного развития и становления всех сторон речи – грамматической, лексической, фонетической. Ведущим видом деятельности в период дошкольного детства, когда у детей активно развивается речь, является игра. Игровые занятия способствуют развитию речи детей, их коммуникативной личности. В процессе взаимодействия дети улавливают новые связи, которые помогают им обогащать словарный запас и в целом совершенствовать уровень владения языком.

Проблема исследования: каков уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста, и каковы оптимальные средства игры для развития речи старших дошкольников.

Объект исследования: процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование игровых занятий в процессе развития речи старших дошкольников.

Гипотеза исследования: предполагается, что процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровых занятий будет эффективным при соблюдении следующих условий:

— игровые занятия будут способствовать эффективному усвоению новой лексики, обучению составлению рассказов, а также мотивации детей, повышая уровень развития речи;

— игровые занятия будут соответствовать направлениям развития речи и готовности к овладению грамотой, памяти, внимания, мышления, формированию устной речи.

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние игровых занятий на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

— определить сущность понятий «речь» и «речевое развитие» в современных психолого-педагогических исследованиях;

— выявить специфику применения игровых занятий у детей старшего дошкольного возраста;

— провести обзор методик диагностики и развития речи детей старшего дошкольного возраста;

— выявить уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента;

— реализовать опытно-экспериментальную работу по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых занятий;

— провести оценку эффективности опытно-экспериментальной работы по использованию игровых занятий в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста;

— разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по использованию игровых занятий в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основой исследования является теория процессов речевой деятельности, обусловленная исследованиями Д.Б. Эльконина. В том числе представленное исследование базируется на актуализации роли и места языковой деятельности в детском развитии, теоретических аспектах речи (А.Н. Леонтьев).

Методы исследования:

— теоретические (изучение и анализ научно-методической, педагогической, психологической литературы по данной проблеме, изучение педагогического и социального опыта);

— практические (педагогическая диагностика по методикам изучения речевого развития старших дошкольников следующих авторов: О.В. Чиндиловой, О.С. Ушаковой).

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении актуальности влияния игровых занятий на речевое развитие дошкольников. Практическая значимость подтверждена эффективностью экспериментальной работы по развитию речи детей.

Эмпирическая база исследования: ГБОУ Москвы «Школа № 2116» «Зябликово», дошкольное отделение №5 «Улыбка», старшая группа № 12.

Структура работы: введение, теоретическая и практические главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе теоретического исследования было выяснено, что речь – это одна из форм применения языка и непосредственный акт коммуникации. Речь является аспектом коммуникации, а формирование речевой деятельности – процессом, который позволяет совершенствовать речевую личность ребенка дошкольного возраста. И для формирования речевой деятельности необходимо организовать определенную работу, например, игровую. При этом мы также определили, что развитие речи представляет собой деятельность, которая ориентирована на коммуникативное развитие личности ребенка.

В свою очередь, игровые занятия – это оформленная игровая деятельность, которая позволяет развивать речь дошкольников и формировать коммуникативные структуры их личности.

Игровая деятельность способствует развитию речи, однако, необходимо оценивать эффективность такой работы. Для диагностики развития речи у детей старшего дошкольного возраста необходимы такие методики, которые позволят на основе всестороннего анализа выявить уровень их речевого развития.

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по определению уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста. Первоначально была проведена входная диагностика фактического уровня развития речи у дошкольников. Работа проводилась по трем направлениям: на определение уровня словарного запаса и способности к использованию ребенком лексических значений; на определение уровня освоения грамматического строя речи и на выявление умения говорения-слушания, чтения-слушания. В ходе диагностики было выяснено, что у детей речь развита недостаточно хорошо по всем направлениям.

Для более эффективного развития речи дошкольников нами была предложена картотека игровых занятий, которые необходимо систематически проводить с детьми в процессе непосредственной игровой деятельности.

После освоения игровых упражнений была проведена повторная диагностика фактического уровня развития речи старших дошкольников по тем же направлениям речевой деятельности. Было отмечено, что результаты речевых показателей значительно повысились, дети стали более связно составлять рассказы, совершать меньше ошибок в процессе говорения. Это позволяет, в свою очередь, говорить об эффективности предложенных игровых занятий.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Сущность понятий «речь» и «речевое развитие» в современных психолого-педагогических исследованиях

В настоящее время достаточно серьезное внимание в общественном развитии уделено развитию детей дошкольного возраста, в частности, личностному становлению дошкольника и процессам его социализации, что в глобальном плане значится как сохранение здорового поколения.

Преимущественно значимую роль имеет последующее начальное образование, ведь непосредственно в период дошкольного детства происходит становление основ научного мировоззрения, в том числе происходит определение способов учебной деятельности, ребенок учится жить среди людей.

По словам А.Н. Леонтьева, «фактическое формирование личности» происходит как раз именно в дошкольном детстве, в процессе активного развития личности.

А.А. Леонтьев рассматривает речь как коммуникативный аспект познания.

По мнению А.А. Хвостиковой – речь – это один из видов деятельности человека.

Речь есть речевая деятельность, направленная от субъекта к адресату, материальную форму текста, которая содержит не только объективную информацию, но и немного прагматического содержания.

Как отмечал А.А. Леонтьев, механизм способности речевого процесса формируется на базе врожденных психофизиологических особенностей. Необходимо понимать также и то, что лингвистическая способность представляет собой основную совокупность речевых умений детей старшего дошкольного возраста, сформированных на базе предпосылок к процессам речевого развития. Это научная точка зрения исследователя В.Е. Федоровского.

Проблемой развития речи дошкольников сегодня занимаются разные исследователи. В теоретическом плане представлены такие работы, в которых акцент сделан не на решении обособленно взятых задач речевого развития старших дошкольников, а непосредственно на обобщенном понимании относительно формирования речевой компетенции в качестве основополагающего фактора и преимущественно значимого условия в плане становления и последующего развития речевой деятельности ребенка.

Также, рассматривая речи как феномен психического развития личности дошкольников, предлагаются новые эффективные пути для развития всех компонентов речевых способностей детей старшего дошкольного возраста и советуют соблюдать конструктивистский подход к развитию речи.

К тому же, в работе А.М. Богуш ранее обозначалось, что большинство детей до 5 лет имеют очень плохо развитую речь, которая отстает от нормального речевого развития приблизительно на 2 года, то есть, в основном соответствует норме детей трехлетнего возраста. Такое заключение исследователя является достаточно печальным в свете проблемы речевого развития детей.

Речевое развитие ребенка – это показатель общего психического развития человека. Развитие речи детей имеет большую социальную значимость.

А.А. Хабаров писал, что развитие речи дошкольников способствует повышению их мотивации, расширяет потребности, делает личность более коммуникативной.

А.М. Богуш считает, что к 5 годам ребенок уже должен иметь звуковую культуру речи, обладать лексикой, семантикой грамматикой при построении речи. При этом автор выделяет понятие речевой личности, то есть такой личности, когда у старшего дошкольника уже полноценно «сформирована фонетическая, лексическая, грамматическая, разговорно-диалогическая и коммуникативная компетентность», которая непосредственно способствует развитию речи.

Т.А. Пироженко дал обоснование коммуникативно-речевому генезису ребенка, обратив внимание на то, что речь ребенка является характеристикой развития личности в общем.

По мнению Д.Ш. Мирзаевой и Д.Х. Раматовой, речевые достижения старшего дошкольника определяет опыт межличностной коммуникации, а также отражает принципиально значимые феномены психологических параметров.

Т.А. Пироженко, кроме того, отмечал, что развитие личности предполагает включение ребенка старшего дошкольного возраста в рутинные процессы, в частности, необходимо стимулировать его речевую коммуникацию. Эффективному развитию личности должны благоприятствовать специально создаваемы условия в дошкольной организации.

Таким образом, речь является аспектом коммуникации, а формирование речевой деятельности – процессом, который позволяет совершенствовать речевую личность ребенка дошкольного возраста. И для формирования речевой деятельности ребенка старшего дошкольного возраста необходимо организовать определенную работу, например, игровую.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы