Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Использование элементов современных образовательных технологий при изучении курса биологии в средней школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1. Понятие современных технологий и их потенциал в процессе обучения………………………………………………………………………..6
1.2. Дидактический потенциал современных образовательных технологий……………………………………………………………………..14
Выводы по 1 главе 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 23
2.1. Использование информационных современных образовательных технологий на уроках биологии в средней школе 23
2.2. Использование интерактивных современных образовательных технологий на уроках биологии в средней школе 33
Выводы по 2 главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Введение:
Актуальность исследования. В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» и в «Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» роль современных образовательных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современной системы образования. Необходимость широкого использования современных образовательных технологий в современном образовательном процессе прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС, в том числе и по биологии.
Именно благодаря внедрению в образовательный процесс современных образовательных технологий можно осуществить диалог с обучающимися, активизировать и повышать их мыслительную и познавательную деятельность, повысить качество и эффективность обучения в преподавании биологии, повысить качество знаний, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает у них способность связывать теоретические знания с реалиями современной жизни, повышает интерес к образовательному процессу и делает его более доступным.
Кроме того, использование современных образовательных технологий в учебном процессе позволяет повысить мотивацию обучающихся к изучению биологии; индивидуализировать и интенсифицировать процесс обучения путем приведения формы, организации, темпа занятия и аудиовизуального воздействия на обучающихся в соответствии с реальными возможностями человеческого мозга воспринимать и передавать информацию, достигать более глубокого восприятия, что способствует более эффективной переработке и усвоению учебной информации.
Традиционная методика обучения биологии предполагает прежде всего усвоение системы знаний, а уже потом – выработка умений и навыков. Биологическое образование школьников еще до сих пор слишком теоретизировано, в нем недостаточно уделено внимания использования современных образовательных технологий на уроках.
Степень научной разработанности.
Многие вопросы об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе: Н.В, Матяш, Е.Н. Беляева, О.В. Бережная, О.С, Дмитриева, Н.Б, Крылова, А.В, Марина.
В данной работе учитывая то, что в современной научно-методической литературе по биологии вопросу практического использования элементов современных образовательных технологий при обучении биологии в школе не оказывается должного внимания, актуальность данной работы не вызывает сомнений.
Объект исследования – процесс использования современных образовательных технологий на уроках биологии в средней школе.
Предметом исследования является методика применения современных образовательных технологий на уроках биологии в средней школе.
Цель исследования состоит в описании специфики использования современных образовательных технологий на уроках биологии в средней школе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) Изучить научные подходы к понятиям «технологии», «педагогические технологии», «современные образовательные технологии».
2) Определить особенности интерактивных и информационных технологий в обучении биологии.
3) Проанализировать дидактические возможности и потенциал современных интерактивных и информационных образовательных технологий при обучении биологии в средней школе.
Для проведения исследования были использованы следующие методы:
1) критический анализ учебной и теоретической литературы по избранной проблематике;
2) организованное наблюдение за учебным процессом побиологии;
3) разработка элементов урока с использованием современных образовательных технологий.
Практическая значимость. В работе предлагаюся различные современные образовательные технологии обучения биологии, которые учителя могут использовать в своей работе. Ведь развитие качеств личности человека зависят от разнообразия видов деятельности. Разнообразные современные образовательные технологии способствуют повышению интереса учащихся к предмету биология, что отражается на качестве успеваемости. У обучающихся развиваются познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные учебные действия. Эти универсальные учебные действия, являющиеся основой образовательного и воспитательного процесса, пригодятся не только в учебной деятельности, но и в дальнейшей жизни. Поэтому мы предлагаем данные технологии для использования учителям в своей практике.
Установленные цель и задачи определили структуру и объём работы, которая состоит из введения, двух глав и выводов по каждой из них, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, оценивается степень научной разработанности проблемы, формируются цели и задачи, раскрываются методологические основания, характеризуются новизна и практическая значимость выпускной квалификационной работы.
В первой главе «Научно-теоретические подходы к понятию современных образовательных технологий» было изучено понятие современных технологий и их потенциал в процессе обучения, а так же представлен дидактический потенциал современных образовательных технологий.
Во второй главе «Методика использования современных образовательных технологий на уроках биологии в средней школе» предложено использование информационных и интерактивных современных образовательных технологий на уроках биологии в 5- 9 классах.
В заключении представлены основные выводы по исследованию.
Апробация результатов исследования. Предложенные информационные и интерактивные современные образовательные технологии были апробированы на базе МОУ «Чапаевская СОШ», в 5-9 классах.
Заключение:
Современные образовательные технологии включают в себя информационные и интерактивны технологии, которые уже прочно вошли в современный образовательный процесс, в том числе и на уроках иностранного языка и служат развитию всех видов речевой деятельности, в том числе и устной.
Современные образовательные технологии позволяют осуществлять сочетание в одном программном продукте разнообразных видов информации: традиционных (тексты, таблицы, иллюстрации, фото) и оригинальных (звук, музыка, фрагменты видеофильмов, анимация и другие эффекты), что позволяет стимулировать коммуникативную и познавательную активность учащихся в процессе говорения.
Взаимодействие с Интернет — технологиями способствует компетентно-диалогическому наполнению мотивационной, содержательной, операционной сторон коммуникативной и познавательной деятельности через поощрение взаимодействия в общении, постановку творческих задач и проблемных ситуаций.
Таким образом, современные образовательные технологии включают в себя информационные и интерактивные технологии, которые уже прочно вошли в современный образовательный процесс, в том числе и на уроках биологии и служат развитию всех видов деятельности: поисковой, исследовательской, опытной, проектной и т.д.
Информационные образовательные ресурсы должны помочь урокам быть более результативными, сделать учебный процесс более эффективным, способствовать более рациональной организации познавательной деятельности школьников в ходе учебно-воспитательного процесса, повышению качества обучения, повышению интереса к предмету.
Применение активных и интерактивных технологий обучения способствует развитию навыков критического мышления и познавательных интересов учащихся не только на уроках, но и во время проведения внеклассных мероприятий. Использование инновационных технологий позволяет детям чувствовать себя уверенно, свободно выражать свои мысли и спокойно воспринимать замечания, ведь они являются активными участниками учебного процесса.
Элементы инновационных технологий, которые применяют учителя побуждают учеников проявлять воображение, творчество, развивают умение быстро анализировать ситуацию.
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук и другие современные технические средства обучения позволяют сделать уроки с интерактивными технологиями более интересными и занимательными. Таким образом, использование интерактивных технологий в процессе урока развивает мышление учащихся, обеспечивает достижение воспитательных целей, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Работа учителя должна быть построена так, чтобы учащиеся осознали, что ответственность за получение их собственных знаний лежит на них самих.
Учитель помогает школьникам в выполнении их совместной работы: принимать нужные решения, вырабатывать план действия, продвигаться в выполнении задания, укладываясь в определенное время.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Понятие современных технологий и их потенциал в процессе обучения
Важную роль в успешной реализации стратегии обучения играют инновационные преобразования, которые стимулируют соответствующее обновление образовательной политики и побуждают педагогов к поиску, апробации и введение современных технологий в процессе обучения.
В области образования и педагогики накоплен огромный опыт, сложились различные педагогические школы и направления. Все это требует серьезного анализа и обобщений. Здесь и пригодятся новые понятия – «образовательные» и «педагогические» технологии. Они предоставляют возможность описать процесс образования как целостную систему, чтобы успешно проектировать педагогическую деятельность и мастерски ею управлять.
Любая технология обучения – это детально продуманная модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса с безусловным обеспечением максимально комфортных условий как преподавателю, так и ученику.
Мысли о технологизации образования более 400 лет назад высказывал еще Ян Амос Коменский, выдающийся чешский мыслитель, педагог, писатель. Он выделял, прежде всего, умение правильно определять цель, выбирать средства ее достижения, формулировать правила пользования этими средствами. Элементы технологического подхода можно найти и в трудах выдающихся иностранных и отечественных педагогов – И. Г. Песталоцци, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других.
Развитие технологий обучения в мировом образовательном пространстве XX – начала XXI века можно условно разделить на три этапа, каждый из которых характеризует преобладание той или иной определенной тенденции.