Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Использование дифференцированных заданий и упражнений как средство коррекции письма у обучающихся с дисграфией в процессе обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические
основы коррекции письма у обучающихся с дисграфией посредством
дифференцированных заданий и упражнений. 6
1.1.
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с дисграфией. 6
1.2. Классификация
дисграфий и их характеристика. 10
1.3. Коррекция письма у
младших школьников с дисграфией посредством дифференцированных заданий и
упражнений. 15
Выводы по 1 главе. 18
Глава 2. Экспериментальная
работа по коррекции письма у обучающихся с дисграфией посредством дифференцированных
заданий и упражнений. 20
2.1. Констатирующий
эксперимент по изучению дисграфических ошибок у учащихся 3 класса 20
2.2. Формирующий
эксперимент по коррекции письма у учащихся 3 класса с дисграфией посредством
дифференцированных заданий и упражнений. 35
2.3. Контрольный эксперимент
и анализ полученных результатов. 40
Выводы по 2 главе. 47
Заключение. 53
Список использованных
источников. 55
Приложения. 58
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. У детей младшего школьного возраста довольно часто
возникают трудности овладения письмом. Чаще всего эти трудности обнаруживаются
в первом классе, и если ребенку не предоставляется вовремя специальная
коррекционная помощь, то ошибки на письме сохраняются.
Для того чтобы преодолеть трудности на письме требуется понимание их
механизмов — коррекционная работа должна быть построена с учетом качественного
своеобразия высших психических функций данного ребенка, сильных и слабых
звеньев функциональной системы письма.
Письмо является сложным психическим процессом, включающим в свою
структуру вербальные и невербальные формы. Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Н. И.
Садовникова, А. Н. Корнев, Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова и другие указывают на
то, что, расстройство письма носит системный характер, то есть письмо
нарушается как целостная система, целостный психический процесс.
Содержание термина «дисграфия» в современной литературе определяется
по-разному. Р. И. Лалаева дает следующее определение дисграфии – это частичное
нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках,
обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в
процессе письма [14].
У многих обучающихся массовых школ возникает нарушение письма. Это
нарушение отрицательно сказывается на школьной успеваемости детей. Младшие
школьники испытывают трудности в усвоении школьной программы и начинают
негативно относится как к самому уроку письма, так и к школе в целом.
Одной из причин нарушения письма может явиться замедленное установление
межанализаторных связей с недоразвитием мелкой моторики рук ребенка. У младших
школьников может наблюдаться снижение познавательных процессов (памяти,
внимания, мышления и т.д.). Помимо нарушения письма у детей нарушается устная
речь, лексико-грамматический строй речи.
В письменных работах обучающихся учителя зачастую могут встретить
орфографические и дисграфические ошибки. Дисгрфические ошибки бывают разных
видов и в каждом виде есть свои механизмы нарушения, например, такие как:
нарушение фонематического анализа и синтеза, замена и смешение близких по
артикуляции звуков, зеркальное написание букв, смешение букв, близких по
написанию и др.
В настоящее время в литературе представлено много работ и исследований,
посвященных формированию готовности детей младшего школьного возраста к
обучению письму (Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, И. Н. Садовникова, А. Н. Корнев).
Одним из средств коррекции письма у обучающихся с дисграфией в процессе
обучения являются дифференцированные задания и упражнения. Преимущество данных
заданий и упражнений в том в том, что они: стимулирует и активизирует
познавательную деятельность учащихся; способствует сознательному усвоению
материала; корректирует умственную деятельность учащихся; развивает их
творчество и способности; воспитывает самостоятельное мышление; помогает
выделить главное в изучаемого материала; повышает эффективность процесса усвоения
знаний; способствует устранению формализма в оценке знаний учащихся; приучает
ученика самостоятельно работать.
Дифференцированные задания и упражнения обучения помогает привлечь к
работе каждого ученика, найти оптимальный, рациональный подход к группам
школьников разных уровней, дает возможность ученику усвоить максимум
информации, представленной педагогом на уроке. Технология дифференцированного
обучения позволяет создавать благоприятные условия для того, чтобы каждый
ученик мог овладеть учебным материалом в соответствии с уровнем своих учебных
возможностей.
Однако практика показывает, что в общеобразовательной школе коррекционная
работа по коррекции письма у младших школьников посредством дифференцированных
заданий и упражнений почти не проводится, что и составляет проблему нашего
исследования.
Данная проблема определила тему нашего исследования: «Использование дифференцированных
заданий и упражнений на уроках русского языка, как средство коррекции письма у
детей младшего школьного возраста с дисграфией».
Объект исследования: процесс развития письменной речи у младших
школьников с диграфией.
Предмет исследования: использование дифференцированных заданий и
упражнений на уроках русского языка в процессе коррекции письма у детей
младшего школьного возраста с дисграфией.
Цель исследования: проанализировать психолого-педагогическую
литературу по проблеме коррекции письма у детей младшего школьного возраста с
дисграфией, дифференцированных заданий и упражнений на уроках русского языка по
коррекции письма и обобщить полученный результат исследования.
Гипотеза исследования: процесс коррекции письма у обучающихся с
дисграфией на уроках русского языка будет эффективнее, если:
— будет составлен комплекс дифференцированных заданий и упражнений на
уроках русского языка, направленный на коррекцию письма у младших школьников с
дисграфией;
— комплекс дифференцированных заданий и упражнений будет входить в
структуру уроков русского языка.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младших школьников
с дисграфией.
2. Изучить особенности нарушения письма у младших школьников с
дисграфией.
3. Раскрыть особенности использования дифференцированных заданий и
упражнений на уроках русского языка как средство коррекции письма у обучающихся
с дисграфией
4. Выявить в рамках констатирующего эксперимента особенности проявлений
дисграфии у младших школьников.
5. Составить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность
комплекса дифференцированных заданий и упражнений, направленного на коррекцию
письма у обучающихся с дисграфиейна уроках русского языка.
Новизна исследования заключается в анализе и обобщении научных
данных по проблеме использования дифференцированных заданий и упражнений,
направленного на коррекцию письма у обучающихся с дисграфиейна уроках русского
языка.
Практическая значимость: полученные данные могут быть полезны для
учителей начальной школы с целью коррекции письма у обучающихся с дисграфиейна
уроках русского языка. Глоссарий
Дифференциация (от латинского differentia — различие) – это
расчленение, разделение, расслоение целого на части, ступени, формы, тогда
применительно к процессу обучения мы понимаем дифференциацию как действие,
задача которого — разделение учеников в процессе обучения для достижения
главной цели обучения и учета особенностей каждого ученика.
Дифференцированное задание – это задание, построенное с учетом
особенностей типологической группы учащихся, т.е. группы, объединенной
одинаковым уровнем знаний и умений по предмету и уровнем их усвоения.
Дисграфия – нарушение письма, выражающееся в замене букв, в
пропуске и перестановке букв и слогов, в слиянии слов, что связано с
недоразвитием устной речи и недоразвитием фонематического слуха.
Коррекционно-воспитательная работа – система специальных
педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление
недостатков развития детей. Коррекционно-воспитательная работа направлена не
только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности
ребенка, охватывает все категории аномальных детей и осуществляется совместной
деятельностью педагогов и врачей. Чем раньше начата коррекция нарушений, тем
успешнее и полнее преодолевается дефект. Коррекционно-воспитательная работа осуществляется
полно и разносторонне уже в специальных детских дошкольных учреждениях,
составляя специфическое содержание их программ.
Коррекция – система педагогических и лечебных мероприятий,
направленных на преодоление или ослабление недостатков психического или
физического развития
Письмо – это сложный психический процесс, который нельзя отнести
либо только к речи, либо к системным и произвольным процессам восприятия или к
двигательной сфере. Является сложным системным и произвольным психическим
процессом, который включает в себя совместную работу и восприятия разной
модальности, и предметных действий, и тонкую моторику, с одной стороны, и
сформированность поведения – с другой.
Заключение:
Младший школьный возраст ̵ этап развития ребенка от 6-7 до 10-11 лет,
характеризующийся достаточно заметным формированием личности. Новообразования
младшего школьника: механическая память, переход от непроизвольного внимания к
произвольному, наглядно образное и словесно логическое мышление, развитие
самоорганизации, освоение приемов планирования, развитие самооценки,
возможность концентрироваться на неинтересных вещах. У младших школьников
формируются новые отношения со взрослыми и со сверстниками. Дети включаются в
новый вид деятельности ̵ учебную деятельность. Всё это сказывается на
формировании отношений с людьми, формирует характер, способности учащихся.
Процесс письма в норме осуществляется на основе необходимого уровня
сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой
дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и
синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного
анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность
какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения
письмом – дисграфию.
Определение «дисграфия» в литературе существует несколько. Но все авторы
придерживаются того, что дисграфия – это частичное нарушение или расстройство
процесса письма, которая проявляется в стойких специфических ошибках. Таким
образом, в современной логопедии выделяют несколько форм дисграфии:
артикуляторно-акустическую, акустическую, дисграфия на почве нарушения
языкового анализа и синтеза, аграмматическую и оптическую.
Следовательно, обучающиеся младших классов в общеобразовательной школе,
которые имеют специфические расстройства письма, не могут самостоятельно
организовывать свою деятельность. У данных обучающихся снижена
наблюдательность, отсутствует умение концентрироваться на задании, снижен темп
выполнения заданий и испытываются трудности в самоконтроле над собственной
деятельностью.
Обучающимся с дисграфией важна в первую очередь логопедическая помощь и
поддержка учителя. Без помощи логопеда они станут испытывать трудности в
учебном процессе, а также окажутся в качестве неуспевающих по учебным
дисциплинам в первую очередь – это русский язык.
Одним из средств коррекции письменной речи младших школьников с
дисграфией являются дифференцированные задания и упражнения. Дифференциация
предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по
одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных
планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований. Средством
реализации технологии становятся дифференцированные (или разноуровневые)
задания. Дифференцировать задания можно по трем вышеназванным уровням. Применение
дифференцированных заданий возможно на любом этапе урока и в домашней работе
обучающихся.
В результате проведения констатирующего этапа исследования можно сделать
вывод о том, что у 10 % детей выявлена артикуляторно-акустическая дисграфия, а
у 90 % детей имеется дисграфия на основе нарушений дифференциации фонем.
После получения и анализа результатов констатирующего эксперимента, можно
сделать вывод о том, что все дети, отобранные нами, испытывают трудности в
обучении письму и требуют коррекционной работы для улучшения речевого развития.
В рамках данной работы были выделены следующие направления логопедической
работы, направленной на коррекцию письма у обучающихся с дисграфией:
1. Работа с текстом и над предложением.
2. Развитие слогового анализа и синтеза.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане.
Таким образом, в процессе занятий осуществляется постепенный переход от
полного принятия инструкции и выполнения задания по строго заданной педагогом
схеме к совместной с педагогом деятельности, а затем и к самостоятельному
созданию программы деятельности, самостоятельной реализации и самостоятельному
контролю над своей учебной деятельностью.
Анализируя полученные данные обследования процесса письма при проведении
контрольного эксперимента, можно отметить, что, у большинства испытуемых
количество ошибок на письме по слуху, списывании и самостоятельного письма
присутствуют, но существенно уменьшились. Это говорит о том, что данные
нарушения являются стойкими, и два месяца коррекционной работы (обучающего
эксперимента), мало, необходимо более длительное время.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое
подтверждение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ ПОСРЕДСТВОМ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ 1.1.
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с дисграфией
Согласно возрастной периодизации, созданной Д. Б. Элькониным, младший
школьный возраст – это период в жизни ребенка с шести до десяти лет. В
современных школах этот в этот период обучающиеся получаются начальное
образование [29].
Этот период характеризуется новым качественным переходом в ведущей для
обучающихся деятельности: игровая деятельность отступает на второй план, а «в
качестве ведущей формируется учебная деятельность, в которой происходит
усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний» [5,
с. 148]. Психика младших школьников подвергается важнейшим в данном возрастном
этапе изменениям. При освоении учебной деятельности формируются
новообразования, являющиеся наиболее важными достижениями младших школьников.
Одно из важнейших – коммуникативные компетентности младших школьников. Эти
новообразования также являются фундаментом для благополучного развития ребенка
на последующих возрастных этапах.
Л. С. Выготский в своих трудах рассматривал общение в качестве главного
условия личностного развития и воспитания младших школьников. В младшем
школьном возрасте ребенок перестраивает своё взаимодействие с окружающими
людьми, поскольку «начало учебной деятельности по-новому определяет отношение
ребенка со взрослыми и сверстниками. Реально имеется две сферы социальных
отношений: «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». Эти сферы взаимодействуют
друг с другом» [5,
с.138].
Л. С. Выготский утверждал, что «формирование речевых умений детей является
одной из приоритетных задач, так как результативность и качество процесса
общения в большей степени зависит от уровня именно этих умений субъектов
общения» [5,
с. 106].
Основными факторами, оказывающими влияние на речевое развитие ребенка,
становятся школа (учителя), сверстники, семья. Поступивший в школу ребенок, по
мнению Р.С. Немова, «автоматически занимает совершенно новое место в системе
отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной
деятельностью. Близкие, взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с
ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на
себя обязательство (неважно – вольно или по принуждению) учиться, как все дети
в его возрасте» [18,
с. 85]. Обучающиеся, только переходящие в
период младшего школьного возраста, уже имеют достаточно обширный словарный
запас и владеют такими коммуникативными умениями, как вежливость,
общительность, самостоятельность и так далее. Постепенно, под воздействием
окружающих ребенка взрослых