Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Интегрированное изучение предметов математики и информатики в основной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………………………………………………………………………….. 6
1.1. Психолого-педагогические подходы к интеграции обучения в основной школе………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 6
1.2. Сущность и особенности интегрированного обучения в условиях информационной образовательной среды………………………………………………………………………….. 14
1.3. Особенности интеграции математики и информатики………………………………………… 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 26
2.1. Проблемы интеграции в современном обществе……………………………………………………. 26
2.2. Методические рекомендации по проведению интегрированных уроков информатики и математики в основной школе………………………………………………………………… 28
2.3. Методическая копилка уроков………………………………………………………………………………………… 35
2.4. Применение информационных технологий для повышения эффективности в обучении математики……………………………………………………………………………………………………………….. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………….. 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………………… 55
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………..78
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Происходящие
социально-экономические и социокультурные изменения современного общества привели
к формированию портрета учащегося и выпускника нового типа, основными чертами которого
являются мобильность, способность быстро осваивать различные сферы деятельности,
в том числе находящиеся на стыке нескольких наук и применять полученные знания и
умения в решении актуальных личностных и профессиональных задач.
В соответствии с концепцией
модернизации российского образования, необходимо предоставление возможностей всем
обучающимся осваивать индивидуальные образовательные программы.
Информационно-математический
профиль сложен тем, что информатика, как учебная дисциплина, включает в себя фундаментальную
и прикладную часть, которая инструментально связана с различными предметами, в том
числе и с математикой. Именно поэтому возникает необходимость в интегрированном
обучении информатике и математике.
Интеграция в педагогической
науке и практике означает объединение различных компонентов в единое целое на различных
уровнях: содержательно-предметном, деятельностном (объединение разных видов деятельности
учащихся и педагогов), организационном (объединение различных категорий учащихся).
В данной выпускной квалификационной
работе бакалавра под интегрированным обучением будем понимать содержательно-предметный
подход к организации образовательного процесса, предполагающий объединение двух
предметов.
Несмотря на то, что предмет
«Информатика и ИКТ» обладает потенциалом интеграции с различными школьными предметами
в силу его широких инструментальных возможностей по обработке информации, однако,
требуется адаптировать методику проведения интегрированных уроков информатики с
математикой для реализации целей обучения с учетом требований ФГОС ООО.
Методологическая основа исследования. Вопросам
внедрения интегрированного подхода в обучении посвящены работы Н.В. Бочковой, Д.Я.
Данилюк, И.С. Костарева, Е.Н. Пузанковой, Т.П. Рогушиной, И.А. Самойловой, М.А.
Смирновой, А.Д. Урсул, А.А. Хасанова и других, однако данные работы не учитывают
особенности содержательных областей информатики и математике.
В зарубежной практике вопросам
интегрированного обучения посвящены работы C. Golding (Австралия),
J.Th. Klein, R. Miller (США),
Sh.
L.MacMath (Канада),
G.
McPhail
(Новая
Зеландия), A.
Jervis,
A.
Presland,
J.
Wishart
(Великобритания),
I.
Helmane
(Латвия),
однако, они рассматривают интеграцию как слияние сразу нескольких учебных предметов,
реализуемое через решение практико-ориентированных проектных заданий.
Потенциал межпредметных связей
информатики рассмотрен в работах К.К. Колина, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчека, И.Г.
Семакина, И.А. Мизина, Н.Н. Моисеева и других, однако, здесь недостаточно освещены
особенности реализации «межпредметности» информатики и математики.
Интегрированное обучение информатики
представлено в публикациях В.В. Богдановой, П.П. Дьячук, И.Ф. Зыковой, А.М. Касумовой,
Б.И. Орехова, О.В. Поповой, Е.В. Рекк, Ю.П. Штепы и других.
Таким образом, проблема исследования
обусловлена противоречием между необходимостью интегрированного обучения информатики
и математики и недостаточным уровнем разработанности методических аспектов проведения
интегрированных уроков.
Объект исследования –
проведение интегрированных уроков математики и информатики в школе.
Предмет исследования –
интегрированное изучение предметов математики и информатики в основной школе.
Заключение:
Современный мир отличается
необычайной сложностью и двойственностью событий, он пронизан противоборствующими
тенденциями, наполнен сложнейшими альтернативами, но одновременно с этим, мир органичен
и целостен. Чтобы воспринимать его, часто мало знаний, обретенных в школе.
Интегрированный урок – это
вид урока, который объединяет в себе обучение в одно и тоже время по нескольким
дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
В таком уроке всегда акцентируются:
ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины дополнительные, содействующие
углублению, расширению, уточнению материала основной дисциплины. Существует несколько
видов интегрированных уроков: координированные, комбинированные, амальгамированные.
Задача учителя, планирующего интегрированный урок, — научить учеников мыслить личными
категориями, соотносить обобщенные выводы с определенными явлениями. И для этого
нужно, чтобы дети пытались взглянуть на явления вновь. Курс информатики может стать
интегрирующим звеном в развитии информационной культуры ученика. Интеграция здесь
видится в поэтапном сближении информатики как науки о рациональных методах работы
с информацией и основных учебных дисциплин. Кроме того, это сближение содержится
как в придании информатике большей фактической ориентированности и поддержке иных
учебных предметов, так и в стремлении в наибольшей степени применять достижения
информатики в базовых учебных курсах. Опыт работы по данной теме дает возможность
сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся
к следующему.
Превосходства интегрированных
уроков: повышают мотивацию, развивают познавательный интерес, что содействует к
повышению уровня обученности и воспитанности обучающихся.
Содействуют формированию целостной
научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической,
практической, прикладной; содействуют развитию устной и письменной речи, дают возможность
глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую суть.
Содействуют развитию языковых,
лингвистических и др. умений и навыков; дают возможность группировать знания; содействуют
развитию в большей степени, чем типичные уроки, эстетического восприятия, воображения,
внимания, памяти, мышления обучающихся (логического, художественно-образного, творческого);
обладая большой информативной емкостью, содействуют увеличению темпа исполняемых
учебных операций, дают возможность вовлечь каждого ученика в активную работу на
каждой минуте урока и содействуют творческому подходу к выполнению учебного задания.
Развивают в большей степени
общеучебные умения и навыки и оптимальные навыки учебного труда; содействуют повышению,
росту профессионального мастерства педагога, поскольку требуют от него владения
методикой новых технологий воспитательно-образовательного процесса, реализации деятельностного
подхода к обучению.
Цель исследования достигнута
путем решения следующих задач:
1. Выявлены теоретические
основы интеграции математики и информатики.
2. Проанализирована методическая
литература и обобщен практический опыт по проблеме внедрения интегрированных уроков
в систему образования, выявлена специфика межпредметных связей информатики и определены
организационные формы интеграции информатики и математики.
3.
Разработано учебно-методическое обеспечение интегрированных уроков.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИЗУЧЕНИЯ
ПРЕДМЕТОВ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
1.1.
Психолого-педагогические подходы к интеграции обучения в основной школе
Исходя из современных
требований социального характера, предъявляемых сегодня к образовательному
процессу в школах, определяется актуальность темы комплексного обучения. Такое
условие развития образования обусловлено закономерностью научно-технических
изменений в производстве.
Интеграция-это слияние
различных научных знаний. Интеграцию можно назвать высшей формой реализации
междисциплинарных связей, которые способствуют формированию новой, так
называемой базы знаний.
Позитивные изменения в
обществе и науке затрагивают все сферы жизни. Поэтому с этой точки зрения
системный подход как ключевая концепция основан на принципе согласованности.
Подход системного подхода
основан на принципе взаимосвязей. Определение термина"система"
многогранно. Многие авторы предложили свои собственные интерпретации этой
концепции. Стоит рассмотреть наиболее подходящее определение этого
исследования.
Система представляет
собой комбинацию многих компонентов, которые связаны друг с другом, связаны и в
то же время образуют целостность и единство. Это определение
понятия"система" было разъяснено в Советской энциклопедии.
Согласно А.Д. Урсулу,
система — это своего рода организованная совокупность, которая сама по себе
может образовывать единство целого.
Н.Ф. Реймерс утверждает, что
систему следует понимать как некую материально-энергетическую или