Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Инструменты развития промышленной политики России на современном этапе трансформации экономики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретико – методологические
аспекты развития промышленной политики России. 6
1.1.
Сущность и принципы формирования промышленной политики. 6
1.2. Особенности моделей развития
промышленной политики. 11
1.3. Зарубежный опыт развития
промышленной политики. 17
Глава 2. Анализ промышленной политики
России на современном этапе трансформации экономики. 22
2.1. Анализ инструментов развития
промышленной политики России. 22
2.2. Оценка эффективности развития
промышленной политики России на примере Республики Дагестан. 30
Глава 3. Совершенствование
государственной промышленной политики на современном этапе трансформации
экономики. 36
3.1. Проблемы развития промышленной
политики России. 36
3.2. Направления совершенствования
промышленной политики России. 43
Заключение. 52
Список использованных источников. 58
Введение:
Актуальность темы исследования. На современном этапе
развития российская экономика показывает неоднозначные результаты, что
позволяет охарактеризовать сложившуюся ситуацию словом «стагнация». Одной из
основных причин этого, является текущая геополитическая ситуация в мире,
которая негативно влияет на экономическое благосостояние России. Данная
ситуация выражается в наложении ограничений некоторыми странами мира на
экономические взаимоотношения с Российской Федерацией. Но эта причина, на наш
взгляд, не является первостепенной. Главной причиной стагнации российской
экономики можно назвать наличие структурных проблем отдельно взятых отраслей, в
частности — отрасли промышленности, которая демонстрирует крайне неоднозначные
результаты по итогам последних трёх лет.
Промышленность является фундаментом экономики любого
государства, так как её развитие приводит к ускорению научно-технического
прогресса, обеспечению экономического роста и экономической безопасности государства,
а также к расширению производства и воспроизводства разного рода ресурсов. На
фоне подобной значимости промышленного сектора в российской практике
наблюдаются значительные проблемы как с количественными показателями
промышленности, так и с качественными, что и не позволяет российской экономике
развиваться.
На сегодняшний день в промышленности России наметились
тенденции движения в сторону реиндустриализации, которая представляет собой
процесс восстановления производственных систем, технологической обеспеченности,
развития промышленных секторов и видов производства. Данный процесс подразумевает
решение следующих структурных проблем отрасли: развитие фондовой базы
промышленности, технологической оснащённости, кадрового потенциала, организация
производства отечественных товаров, способных быть конкурентоспособными как на
российском, так и на зарубежном рынке.
Активная, но уместная промышленная политика является
обязательной и решающей предпосылкой не только преодоления последствий
современного экономического кризиса, но и вообще выхода России на качественно
новые уровни развития основных сфер общественной жизни в настоящем времени – это
и достаточное количество рабочих мест, и адекватная заработная плата, и социальные
гарантии, и высокий уровень покупаемости выпускаемой продукции.
Укрепление промышленного сектора – не просто способ
сохранить положение важного политического и экономического субъекта на международной
арене, но и занять более достойное место в системе мирового разделения труда,
упрочить свои позиции в условиях постоянно ужесточающейся глобальной
конкуренции, получить в полной мере преимущества своего технологического
уклада.
Как известно, механизм реализации промышленной
политики, базирующийся на системе директивного управления экономикой, не может эффективно
выполнять свою роль в новых общественно-политических условиях. В советский
период промышленная политика и в общегосударственном, и в региональном масштабе
была направлена на освоение и развитие тех или иных территорий, размещение на
них производительных сил, основных фондов и так далее. Будучи жестко централизованными,
меры регионального промышленного развития – прямые бюджетные трансферты,
установление особых, льготных условий снабжения предприятий отдельных регионов,
стройки и проекты всесоюзного масштаба, прочие перераспределительные действия –
были так или иначе ориентированы на подъем национальных окраин, зачастую в
ущерб развитию передовых в отношении промышленности регионов страны.
В связи с этим, основной задачей Правительства
Российской Федерации на сегодняшний день можно считать деятельность по
разработке и реализации системы взаимосвязанных мер по регулированию
промышленной отрасли с целью решения ряда образовавшихся за последние несколько
лет системных проблем, сдерживающих развитие национальной экономики. Этим и обоснована
актуальность представленного ниже исследования.
Цель работы –
исследование инструментов развития промышленной политики России на современном
этапе трансформации экономики.
Задачи исследования:
— раскрыть сущность и
принципы формирования промышленной политики;
— рассмотреть особенности
моделей развития промышленной политики;
— изучить зарубежный опыт
развития промышленной политики;
— осуществить анализ
инструментов развития промышленной политики России;
— осуществить оценку
эффективности развития промышленной политики России на примере Республики
Дагестан;
— выявить проблемы
развития промышленной политики России;
— определить направления
совершенствования промышленной политики России.
Объектом данной работы выступает промышленная политика
Российской Федерации.
Предметом являются вопросы совершенствования
промышленной политики Российской Федерации на примере Республики Дагестан.
В качестве основных методов исследования были
использованы такие как: комплексный подход к рассмотрению проблем развития
промышленного сектора Российской Федерации, статистический анализ показателей,
характеризующих уровень развития промышленности в России, анализ методов и
инструментов промышленной политики в России.
Структура работы включает
введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список
использованных источников.
Заключение:
В заключении проведённого нами исследования по
обозначенной теме можно сделать следующие основные выводы.
Промышленная политика на современном этапе развития не
имеет единого, общего определения. В каждой стране в данное понятие
вкладываются различные значения, что значительно затрудняет процесс переноса зарубежного
опыта в отечественную практику. Также стоит отметить, что в разных странах
используются разные инструменты и методы промышленной политики, которые
представляют собой совокупность инструментов и методов, заимствованных у других
политических направлений. Отсутствие внятной и содержательной
промышленной политики в прежние годы привели к тому, что национальная экономика
Рос-сии имеет ряд внутренних ограничений, которые затрудняют и меша-ют ей
раскрыть свой внутренний потенциал: зависимость от экспорта углеводородов,
зависимость от импорта технологий и продукции, недостаточная техническая и
технологическая развитость промышленности, низкий уровень НИОКР и пр.
Российское общество и бизнес ожидают от
современной промышленной политики обеспечения экономического роста на
долгосрочную перспективу, роста благосостояния, повышения конкурентоспособности
национальной экономики в глобальном масштабе. Промышленная политика должна
стать важным инструментом модернизации российской экономики, структура которой,
по-прежнему характеризуется неоптимальностью, с преобладанием сырьевого
сектора, стимулировать инвестиционно-инновационную деятельность с целью
повышения конкурентоспособности национальной экономики, роста ее экспортного
потенциала и обеспечения экономической и национальной безопасности.
Исследование теоретических аспектов
методик оценки эффективности промышленной политики показало, что для оценки
такого сложного и многопланового явления применяются, как правило, многокритериальные
подходы. В зависимости от того, подлежит оцениваю успешность государственной
политики в масштабах страны, отдельного региона, отрасли или кластера
предприятий, перечень критериев оценки разнится. Мы в своей работе поддерживаем
и разделяем точку зрения, что выбор той или иной системы индикаторов для оценки
эффективности промышленной политики должен определяться ее целью.
В
целях эффективного использования множества государственных программ как
инструмента осуществления политики импортозамещения видится целесообразным,
кроме ликвидации системных недостатков, снижающих значительно общую
эффективность государственных программ, предпринять следующие действия.
Во-первых,
необходимо сделать упор и начать перераспределение ресурсов в пользу тех
программ, которые непосредственно решают задачу импортозамещения.
Во-вторых,
требуется скорректировать программы, направленные на развитие реального сектора
экономики. В таких программах следует осуществить перераспределение ресурсов в
пользу проектов, которые предусматривают освоение производства и изготовление
продукции с высоким уровнем локализации или разработку и освоение новейших
технологий.
В-третьих,
необходимо внести поправки в те программы, которые обеспечивают развитие
социальной инфраструктуры. Данная рекомендация объясняется необходимостью
развития социальной сферы в целях обеспечения формирования и расширения рынка
для продукции российской высокотехнологичной промышленности.
Осуществление
программы импортозамещения подразумевает создание принципиально новых
производств, а также расширение или перепрофилирование уже существующих.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико – методологические аспекты развития
промышленной политики России
1.1. Сущность и
принципы формирования промышленной политики Промышленность – важнейшая отрасль народного
хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития
производительных сил общества. Сам термин «промышленность» может употребляться
в более широком и более узком смысле. В первом случае под ним подразумевают
вообще любую хозяйственную деятельность человека, которая направлена на
создание, преобразование или перемещение материальных предметов[1].
Мы будем иметь в виду более узкое и в то же время чаще
употребляемое значение термина «промышленность», которое включает в себя обрабатывающую
промышленность отраслей, то есть переработку сырья в продукты, годные для
потребления. В этом же смысле, необходимо заметить, часто употребляется также
слово «индустрия».
Федеральный закон "О промышленной политике в
Российской Федерации" от 31.12.2014 года № 488-ФЗ также определяет понятие
субъекта промышленной деятельности. В связи с этим рассмотрим саму категорию промышленной
деятельности.
Согласно теоретическому представлению, промышленная
деятельность – это деятельность, организованная на предприятиях и индивидуальная
трудовая деятельность людей по изготовлению орудий труда, добыче природных невозобновляемых
материальных благ (полезных ископаемых), по промышленной и сельскохозяйственной
переработке возобновляемого растительного и животного сырья.
В экономике предприятия различают основную
промышленную деятельность в рамках самостоятельных промышленных предприятий и промышленную
деятельность в рамках организационно выделенных подразделений непромышленных
предприятий и организаций. [1] Григорьев К.Н.
Инструменты промышленной политики // Экономика и социум. 2016. №8(27). С.
90−93.