Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Инновационный подход к организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЙ ЗВУКА И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ 8
1.1. Звуковые волны и их влияние на человека 8
1.2. Обзор основных методов звукотерапии 10
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗВУКОВЫХ ВОЛН НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ЧЕЛОВЕКА 16
2.1 Методы и методики исследования. Ход проведения исследования. Характеристика выборки 16
2.2 Анализ и интерпретация результатов 19
2.2. Оценка результатов исследования уровня тревожности 20
2.3. Оценка результатов исследования самочувствия, активности, настроения 21
2.4 Оценка результатов исследования по всем методикам спустя 3 дня после сеанса звукотерапии 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
Введение:
На протяжении всей жизни человека сопровождают звуки, и уже с пятого месяца формирования плод начинает воспринимать и распознавать звук и вибрацию. Независимо от того слышим мы этот звуковой сигнал или он находится ниже слышимого предела наш организм воспринимает это как информацию. Когда акустический сигнал попадает в наш слуховой анализатор, он начинает преобразовываться в электрические сигналы, передаваемые в головной мозг. За эмоциональную оценку звукового сигнала отвечает железа головного мозга — таламус, он оценивает звук как опасный или полезный и далее, как реакция на полученную информацию, вырабатываются физиологически активные вещества, участвующие в образовании гормонов и влияющие на общее состояние и эмоциональный фон. Таким образом, мы делаем вывод, что звуковая волна является универсальным фактором воздействия на состояние психоэмоциональной сферы человека.
Проблема исследования. Данное выпускное исследование посвящено изучению возможности изменения психоэмоциональной сферы в рамках коррекционного процесса методами звуко-резонансной терапии поющими чашами. Задача коррекции и профилактики психоэмоционального состояния в современном обществе приобретает все большую актуальность при постоянном повышении темпов развития технического прогресса, развитии информационных технологий. Стремясь шагать в ногу со временем, человечество все больше сталкивается с такими явлениями как стресс, эмоциональное выгорание, аффективные расстройства. Человечество находится в постоянных потоках информации, звуках и техногенном шуме.
Обоснование выбора темы. Причиной проведения данного исследования и написания этой работы послужил глубокий интерес и изучение влияния звуковой волны различных вибрационных инструментов, в частности Тибетских поющих чаш на человеческий организм в целом и на психоэмоциональную сферу в частностию. Автор более семи лет собирает знания у мастеров Непала и Тибета, а также обучается медицинским аспектам звукотерапии в школах Германии и России, ставя перед собой задачу рассеять мистический ореол вокруг этих инструментов и перевести на научный язык те удивительные эффекты, которые достигаются посредством умелого использования этих инструментов. Также автором накоплена статистика более чем за 7 лет применения методов звукотерапии в работе с различными показаниями.
Актуальность работы. Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения, урбанизация является основной глобальной тенденцией 21го века, оказывающей негативное воздействие на здоровье человека [1]. По версии ВОЗ более 70% населения планеты будет жить в городах уже в 2050 году. Ускоряющийся темп жизни, высокие требования и стандарты эффективности в конкурентной среде, необходимость соответствовать большому количеству социальных правил, включая сдерживание проявления эмоций, неизбежно приводит к перманентному стрессу и общей невротизации человеческого сообщества. Люди ввиду постоянного подавления и необходимости соответствовать стандартам постепенно утрачивают контакт со своими эмоциями и их телесными проявлениями. В связи с этим для современного человека является актуальной задача понимания своего эмоционального состояния и механизмов регулирования состояния тревожности и стресса, а также формирование навыков расслабления и релаксации.
Круглые сутки жители города повсеместно подвергаются воздействию искусственных электромагнитных излучений, мощность которых в десятки миллионов раз превышает те параметры, что совсем недавно испытывали наши деды и прадеды. В больших городах интенсивность шумового воздействия в тысячи раз превышает показатели шума в естественной среде. Низкочастотные вибрации транспорта, кондиционеров, магазинов и прочей техники незаметно для ушей, но очень ощутимо для общего состояния организма разрушают наше здоровье. Назрела необходимость в компенсации этого шумового отрицательного воздействия. Для этого автор решила обратиться к традиционным способам релаксации, применяемым народами Юго-восточной Азии, обитателями Российского крайнего севера, на Алтае и Дальнем востоке. Гималайские поющие чаши в Тибете, гонги в Китае, колокола на Руси, пластинчатый колокол «била» в Византии — у многих народов есть общее использование металлических обертоновых инструментов. В настоящее время есть целые институты, исследующие воздействие на человека обертоновых звуков и области их применения.
Научно-методологическая база. Теоретико-методологическую базу научно-исследовательской работы составили труды отечественных и зарубежных авторов в области психотерапии, таких как В. Ю. Баскакова, Д. Боаделлы, А. Лоуэна, В. Райха, и др., а также работы авторов в области звукотерапии: Д. ДеРейтера, А. Н. Дорошкевича, Д. Голдмана, , В. Огуй, В.П.Сурикова, П. Хесса , А. Хойзера и др.
Цель исследования: исследование возможностей применения методов звукотерапии поющими чашами в коррекции психоэмоциональных расстройств и гармонизации психоэмоционального состояния.
Объект исследования: психоэмоциональная сфера человека.
Предмет исследования: изменения психоэмоциональной сферы в рамках коррекционного процесса методами звуко-резонансной терапии поющими чашами.
Гипотеза исследования: использование методов звукотерапии гармонизирует психоэмоциональную сферу посредством улучшения самочувствия и настроения, а также снижения уровня агрессии и тревожности.
Задачи исследования:
1. Определить понятие закотерапии. Провести анализ литературы по теме звукотерапии и методам ее применения. Определить механизм ее воздействия на психоэмоциональную сферу.
2. Описать понятие психоэмоциональной сферы.
3. Подобрать психодиагностические методики для проведения исследования.
4. Зафиксировать уровень психоэмоционального состояния до и после сеансов звукотерапии и посмотреть сохранность изменений в динамике.
5. Проанализировать полученные данные и на их основании оценить влияние звукотерапии поющими чашами на психоэмоциональную сферу.
Методы исследования:
1. Библиографический анализ;
2. Психодиагностический метод (опросник САН; тест-опросник Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина; опросник Баса-Дарки)
3. Эмпирический эксперимент (сеанс звуко-резонансной терапии);
4. Методы математико-статистической обработки и корреляционного анализа полученных информационных данных;
Методики исследования:
1. Для первичной и повторной психодиагностики личности использованы:
— опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
— методика диагностики личностной и реактивной тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина;
— методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности.
2. В рамках психокоррекционной работы применены методы звуко-резонансной терапии поющими чашами по методике, разработанной автором исследования. Методика разработана на основании знаний, полученных в международной школе звуко-резонансной терапии «Сурья» (Москва), немецкого института Петера Хесса, а также на основании семилетнего опыта звукотерапии поющими чашами.
3. Сравнительный и статистический анализ полученных данных. Для расчетов корреляционного анализа нами была использована статистическая программа «Statistica 10», для исследования достоверности изменений использовался Т-критерий Вилкоксона.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось в г. Москва, в одном и том же помещении в ноябре 2022 года.
Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 30 женщин в возрасте от 26 до 42 лет с высшим образованием, преимущественно практикующие психологи, проживающие в г. Москва.
Практическая значимость и научная новизна работы определяется тем, что проведенное автором исследование и его результаты могут быть применены как новый доступный и быстрый метод коррекции психоэмоциональной сферы для практикующих психологов, а также для ежедневного домашнего применения с целью коррекции эмоционального состояния.
Заключение:
Анализируя результаты, полученные в процессе проведения исследования, мы видим, что:
1. По опроснику Басса-Дарки для определения уровня агрессивности у группы, проходившей сеанс звуко-резонансной терапии тибетскими поющими чашами, достоверно выявлено снижение показателей по шкалам физическая, косвенная, вербальная агрессия, а также по шкалам раздражение и подозрительность. Динамика изменений достоверно выявлена не была.
2. Результаты исследования, полученные нами по шкале тревоги Спилбергера, выявили достоверное снижение по шкале личностной тревожности, которые в динамике так же достоверны.
3. Данные, полученные нами по тесту-опроснику САН, у испытуемых отражают достоверное повышение показателей по шкалам самочувствие и настроение. Достоверность динамики была выявлена по шкале настроение. Из вышеизложенного следует вывод, что данные сеансы звукотерапии поющими чашами действительно несут положительный эффект для коррекции психоэмоциональной сферы, который наблюдается и в динамике.
Целью данной работы являлось исследование возможностей применения методов звукотерапии поющими чашами в коррекции психоэмоциональных расстройств и гармонизации психоэмоционального состояния.
В процессе работы, в рамках поставленных перед нами задач, мы изучили понятие звукотерапии в истории и современности, а также ее влияния на психоэмоциональную сферу. Дали описание понятия психоэмоциональной сферы, а также ее составляющих, показали актуальность проблемы её дисбаланса.
Далее нами было проведено эмпирическое исследование. В соответствии с нашей гипотезой предполагалось подтвердить, что звукотерапия Тибетскими поющими чашами может быть эффективным методом для коррекции психоэмоциональной сферы.
В процессе проведения эмпирического исследования нами были получены следующие выводы:
1. Было доказано снижение агрессивных показателей по шкале Басса-Дарки, после проведения сеанса звукотерапии, однако динамический характер снижения не был выявлен.
2. Было подтверждено снижение показателей личностной тревоги по шкале Спилбергера, после проведения сеанса звукотерапии поющими чашами, которые сохранились и в динамике.
3. Так же нами зафиксированы повышения показателей по шкалам самочувствия, активности и настроения по тесту-опроснику САН, где высокий уровень настроения также сохранился во времени.
Таким образом видно, что предложенная автором гипотеза нашла свое подтверждение. И мы смело можем утверждать, что метод звукотерапии Тибетскими поющими чашами может быть применен, как эффективный для коррекции психоэмоциональной сферы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЙ ЗВУКА И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
1.1. Звуковые волны и их влияние на человека
Вся вселенная звучит и вибрирует, однако человеческий слух улавливает лишь малый спектр этого звучания. Гармоничные вселенские звуки адаптирует и воспроизводит музыка, отражая космическую гармонию. Человек, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье.
Использование музыкальных видов искусства в терапевтических целях наблюдалось в Древней Греции, Китае и Индии.
Самая древняя легенда, связанная с использованием музыки как средства врачевания, представлена в Ветхом Завете. В ней повествуется, что Давид, музицируя на арфе, излечил Саула от психического расстройства. В мифах древней Греции образы покровителя искусств Апполона и его сына Асклепия, покровителя врачевания всегда являлись символами связи медицины и искусства.
Известный легендарный персонаж Эскулап лечил радикулит при помощи громких звуков трубы, предание гласит, что однажды он своей музыкой возвратил безумному благоразумие.
Великий врачеватель Авиценна называл музыку нелекарственным способом лечения наряду с запахами, диетой и запахами.
В III в. до н.э. в Парфянском царстве был построен специализированный музыкально-медицинский центр. Здесь врачевали от тоски и душевных переживаний музыкой.
Великие древнегреческие философы Аристотель, Пифагор (VI в. до н. э.) и Платон (IV в. до н. э.), указывали на профилактическую и лечебную составляющую воздействия музыки. Они полагали, что музыка устанавливает порядок во Вселенной, в том числе гармонию в человеческом теле. Было замечено, что основные компоненты музыки такие как мелодия и ритм, способны изменить настроение человека, трансформировать его эмоциональное состояние.
«Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» — способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности — пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом» [50].
Целительное влияние звуков определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит (V в. до н. э.). Он рекомендовал слушать флейту для лечения смертельных инфекций.
Дж. Царлино (1517- 1590) — итальянский музыкальный теоретик Средневековья описывает, как Сенократ звуками трубы возвратил психическое здоровье безумным, а Талет при помощи древнего музыкального инструмента кифары излечивал чуму.
В китайской музыке музыкальный лад называется пентатоникой и основывается на пяти тонах, соответствующих пяти элементам природы (земля, металл, дерево, огонь, вода), которые соответствуют пяти органам человека (селезенка, легкие, печень, сердце, почки). Древнекитайская медицина и философия разделяют все происходящее в мироздании на две категории — психическую энергию «Ян» и «Инь» (мужскую и женскую). Эта энергия движется в теле по определенным каналам — меридианам, связанным между собой. И каждый меридиан связан с одним из внутренних органов. В Китайской традиции врачевание душевных и физических расстройств производилось посредством воздействия определенных тонов, звуков музыкальных инструментов на активные точки меридиана и таким образом на связанные с ними области организма.
Отличительной особенностью традиционной китайской медицины является соматопсихический подход, согласно этому подходу каждому органу соответствует своя функция психики. Так, например, печени соответствует эмоция — гнев. При гиперфункции проявляются упрямство, агрессия, гнев, при гипофункции — страх, депрессия. Принцип пяти тонов соотносится с пятью типами семантического интонирования в китайском языке, с тем, что у человека пять плотных органов и он обладает пятью чувствами. По мнению древних китайцев музыка система пентатоника находится в гармонии с природой и этим объясняется большая сила воздействия на человека. Особое место в китайской звукотерапии всегда занимали инструменты, посредством которых можно установить связь между их звучанием, вибрационными звучаниями различных органов тела и собственными колебаниями космоса. Такая музыка, воздействуя на человека, приводила его в состояние гармонии с природой.
Эрих Берн, основатель транзактного анализа, писал следующее: «Это. Содержание этого понятия включает все то, что существо приносит, рождаясь на свет, и что было законно определено, то есть прежде всего толчки (ритмы), происходящие из соматической организации и находящие в Это (в формах, которые нам неизвестны) первый способ физического выражения… Эта самая древняя часть физического аппарата остается на протяжении всей жизни самой важной» [16]