Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Информационно-образовательная среда школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Анализ теоретических основ информационно-электронной
образовательной среды 6
1.1. Информационно-электронная образовательная среда: основные
понятия. 6
1.2. Способы взаимодействия ученика и среды.. 9
Глава 2. Организация работы с учениками при помощи ИЭОУ.. 13
2.1. Подготовка и проведение исследования. 13
2.2. Анализ организации работы с учениками при помощи ИЭОУ.. 15
2.3. Разработка фрагмента урока с использованием
информационно-электронной образовательной среды. 26
Заключение. 31
Список использованной литературы.. 33
Приложение. 35
Введение:
В педагогической литературе
выделяются термины «информационное
пространство», «информационная
среда», Информационное пространство – это пространство создания, хранения,
переработки и использования информации. Оно включает в себя информацию,
средства ее производства, хранения и передачи, методы и технологии работы с информацией.
Информация – это сведения, факты, комментарии, мнения, представленные в
печатном или цифровом виде, которые можно хранить и передавать по мере
необходимости.
Присвоенная индивидом информация становится
знанием. Информация отчуждена от человека, не зависит от него, а знания
личностно окрашены, усваиваясь, они приобретают значимость для конкретного
субъекта. Термин «информационно-образовательное пространство» подчеркивает, что
цель использования информации в этом пространстве – образование личности. В
понятие «среда», в отличие от понятия «пространство», включается субъект, для
которого эта среда создается и которым она используется.
Информационно-образовательная среда возникает как результат взаимодействия
субъектов образовательного процесса и информационно образовательного
пространства. Это специально организованная для решения определенных
образовательных задач часть информационно-образовательного пространства.
В состав ее входят информационные
объекты, средства коммуникации, способы получения, переработки, использования,
создания информации, коллективные (социальные) и индивидуальные субъекты. Если
в традиционном обучении главной задачей являлась передача ученику определенной
суммы знаний, формирование ряда заранее определенных умений, то цель обучения в
ИОС – научить школьника ставить и решать познавательные проблемы, а для этого
находить, перерабатывать, использовать и создавать информацию, ориентироваться в
информационном пространстве.
Таким образом, современная
информационно-образовательная среда должна обеспечивать достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы, личностное развитие
обучающихся, в том числе формирование системы социальных ценностей, ключевых
компетенций, составляющих основы образования на протяжении всей жизни.
К ключевым компетенциям относим:
познавательно -информационную, социально- трудовую, коммуникативную,
личностного самоопределения. ИОС должна гарантировать охрану и укрепление
физического, психологического и социального здоровья детей, обеспечивать индивидуализацию
процесса обучения при поддержке учителей и тьюторов, открытость по отношению к
семье и обществу, использование творческого и профессионального потенциала
учителей.
Сегодня мы убеждены, что должны
рассматривать ИОС как комплекс информационно-образовательных ресурсов,
методических и материально-технических средств. Пока мы не можем согласиться,
что все учебники нового поколения сопровождаются соответствующими требованиям
УМК, а техническое оснащение кабинетов одинаково современно. Поэтому учитель
по- прежнему остается ключевой фигурой не только в выборе технологии, но и
информационной базы на своих уроках.
Заключение:
В исследовании при определении структуры
образовательной среды учитывались существующие подходы ученых к данной
проблеме.
В структуре исследуемого феномена
выделяем материально-технический, технологический и субъектно-социальный
компоненты, которые согласуются со структурой профессиональной компетентности
учителя, а именно — мотивационно-ценностным, когнитивно-деятельностным и
личностно-рефлексивным компонентами.
Материально-технический компонент
образовательной среды учебного заведения предполагает наличие определенной
инновационной инфраструктуры. Каждое образовательное учреждение имеет
собственный материально-технический потенциал для создания инновационной
образовательной среды. Основное внимание в современных образовательных
учреждениях обращается на развитие информационной образовательной среды путем
внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях.
Консолидация информационно-образовательных ресурсов в системе образования,
организация единого образовательного пространства на основе использования
современных компьютерных технологий необратимым образом меняет педагогический
процесс, не только его содержательную, организационную и методическую основы,
но и систему ценностей студентов при усвоении знаний, умений и навыков
(мотивационно-ценностный компонент профессиональной компетентности).
Модернизация образовательных процессов связана
с созданием арсенала новейших инструментов накопления, обработки и передачи
образовательной информации посредством информационных каналов. К ним относятся
— создание локальных и международных образовательных сетей, концептуальное
введение систем открытого образования, реализация эффективных моделей
дистанционного обучения, разработка и применение современных средств обучения,
электронных библиотек, мультимедийных средств, систем программного обеспечения,
реализация проектной деятельности в образовательном информационном пространстве
и тому подобное.
Нами
также подчеркивается мысль, что творческая
активность и процесс творческого развития в образовательной среде — понятия,
которые не обязательно совпадают. Без активности нет творческого развития в
образовательной среде, но творческая активность может проявляться в любой
деятельности, даже не носящей творческий характер.
Первый этап
экспериментальной работы подтвердил, что творческая активность личности
находится на низком уровне. Это обусловлено тем, что обучающиеся данной
возрастной группы отказываются действовать по заранее определенному шаблону,
придерживаться намеченного алгоритма. Здесь необходим поиск нестандартного
решения задачи, возможно методом проблемного обучения. Как известно, личность в
любом возрасте стремится к самовыражению, поэтому очень важно направить их
деятельность в нужное русло, погрузив в увлекательный творческий процесс.
Результаты эксперимента
показали, что движущей силой развития творческого развития в образовательной
среде является создание условий, которые могли бы стимулировать ребенка к
самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности,
включение
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Анализ теоретических основ информационно-электронной образовательной среды
1.1. Информационно-электронная образовательная среда: основные
понятия Цифровая образовательная среда (ЦОС)–
это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для
обеспечения различных задач образовательного процесса.
Слово «открытая» означает возможность и
право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе
ЦОС, заменять их или добавлять новые. Для этого в логике ЦОС должны быть
предусмотрены условия и открыто опубликованные правила [4,с.43].
Цели ЦОС:
Для ученика:
— расширение возможностей построения
образовательной траектории;
— доступ к самым современным
образовательным ресурсам;
— растворение рамок образовательных
организаций до масштабов всего мира.
Для родителя:
— расширение образовательных
возможностей для ребенка;
— снижение издержек за счет повышения
конкуренции на рынке образования;
— повышение прозрачности
образовательного процесса;
— облегчение коммуникации со всеми
участниками образовательного процесса.
Для учителя:
— снижение бюрократической нагрузки за
счет ее автоматизации;
— снижение рутинной нагрузки по контролю
выполнения заданий учениками за счет автоматизации;
— повышение удобства мониторинга за
образовательным процессом;
— формирование новых возможностей
организации образовательного процесса;
формирование
новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;
— формирование новых условий для
переноса активности образовательного процесса на ученика;
— облегчение условий формирования
индивидуальной образовательной траектории ученика.
Для школы:
— повышение эффективности использования
ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;
— расширение возможностей
образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;
— снижение бюрократической нагрузки за
счет автоматизации;
— расширение возможностей коммуникации
со всеми участниками образовательного процесса.
Для региона: