Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Логопедия

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Информационно-коммуникационные технологии как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты
исследования проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста с
тяжелыми нарушениями речи с помощью информационно-коммуникационных технологий. 6

1.1 Развитие речи в онтогенезе. 6

1.2 Особенности речевого развития
детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. 9

1.3 Возможности информационно-коммуникационных
технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи  15

Выводы по 1 главе. 25

Глава 2. Исследование речевого
развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. 27

2.1 Выявление уровня речевого
развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. 27

2.2 Содержание работы по речевому
развитию детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с
помощью информационно-коммуникационных технологий. 31

2.3 Сравнительный анализ исследования. 37

Выводы по 2 главе. 39

Заключение. 40

Список литературы.. 43

Приложения

  

Введение:

 

Актуальность
исследования.
Информационно-коммуникационные технологии в настоящий момент являются
неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация
системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его
профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения
ФГОС. На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор
компьютерных технологий в своей практике. Согласно новым требованиям ФГОС,
внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения,
повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения
знаний.

Использование
информационно-коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на
содержание, формы и методы обучения и воспитания. Дошкольники начинают активно
пользоваться персональным компьютером. Они воспитаны на аудио, видео продукции,
компьютерных играх и других элементах информационной культуры. Педагогические
возможности информационных технологий превосходят возможности традиционных
средств реализации образовательного процесса по ряду показателей. Использование
современных мультимедийных и интерактивных технологий при объяснении,
закреплении и обобщении материала в учебной деятельности позволяет повысить
наглядность и эргономичность восприятия материала, что положительно сказывается
на познавательной мотивации и эффективности образовательного процесса. Интерактивные
и мультимедийные технологии обогащают образовательный процесс, вовлекая
большинство сенсорных компонентов ребенка в процесс восприятия образовательной
информации.

В
настоящее время использование в образовательной деятельности с
детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало
необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей
с тяжелыми нарушениями речи. Данные нарушения характеризуются
сложной структурой. В связи с этим процесс их коррекции, как правило, имеет
длительную и сложную динамику. Поэтому применение педагогами логопедических групп компьютерных
технологий, учитывающих закономерности и особенности развития
детей, позволило повысить эффективность коррекционного обучения,
ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте,
предупредить появление у них вторичных расстройств речи.

Нарушение
речи ограничивает речевое общение, может отрицательно влиять на формирование
личности ребенка, вызывать умственную стратификацию, особенности
эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию негативных качеств. Многие
ученые исследовали развитие речи у детей старшего дошкольного возраста и
факторы ее развития: Е.П. Короткова, Н.М. Крылова, В.И. Логинова, Э.И. Радина,
Е.А. Флерин и другие.

Преодоление
системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную
динамику. Поэтому, применение в коррекционно-педагогической работе
специализированных информационных технологий, учитывающих закономерности и
особенности развития детей с тяжелым нарушением речи, позволяет повысить
эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников
к обучению в школе. Однако эта проблема очень сложна и поэтому нуждается в
дальнейшем изучении, что и определило выбор темы данной работы:
«Информационно-коммуникационные технологии как средство речевого развития детей
старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи».

Проблема
исследования:
совершенствование коррекционной работы речевого развития детей старшего дошкольного
возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно-коммуникационных
технологий.

Цель исследования: теоретически и
экспериментально изучить особенности речевого развития детей старшего дошкольного
возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами
информационно- коммуникационных технологий.

Объект
исследования:
процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи.

Предмет
исследования:
информационно-коммуникационные технологии как средство речевого развития детей
старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Гипотеза
исследования: коррекционная
работа речевого развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи средствами информационных технологий будет эффективной, если:


информационные технологии будут использоваться на различных этапах
логопедической работы; —
формы использования информационных технологий будут разнообразными
(презентации, интерактивные игры).

Задачи
исследования:

1.
Рассмотреть особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с
тяжелыми нарушениями речи.

2.
Проанализировать возможности информационно-коммуникационных технологий в
речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями
речи

3.
Провести исследование речевого развития детей старшего дошкольного возраста с
тяжелыми нарушениями речи.

4.
Сравнить результаты исследования, сделать выводы.

Методы
исследования:
теоретический анализ психолингвистической, психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования; изучение документации,
наблюдение, беседа, анкетирование, анализ различных видов деятельности
дошкольников, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты; методы
количественного анализа и обработки экспериментальных данных.

Теоретико-методологическую
основу исследования
составили работы по изучению особенностей речевого развития детей старшего
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и созданию методик
коррекционной работы О.Н. Громовой, Л.П. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Р.И.
Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Структура работы: введение, две
главы, выводы по главам, заключения, список литературы и приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
1 главе рассмотрели теоретические аспекты исследования проблемы речевого
развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с
помощью информационно-коммуникационных технологий. Пришли к выводу, что в норме
современному ребенку 6,5-7 лет нужно овладеть всей системой родного языка:
говорить согласованно; полностью выразить свои мысли, легко построить сложные
предложения; легко пересказывать истории и рассказы; правильно произнести все
звуки; имеют словарь от четырех до пяти тысяч слов. И как следствие, к моменту
поступления в школу ребенок овладевает основными формами речи, присущими
взрослым.

Тяжелое
нарушение речи представляет собой сложное речевое расстройство у детей с
нормальным слухом и нормальным интеллектом, где отмечаются начало языкового
развития, плохой словарный запас, аграмматизм, ошибки в произношении и
фонематическое образование. Эти проявления в совокупности свидетельствуют о
систематическом нарушении всех компонентов речевой деятельности. Несмотря на
разную природу дефектов, у детей с тяжелыми нарушениями речи характерны
проявления, которые указывают на системное нарушение речевой активности. Одним
из главных признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются
к 3-4, а иногда и 5 годам. Речь аграмматична и не фонетически обрамленная.
Самым выразительным показателем является отставание выразительной речи с
относительно безопасным, на первый взгляд, пониманием речи.

Речевое
развитие ребенка в дошкольном возрасте с  тяжелыми нарушениями речи является медленным и
своеобразным процессом. Задержки в развитии языка, трудности в освоении
словарного запаса и грамматической структуры в сочетании с особенностями
обратного языкового восприятия ограничивают речевой контакт ребенка со
взрослыми и сверстниками и препятствуют развитию полноценной коммуникативной
деятельности.

Пришли
к выводу, что информационные технологии обучения — это технологии, которые
используют специальные технические средства. Информационные технологии для
дошкольного учреждения следует понимать не только как компьютер, но и как
интерактивную доску, мультимедийный проектор, ноутбук, а также телевизор,
который всем более знаком, и видеомагнитофон, который теряет некоторые позиции.

Информационно-коммуникационные
технологии — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания,
передачи и распространения информации и предоставления услуг (компьютерное
оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь,
электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, беспроводные и кабельные
сети). Использование средств ИКТ в дошкольной образовательной организации является
эффективным методом генерации активации познавательной деятельности, а также
организации учебно-познавательной деятельности дошкольников.

Построение
образовательного процесса в условиях информатизации общества предполагает новые
подходы к педагогическим условиям, содержанию, формам, методам и средствам
обучения и воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, в которых
методологически грамотно и педагогически обосновано использование компьютерных
технологий. Сегодня компьютерные технологии можно считать новым способом
передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию
образования и развития детей.

Применение информационно-коммуникационных
технологий в образовательной деятельности в логопедической группе ДОУ позволяет
преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить
эффективность коррекционно-развивающей деятельности педагога, является
обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды и всех
компонентов развития речи. Инновационные технологии делают коррекционную работу
более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом
эффективность работы высока в том случае, если ИКТ является частью продуманной,
заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых
дефектов у детей дошкольного возраста.

Во
2 главе провели исследование речевого развития детей старшего дошкольного возраста
с тяжелыми нарушениями речи. Для всестороннего изучения речевого развития детей
использовали задания И.Н. Лебедевой, В.П. Глухова и Л.Н. Ефименковой.  В результате диагностического обследования,
проведенного на констатирующем этапе, были получены следующие результаты: среди детей экспериментальной группы на высоком уровне
детей не выявлено, на среднем уровне находится 30% обследованных, на низком
уровне находится большая часть детей с ТНР (70%). Среди детей контрольной группы
на высоком уровне находится 30% обследованных, на среднем  уровне – 63% детей, и на низком уровне
незначительное количество детей (7%).

На основе проведенных исследований можно сделать вывод о том,
что дети с ТНР имеют отставание в развитии навыков согласованного высказывания
в сравнении с детьми контрольной группы. В экспериментальной группе преобладает
низкий уровень речевого развития, у детей контрольной группы общий уровень
развития речи — средний.

Формирующий
этап включал разработки логопедических занятий с использованием компьютерной
программы "Игры для Тигры", слайдовых презентаций (PowerPoint),
которые демонстрируются на экране с помощью проектора.

На контрольном этапе среди детей экспериментальной группы на
высоком уровне выявили 27% детей, на среднем уровне — 73% обследованных, на
низком уровне детей не выявлено. В результате наглядно видно, что дети с ТНР
на заключительном этапе показали значительный рост в речевом развитии.

Пришли
к выводу, что с помощью разработанных компьютерных игр и программ у детей с ТНР
совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение
автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь,
закрепляются в речи слова-обобщения, совершенствуется грамматический строй
речи, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических
занятий. У детей значительно сокращаются сроки по овладению полноценной речевой
деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со
сверстниками и взрослыми. Новые технологии делают коррекционную работу более
интересной для дошкольников и более радостной для педагогов.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы
речевого развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями
речи с помощью информационно-коммуникационных технологий 1.1 Развитие речи в онтогенезе В логопедии онтогенез речи обычно используется для обозначения
всего периода формирования речи человека, от первых речевых актов до
совершенного состояния, в котором родной язык становится полноценным
инструментом коммуникации и мышления.

Знание закономерностей развития речи необходимо для своевременной
и правильной диагностики аномалий в этом процессе, для грамотного построения
коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевой патологии.

Исследователи различают разные этапы развития детской речи,
по-разному называя их и указывая на разные возрасты границ каждого. Например,
А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи различных частей
речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет
несколько этапов [10].

А. П. Лурия прослеживает онтогенез речевого выражения у ребенка.
Он сказал, что формирование речевого выражения у ребенка проходит через
несколько этапов от появления изолированных слов, а затем изолированных фраз до
самого сложного развернутого утверждения [7].

В. К. Воробьева рассматривает генетическое развитие связной речи,
которая формируется на основе ситуационной коммуникации и постепенно переходит
от диалога к формам монологической речи: повествования, а затем к описанию и
рассуждению [6].

Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепочки речевых
реакций, выполняется либо в виде последовательных вопросов и ответов, либо в
виде разговора (беседы) двух или более участников. Диалог основан на общем
восприятии собеседников, общности ситуации, знании того, что поставлено на
карту.

Монологическая речь понимается как связная речь одного человека,
коммуникативная цель которого — передача любых фактов действительности. Монолог
— это самая сложная форма речи, служащая для целенаправленной передачи
информации. Основные свойства монологической речи включают в себя:
односторонний характер высказывания, произвол, обусловленность содержания
ориентацией на слушателя, ограниченное использование невербальных средств
передачи информации, произвол, разворачивание, логическую последовательность
изложения [22].

Сравнивая диалогическую и монологическую речь, исследователи выделяют
некоторые общие черты и различия, которые подчеркивают особенности этих форм
речи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы