Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Информационная безопасность как объект правового регулирования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 11
§
1.1. Теоретико-правовые подходы к понятию информационной безопасности личности,
общества, государства. 11
§
1.2. Эволюция правового регулирования информационной безопасности в системе
российского права. 15
§
1.3. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности
Российской Федерации. 28
ГЛАВА
2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА.. 38
§
2.1. Основные структурные элементы правового института информационной
безопасности на современном этапе. 38
§
2.2. Правовые средства обеспечения информационно-технической безопасности 50
§ 2.3.
Правовое обеспечение информационной безопасности в банковской сфере 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ 99
Введение:
Актуальность темы. Внедрение информационных технологий во все
сферы социальной деятельности стало знаковым явлением современной
действительности. Российская Федерация не стала исключением. Сверхбыстрое
развитие всей совокупности информационных технологий, включая Интернет, влекут
такое же динамичное изменение отдельных информационных механизмов взаимодействия
общества и государства, которые теперь именуются как информационные, цифровые,
электронные. В связи с этим актуальной задачей для современных правовых систем
становится адекватный ответ на изменяющиеся условия существования, выстраивание
эффективной системы не только использования IT, но и обеспечения информационной безопасности, так как все эти
нововведения могут быть и активно используются во вред, с целью нанесения
ущерба личности, обществу, государству. Выстраивание эффективной правовой гарантии
информационной безопасности сегодня является основой защиты прав, свобод и
безопасности человека и гражданина в целом.
Исходя из положений Федерального закона «О безопасности» и
Доктрины информационной безопасности Российской Федерации информационная
безопасность является составляющей национальной безопасности, значение которой сегодня
стремительно возрастает, однако легального закрепления и должного, сообразно
важности, нормативного правового регулирования правовой институт информационной
безопасности пока не получил. На данный момент в правоведении нет единого
мнения в определении содержания понятия «информационная безопасность», нет его
и в Законе.
В XXI
веке информационные отношения — новый вид отношений в обществе, в которых
соединяются информация как объект и IT как средство и способ взаимодействия в
новом, информационной пространстве. Роль информационных технологий возрастает с
каждым днем, однако вместе с этим растет и количество правонарушений в информационной
сфере, совершаемых с их помощью. Наиболее распространенными являются: внедрение
вредоносных вирусов, взлом личных аккаунтов, подбор паролей, кража банковских
реквизитов, распространение незаконной информации через сеть Интернет, а также
вредоносное вмешательство в работу различных систем через компьютерные сети.
Сегодня как относительно новая и потому еще только
развивающаяся сфера современной государственно-правовой действительности — информационное
пространство — недостаточно полно и оптимально урегулировано правовыми нормами.
Вызовы современной жизни выдвигают ряд требований к законодателю, направленных
на повышение эффективности и устранение юридических неточностей, коллизий и
пробелов в сфере обеспечения информационной безопасности.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в сфере
обеспечения информационной безопасности.
Предмет исследования – нормы права, обеспечивающие
информационную безопасность личности, общества и государства, регулирующие
защиту информации и применение информационных технологий.
Цель выпускной квалификационной работы – комплексный анализ
теоретических основ, нормативного правового регулирования и правоприменения в
сфере обеспечения информационной безопасности, исследование особенностей
данного правового института и актуальных направлений его совершенствования.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретико-правовые подходы к понятию
информационной безопасности личности, общества, государства.
2) изучить вопросы эволюции правового регулирования
информационной безопасности в системе российского права.
3) определить место информационной безопасности в системе
национальной безопасности Российской Федерации.
4) охарактеризовать основные структурные элементы
правового института информационной безопасности на современном этапе.
5) исследовать правовые средства обеспечения
информационно-технической безопасности.
6) проанализировать правовое обеспечение информационной
безопасности в банковской сфере.
Теоретическая основа выпускной квалификационной работы – исследования и
научные публикации таких авторов, как: Агафонова М.С. (рассматриваются вопросы
информационной безопасности как составной части экономической безопасности)[1], Ашуров А.У. (исследование
проблем информационной безопасности и мер по их предотвращению)[2], Белозеров О.И. (вопросы
оценки эффективности реализации положений доктрины информационной безопасности
Российской Федерации)[3], Бражник Т.А. (аспекты
правового регулирования информационной безопасности личности)[4], Буторина Е.В. (правовые
вопросы обеспечения информационной безопасности личности)[5], Валиуллин Б.М.
(исследование моделей обеспечения информационной безопасности в условиях
трансформации медиасферы)[6], Гаврилова Т.Ф.
(теоретические вопросы информационной безопасности в отечественном праве)[7], Долматов А.В. (анализ
предпосылок и перспектив трансформации российского законодательства в сфере
обеспечения информационной безопасности)[8], Дудко М.О. (общая
характеристика понятия «информационная безопасность»)[9], Жуков А.З. (исследование
особенностей обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации на
современном этапе)[10], Задума Я.Т. (характеристика
информационной безопасности как составляющей национальной безопасности
государства)[11],
Касьянов В.В. (общая характеристика понятия «информационная безопасность»)[12], Комаров Н.В. (выявлены
тенденции развития информационной безопасности в Российской Федерации на 2019
год)[13].
В целом можно констатировать, что вопросы правового
обеспечения информационной безопасности активно разрабатываются в отечественном
правоведении, но тем не менее малоизученными остаются такие из них, как структурные элементы правового института
информационной безопасности, соотношение с обеспечением национальной безопасности,
легальные основы понятий, принципов и методов правового регулирования данного
института, правовые средства обеспечения информационно-технической безопасности.
Нормативную правовую основу выпускной квалификационной работы
составили нормы
Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской
Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях, Федерального закона от 28.12.2010 г. «О
безопасности», Федерального закона от 27.07.2006№ 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от
26.07.2017
№ 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской
Федерации», Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»,
Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»,
Федерального закона от 27.06.2011
№ 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Указа Президента Российской
Федерации от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной
безопасности Российской Федерации», иных нормативных правовых актов.
Методологическая основа исследования включает: а) системный подход, в
соответствии с которым анализировались во взаимосвязи основные элементы,
качества, функции, средства обеспечения информационной безопасности; б)
социокультурный подход, согласно которому условия культурной, исторической и
социальной ситуации определяют специфический характер правового регулирования информационной
безопасности в конкретном обществе; в) синергетический подход, позволил
определить информатизацию как один из механизмов самоорганизации и
саморегуляции в сфере обеспечения национальной безопасности; системный метод. С
позиции системного метода (теории систем) были проанализированы основные
структурные элементы правового института информационной безопасности на
современном этапе, правовые средства обеспечения информационно-технической
безопасности, правовое обеспечение информационной безопасности в банковской
сфере, что позволило выявить проявления сущности указанных правовых категорий.
Основные
выводы, полученные в результате проведенного исследования.
1. Анализ теоретико-правовых подходов к содержанию понятия
информационной безопасности показал, что на сегодняшний нет устоявшегося
мнения. В большинстве случаев в российской юридической науке под ним понимают
состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в сфере
информации, предопределенных совокупностью различных личностных, общественных и
государственных интересов. Исходя из анализа действующей Доктрины
информационной безопасности Российской Федерации представляется возможным
определить данный правовой институт как совокупность общественных отношений,
взятых под правовую защиту системой норм, направленных на обеспечение законных
интересов личности, общества и государства в информационной сфере. В целях
легального закрепления данного понятия предлагается следующее определение — это
состояние защищенности свобод и интересов личности, общества и государства в
области обращения, пользования, хранения информации и создания, обращения,
пользования, сохранения информационных ресурсов. В демократическом социальном
правовом государстве это состояние может быть достигнуто на основе баланса
государственных, общественных и частных интересов в информационной сфере путем
применения эффективных правовых регуляторов и механизмов правовой защиты.
2. Особенности нормативного правового регулирования
отношений в сфере обеспечения информационной безопасности определяют в основном
два обстоятельства. Первым является неопределенность границ и содержания
государственных, общественных и частных интересов в информационной сфере,
которая объясняется обширностью и многоаспектностью последней. Второе
обстоятельство связано с объективно обусловленным различием динамики
правотворческого процесса и темпов технического и технологического развития в
сфере информационного взаимодействия. Такое различие определяет существование в
целом непреодолимой неадекватности правового регулирования характеру
общественных связей в отношении средств и способов получения, накопления,
обработки, хранения и передачи информации и создания, обращения, пользования,
сохранения информационных ресурсов.
3. Совокупность норм права, регулирующих сферу обеспечения
информационной безопасности, образует самостоятельный правовой институт.
Правовой институт информационной безопасности по содержанию является
комплексным (сложным), поскольку объединяет нормы различных отраслей права:
информационного, административного, гражданского и т.п. При этом предмет
регулирования составляют однородные общественные отношения, возникающие в связи
с конкретной деятельностью людей и их объединений по защите информационных
интересов личности, общества и государства. Объектом этих отношений могут быть
информация, информационные ресурсы, средства хранения, получения, передачи
информации. Можно выделить несколько оснований для структурирования правового
обеспечения информационной безопасности: направления обеспечения информационной
безопасности, объекты национальных интересов в информационной сфере и
деятельность, выполняемая в рамках правового обеспечения. По направлениям
обеспечения информационной безопасности правовое обеспечение подразделяется на
следующие составляющие: правовое обеспечение безопасности прав и свобод
человека и гражданина; правовое обеспечение безопасности информационного
обеспечения государственной политики; правовое обеспечение безопасности
интеграции России в мировое информационное пространство; правовое обеспечение
безопасности функционирования информационно-телекоммуникационных систем и сетей
связи, а также установленного режима информационных ресурсов.
4. В целях совершенствования и гармонизации
законодательства, регламентирующего вопросы защиты свобод и интересов личности,
общества и государства в информационной сфере, а также для координации
соответствующей законотворческой деятельности субъектов Российской Федерации
необходима разработка Концепции правового обеспечения информационной безопасности
Российской Федерации и защиты информации, а также Основ правового обеспечения
информационной безопасности в субъектах Российской Федерации.
5. Обеспечение информационно-технической безопасности
представляет собой самостоятельное правоохранительное направление и выступает в
виде сложной и структурированной по целям, задачам, формам и методам системой предупреждения
угроз национальной безопасности в информационной сфере и обеспечивается
комплексом правовых, организационно-технических и экономических методов.
Предлагается следующая трехзвенная модель организационно-правового
обеспечения информационно-технической безопасности. Первый блок по значимости — обеспечение квалифицированными кадрами в
сфере IT. Второй блок –
юридический, предполагающий подготовку юриста именно в данной предметной
области с глубоким знанием не только законодательства, но и специфики
нормативной технической базы в области информационной безопасности и инженерно-технической
защиты, сертификации и аттестации объектов информатизации и т.п. И третий блок
– выстраивание разумной модели технической безопасности.
6. Обеспечение информационной безопасности банковской
отрасли в Российской Федерации является на сегодняшний день одним из самых
высокоэффективных и урегулированных нормами права.
К проблемам в области обеспечения защиты информации,
составляющей банковскую тайну, следует отнести большое количество законов,
закрепляющих право государственных органов и должностных лиц на получение
сведений, составляющих банковскую тайну; наличие в законодательстве,
регулирующем банковскую тайну пробелов и юридических коллизий,
несформированность нормативной правовой и организационно-правовой основы обеспечения
безопасности биометрических данных, накапливаемых в банковских системах. Высокий
риск опасности, скрытность киберпреступлений, совершаемых на финансовом рынке,
требуют изменений подхода и законодателя и правоприменения.
Формирование эффективного обеспечения информационной
безопасности и киберустойчивости в банковской сфере предполагает следующие
направления:
a) закрепление за Банком России полномочий по выявлению и блокированию
в сети Интернет сайтов, используемых для совершения мошеннических действий в
кредитно-финансовой сфере и связанных с распространением вредоносного
программного обеспечения;
b) в целях совершенствования механизмов использования
усиленной квалифицированной электронной подписи и законодательства,
регулирующего деятельность удостоверяющих центров необходимо выстроить единую систему
удостоверяющих центров в кредитно-финансовой сфере во главе с удостоверяющим
центром Банка России;
в рамках
реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» необходима
выработка единых подходов к требованиям по применению цифровых технологий на
финансовом рынке с учетом их безопасности (например, цифровых финансовых активов,
искусственного интеллекта, Big Data, ки [1] Агафонова
М.С., Квачева А.С. Информационная безопасность как составная часть
экономической безопасности // Современные научные исследования в сфере
экономики. Сборник результатов научных исследований. Киров, 2018. С. 96-102. [Электронный
ресурс] Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35222530
(дата обращения: 09.06.2020). [2] Ашуров
А.У. Проблемы информационной безопасности и меры по их предотвращению //
Экономика и социум. 2020. № 11 (78). С. 479-486. [Электронный ресурс] Режим
доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44478499
(дата обращения: 18.08.2020). [3] Белозеров
О.И., Сальникова Е.Ю. Оценка эффективности реализации положений доктрины
информационной безопасности Российской Федерации // Вестник Хабаровского
государственного университета экономики и права. 2019. № 2 (100). С. 87-91. [Электронный
ресурс] Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41445583
(дата обращения 11.08.2020). [4] Бражник
Т.А. Отдельные аспекты правового регулирования информационной безопасности
личности // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право.
2019. № 3 (38). С. 182-189. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vestnik.vsu.ru (дата
обращения:12.08.2020). [5] Буторина
Е.В., Повный Д.А. Информационная безопасность на современном этапе развития
Российской Федерации // В сборнике: Актуальные вопросы юриспруденции. Сборник
статей IV Международной научно-практической конференции. 2020. С. 175-177. [6] Валиуллин
Б.М. Информационная безопасность банковских операций // Аллея науки. 2018. Т.
2.
№ 3 (19). С. 20-23. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32834388
(дата обращения: 07.09.2020). [7] Гаврилова
Т.Ф. Регламентация информационной безопасности в отечественном праве // В
сборнике: Права человека как достижение цивилизации сборник статей участников
Международной студенческой научной конференции. 2019. С. 171-173. [Электронный
ресурс] Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37658999
(дата обращения: 21.08.2020). [8] Долматов
А.В., Долматова Л.А. Предпосылки и перспективы трансформации российского
законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности // Вестник
Санкт-Петербургской юридической академии. 2019. № 1 (42). С. 66-72. [Электронный
ресурс] Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37056190
(дата обращения 11.06.2020). [9] Дудко
М.О. Доктринальные и законодательные аспекты понятия «информационная безопасность»
// Устойчивое развитие науки и образования. 2018. № 1. С. 160-163. [Электронный
ресурс] Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32530304
(дата обращения 10.06.2020). [10] Жуков
А.З. Особенности обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации
на современном этапе // Евразийский юридический журнал. 2019. № 7 (134). С.
366-368. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40650612
(дата обращения: 20.08.2020). [11] Задума
Я.Т. Информационная безопасность как составляющая национальной безопасности
государства // Право и правосознание в период вооруженных конфликтов. 2018. №
2-1. С. 32-36. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38689703
(дата обращения: 08.06.2020). [12] Касьянов
В.В. Современное осмысление понятия «информация» // Гуманитарные,
социально-экономические и общественные науки. 2018. № 1. С. 37-40. [Электронный
ресурс] Режим доступа: https://online-science.ru/userfiles/file/225arq0aozn4b4y8huwz61nrmde8bozg.pdf
(дата обращения: 08.06.2020). [13] Комаров
Н.В. Тенденции развития информационной безопасности в Российской Федерации на
2019 год // Энигма. 2019. № 15-1. С. 257-263. [Электронный ресурс] Режим
доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41413857
(дата обращения: 12.06.2020).
Заключение:
Современные закономерности и тенденции широкомасштабного
ускоряющегося процесса развития и при этом совершенствования информационных
систем и технологий наглядно демонстрируют возрастание актуальности проблемы
поиска высокого уровня технических, юридических, организационных и иных
мероприятий обеспечения информационной безопасности в сегодняшних условиях,
когда множество внедряющихся компьютерных вирусов и информационные войны
угрожают национальной безопасности нашего государства.
Таким образом, актуальность обеспечения на государственном
уровне информационной безопасности на сегодняшний день очевидна, так как
напрямую связана с сохранением государственной целостности и безопасности в
целом. Безопасность критической информационной инфраструктуры – состояние
защищенности критической информационной инфраструктуры, обеспечивающее ее
устойчивое функционирование при проведении в отношении ее компьютерных атак.
Новизна в том, что введены впервые новые понятия, в частности, критическая
информационная инфраструктура, компьютерная атака как целенаправленное
воздействие программных или программно-аппаратных средств на объекты
критической информационной инфраструктуры для их нарушения, компьютерный
инцидент, выражающийся в факте нарушения или прекращения функционирования
объекта критической информационной инфраструктуры. Впервые появляется новый
принцип обеспечения безопасности – приоритет предотвращения компьютерных атак,
а также создана государственная система обнаружения, предупреждения и
ликвидации последствий компьютерных атак. Определены полномочия Президента Российской
Федерации и органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности
критической информационной инфраструктуры. Впервые выделены показатели
критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры,
предполагается создание национального координационного центра по компьютерным
инцидентам.
Развитие информационных систем по
всему миру идет с ускоряющейся динамикой. Руководители государств объективно и
научно подходят к вопросу о создании актуального эффективного механизма защиты
информации. Однако, и сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда частные физические лица
могут без особых усилий взломать систему охраны банковских организаций или
становимся свидетелями «подрывной» деятельности так называемых хакеров в
органах государственной власти.
Административно-правовое
регулирование информационной безопасности Российской Федерации складывается из
многоаспектной деятельности органов исполнительной власти в сфере обеспечения
информационной безопасности с совершенствованием правовых основ этой
деятельности, выработкой организационно-управленческого механизма осуществления
правоприменительной деятельности, а также в ходе административной профилактики
устранения всякого рода причин и условий, которые способствуют совершению
правонарушений в рассматриваемой сфере, в целом — предупреждение угроз
национальной безопасности Российской Федерации.
Обеспечение информационной
безопасности предполагает объединение совместных усилий на всех уровнях власти:
федеральном, региональном и на муниципальном уровне. На корпоративном уровне
сами организации, заинтересованные в достаточно эффективной системе
информационной безопасности и защите своих информационных интересов,
информационных потоков и документальных, фактологических сведений, должны
предусмотреть необходимые технические, юридические, программные ресурсы,
позволяющие наладить механизм защиты информации в целях обеспечения
информационной безопасности конкретного предприятия. Поэтому на
внутриорганизационном уровне комплекс мер, направленных на защиту информации и
обеспечение безопасности, определяется значимостью получаемой, обрабатываемой и
хранимой информации.
Можно прийти к выводу, о том, что в
современном обществе, динамика развития информационных технологий постоянно
растет и к сожалению опережает развитие правовой базы нашего государства в
области информационной безопасности. Информационная безопасность, прежде всего,
формируется на основе баланса интересов гражданина, общества и государства,
однако простого, формального закрепления в правовых источниках положений об
информационной безопасности недостаточно. От государства, прежде всего,
требуется системная работа в различных направлениях жизни страны, общества и
личности. Следовательно, требуются развитие институтов по всестороннему
мониторингу возникающих проблем и оперативному устранению нарушений и пробелов
законодательства. Основные права граждан в области государственного управления
и административных правоотношений в сфере информации, остаются важнейшее
задачей государственной политики, которая должна отражать современные веяния и
потребности общества.
Необходимо разработать основные
направления государственной политики в области обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации, а также мероприятий и механизмов, связанных
с реализацией этой политики.
1. Совершенствовать
нормативно-правовую базу в области доступа к информации и взаимодействия
государства со средствами массовой информации; устанавливать ответственность
должностных лиц за соблюдение требований информационной безопасности.
2. Развивать научно-практические
основы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации с учетом
современной геополитической ситуации, условий политического и
социально-экономического развития России и реальности угроз применения «информационного
оружия».
3. Разрабатывать средства для обеспечения технологической
независимости Российской Федерации в важнейших областях информатизации,
телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность, и в первую очередь в
области создания специализированной вычислительной техники для образцов
вооружения и военной техники; обеспечивать условия для активного развития
российской информационной инфраструктуры, участия России в процессах создания и
использования глобальных информационных сетей и систем.
Завершая рассмотрение вопросов обеспечения информационной
безопасности в банковской сфере, отметим, что банки играют важную роль в
экономической жизни общества. Основной вывод, который можно представить из
анализа современного развития банковской отрасли, заключается в том, что
автоматизация и компьютеризация банковской деятельности (и денежного обращения
в целом) продолжают стремительно возрастать. Большинство значимых изменений в
банковской сфере, произошедших за последние десятилетия, связаны именно с
развитием информационных технологий. Именно поэтому к банковским системам
предъявляются повышенные требования к безопасности хранения и обработки
информации. В США и странах Западной Европы, а также и многих других, с этой
проблемой столкнулись уже довольно давно, в настоящее время создана целая
индустрия защиты банковской информации, включающая разработку и производство
безопасного аппаратного и программного обеспечения, периферийных устройств и
др.
Сфера информационной безопасности банков – безусловно,
является одной из наиболее динамичных областей развития индустрии безопасности
в целом. Для обеспечения физической безопасности существуют уже устоявшиеся
подходы, которые, тем не менее, изменяются. Но информационная безопасность
постоянно требует новых решений, поскольку компьютерные и телекоммуникационные
технологии постоянно обновляются, и на компьютерные системы возлагается все
большая ответственность.
В связи с этим следует ожидать дальнейшее динамичное
развитие средств информационной безопасности банков, поскольку их значение
постоянно возрастает.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1.1. Теоретико-правовые
подходы к понятию информационной безопасности личности, общества, государства В эпоху информационных технологий или как ее еще называют «эра
компьютеров», информация стала очень важным стратегическим элементом, которая
нуждается в правовой охране, в целях предотвращения дестабилизации экономики,
обеспечения безопасности личности, общества и государства и формирования
гражданского общества. Исходя из этого, информационная безопасность
рассматривается как один из составных сегментов национальной безопасности в
целом, и, следовательно, проблема обеспечения информационной безопасности
становится важной и злободневной на современном этапе развития нашего общества.
В этой связи, в системе различных отраслей российского права
на повестке дня остро стоит вопрос правового воздействия на информационные
процессы, где информация в виде отдельной структурированной формы уже выступает
как базис правоотношений, зарождающихся при удовлетворении информационных
потребностей личности и общества. Такие потребности возникают и реализуются при
создании, получении, обработке, накоплении, хранении, поиске, распространении и
потреблении информации участниками информационных правоотношений, а также при
создании и использовании ими информационных систем, информационных технологий и
средств информационной безопасности[1].
Необходимо
отметить, что само определение понятия информационной безопасность достаточно
сложное и это сопряжено с тем, что любая наука, [1]
Комолов А.А., Капичников А.С., Радомский В.К., Яковлева Е.А., Ярхунин Р.А.
Информационная безопасность // Вестник современных исследований. 2019. № 2.3
(29). С. 22-24. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37037594
(дата обращения: 08.06.2020).