Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Игры-драматизации как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………. 3
Глава
1. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством
игры-драматизации…………………………………………………………………………….. 7
1.1.
Клинико-психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития…………………………………….. 7
1.2.
Понятие «коммуникативные навыки», критерии и показатели их сформированности у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………………………………………………………… 16
1.3.
Характерные особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР посредством игр-драматизаций 22
Глава 2.
Методические аспекты формирования коммуникативных навыков детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством
игры-драматизации…………………………………………………………………………… 33
2.1.
Методики по исследованию уровня сформированности коммуникативных навыков у
детей старшего дошкольного возраста с ЗПР………………… 33
2.2.
Научно-обоснованные методические рекомендации субъектам образовательного
процесса по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного
возраста с ЗПР……………………………………………. 40
Заключение………………………………………………………………………………………. 68
Список
источников……………………………………………………………………………. 72
Введение:
Актуальность
темы исследования.
В настоящее время в современном образовании остро стоит
вопрос о формировании и развитии у детей коммуникативных навыков. Детям
дошкольного возраста важно создавать такие условия, в которых они могут успешно
познавать окружающий мир. Особенно актуальным это является для дошкольников с
задержкой психического развития (ЗПР) с целью коррекции таких нарушений.
В процессе воспитания и образования детей с ЗПР у многих
дошкольников отмечаются нарушения в коммуникативной сфере, в отличие от
довольно коммуникабельных детей нормального развития. Зачастую у дошкольников с
ЗПР могут отмечаться нарушения в социальных отношениях, недостаточно развитые
коммуникативные навыки, недостаток в общении с другими детьми, а также другие
нарушения в данном процессе.
Формирование коммуникативной сферы дошкольников важно
осуществлять на протяжении всего дошкольного развития, также важно включать
развитие данных навыков в различные в иды деятельности детей. В развитии
коммуникативных навыков дошкольников участвует не только воспитатель, но и
логопед, психолог, дефектолог и сами родители. Особым видом деятельности, в котором
успешно можно формировать коммуникативные навыки дошкольников, является игровая
деятельность. Данный вид деятельности является ведущим для детей данного
возраста, и он также будет способствовать быстрой адаптации дошкольников к
социуму.
К настоящему моменту в исследованиях современных авторов
рассмотрены различные особенности детей с ЗПР и методах коррекционной поддержки
дошкольников с ЗПР. Многие авторы рассматривали необходимые условия для
успешной адаптации таких детей и развития их навыков до требуемого уровня.
У детей с ЗПР встречается некоторое отставание в психическом
развитии. Особенности основных когнитивных процессов у таких детей в своих
исследованиях рассматривали такие авторы как М.С. Певзнер, Г.И. Жаренкова, У.В.
Ульенкова, В.И. Лубовский и т.д.
В психолого-педагогических исследованиях представлены
характеристики всех выявленных видов ЗПР у детей, определены особенности
различных видов деятельности и их реализации у детей с ЗПР (Л.В. Кузнецова,
У.В. Ульенкова, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович и т.д.). Также некоторые авторы
рассматривали особенности образовательного процесса с дошкольниками, имеющими
диагноз ЗПР (У.В. Ульенкова, Р.Д. Тригер, Г.И. Жаренкова, Л.В. Кузнецова, Г.М.
Капустина и т.д.).
Не так много исследований освещают проблему личностных
характеристик детей с ЗПР (Е.Н. Васильева, У.В. Ульенкова, Д.В. Зайцев, И.А.
Коробейников и т.д.).
В настоящее время малоисследованными остаются вопросы
коммуникации и коммуникативных навыков детей с ЗПР, но между тем данные навыки
являются довольно значимыми для детей с такими нарушениями в развитии.
Таким образом, в соответствии с рассмотренными источниками в
психологии и коррекционной педагогике дети с ЗПР нуждаются в развитии и
формировании коммуникативных навыков для успешного социального становления и
психологического развития. Между тем, вопросы, связанные с целенаправленным
развитием коммуникативных навыков, навыков социально одобряемого поведения у
детей с задержкой психического развития, не получили в теории должного
внимания.
Анализ научных исследований и педагогической практики
позволили нам выявить противоречие
между необходимостью формирования коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР и отсутствием научно обоснованного комплекса
игр-драматизаций для использования на занятиях по достижению названного
результата.
На основе противоречия сформулирована проблема исследования, связанная с разработкой и научным
обоснованием комплекса игр для использования на занятиях по формированию
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития.
Цель исследования: разработка и теоретическое обоснование комплекса
игр-драматизаций для использования в процессе формирования коммуникативных
навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: формирование коммуникативных навыков детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития
Предмет исследования: игры-драматизации как средство формирования коммуникативных
навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать клинико-психолого-педагогические
особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития.
2. Проанализировать понятие «коммуникативные навыки»,
выявить критерии и показатели их сформированности у детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития.
3. На основе анализа психолого-педагогической и
специальной литературы выявить характерные особенности формирования
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством
игр-драматизаций.
4. Подобрать методики по исследованию уровня
сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
с ЗПР.
5. Разработать научно-обоснованные методические
рекомендации субъектам образовательного процесса по формированию
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Методы исследования:
1) теоретические
методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме
исследования, обобщение полученных экспериментальных данных;
2) эмпирические
методы: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент.
Структура
исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
источников.
Заключение:
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы
позволяет нам сделать следующие выводы:
1. С точки зрения Н.В. Филипповой, Ю.Б. Барыльника, «задержка
психического развития представляет собой отставание развития психических
процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально
могут быть скорректированы с помощью специально организованного обучения и
воспитания» [71]. Дети, относящиеся к данному виду нарушений, имеют свои
особенности, выражающиеся в отклонении всех когнитивных процессов от
нормального развития, нарушения в эмоционально-волевой сфере личности, наличие
определенных личностных отклонений, скованность и скромность или наоборот
гиперактивность и импульсивность. Отсутствие зрелости в механизмах речи
вызывает, наряду с затрудненности оформления предложений в грамматическом
отношении, проблемы с речью, являющейся связной.
2. По мнению М.И. Еникеева «коммуникация – это действие по
общению между индивидами за счет использования знаковой системы». Универсальный
ресурс коммуникации – это речь. Е. Ю. Кононова «рассматривает коммуникативные
навыки как целенаправленную совокупность действий человека в процессе общения и
взаимодействия. Критерии и показатели сформированности коммуникативных навыков
у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития:
«Критерий 1. Способность дошкольника участвовать в совместной
деятельности.
— способность видеть действия
партнёра;
— согласовывать действия партнёра;
— осуществлять взаимный контроль;
— взаимопомощь;
— способность разрешать конфликтные
ситуации;
— способность слушать партнёра.
Критерий
2. Способность к партнёрскому диалогу, речевые умения, владение вербальными
средствами коммуникации.
— умение задавать вопросы;
— умение отвечать на вопросы в
соответствии с темой и ситуацией общения;
— умение сообщать собеседникам свое
мнение;
— умение выражать просьбы, советы,
предложения;
— умение слушать партнёра;
— умение пользоваться вербальными
средствами коммуникации.
Критерий
3. Владение нормами и правилами общения.
— знание уважительных,
доброжелательных форм общения;
— вежливого поведения в
общественных местах и быту;
— умение применять эти знания в общении
с партнёром
Критерий
4. Эмоциональная сторона контакта.
— отношение к себе как к члену
группы;
— степень популярности в группе
сверстников;
— отношение к другим детям группы»
[25].
3. Как пишет Т.Н. Доронова, игры-драматизации «являются
свободным воспроизведением некоего сюжета в соответствии с замыслом или
сценарием игры». На основе проведенного анализа можно отметить, что
игры-драматизации являются хорошим средством формирования коммуникативных
навыков у детей старшего дошкольного возраста. Особое влияние на формирование
данных навыков оказывают данные игры-драматизации на детей с ЗПР. В процессе проведения таких
игр дети активно развивают свою речь, смогут развить свое воображение,
творческие навыки. На основе проведения игр-драматизаций дети лучше понимают,
как построить диалог, как правильно выстраивать монолог героя. У детей
расширяются представления об окружающем мире. У дошкольников расширяются
грамматические навыки, фонематическое восприятие и слух. формируется
лексический запас. Составлен комплекс игр-драматизаций.
4. В исследовании участвовали дети в возрасте от 5 до 6 лет с
диагнозом – задержка психического развития. Количество детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития, принимающих участие в
данном исследовании – 10 детей.
Цель экспериментальной работы: определить уровень
сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития.
Задачи экспериментальной работы в рамках данного исследования
в работе:
1) Определить диагностические
методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2) Выявить уровень сформированности
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития.
3) Проанализировать полученные
результаты исследования и сделать выводы.
4) Разработать методические
рекомендации по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития.
5. Были определены критерии сформированности у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития коммуникативных навыков
и соответствующие методики их определения.
Итак, можно сделать вывод, что высокого уровня
сформированности коммуникативных навыков у детей с ЗПР не было выявлено,
средний уровень – у 30% детей, низкий уровень – у 70% детей.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у
обследованных детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития преобладает низкий уровень развития коммуникативных навыков.
Полученные данные и результаты по проведенным методикам являются значимыми для
разработки программы развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с
задержкой психического развития, а также для разработки методических
рекомендаций для педагогов.
6. На основе
представленных методических рекомендаций и результатов эмпирического
исследования были определены основные занятия на основе игр-драматизаций,
которые следует провести с дошкольниками. На основе этого был составлен
соответствующий тематический план занятий.
Разработанные нами методические рекомендации по коррекции и
развитию коммуникативных навыков старших дошкольников с задержкой психического
развития, способствуют обучению детей основным коммуникативным навыкам и
эффективной социальной адаптации.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования
коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития посредством игры-драматизации
1.1. Клинико-психолого-педагогические особенности
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Особенности такого нарушения в развитии детей как ЗПР начали
рассматриваться дефектологами в отечественных исследованиях, начиная с 1960-ых.
Понятие «задержки психического развития» было предложено Г. Е. Сухаревой в 1959
году [44].
С точки зрения Н.В. Филипповой, Ю.Б. Барыльника, «задержка психического
развития представляет собой отставание развития психических процессов и
незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть
скорректированы с помощью специально организованного обучения и воспитания»
[47].
«Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем
развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции поведения,
примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе» [47].
В настоящее время специальные науки рассматривают развитие
основных когнитивных процессов при различных нарушениях у детей. Авторами
рассматриваются нарушения в развитии мыслительных процессах у детей (И.А.
Коробейников, У.В. Ульенкова, Г.Н. Ефремова, С.А. Домишкевич и другие). Также
некоторые авторы рассматривают в своих исследованиях особенности формирования
памяти у детей с нарушениями (Н.Г. Лутонян, Л.В. Кузнецова, М.К. Бурлакова,
Л.Н. Блинова, В.Л. Подобед и другие). Речевые отклонения у детей с нарушениями
в развитии рассматривали такие авторы как Н. Ю. Борякова, Л.Н. Блинова, Г.К.
Антошечкина, Е.С. Слепович и другие.