Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Игровые технологии как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА……………………………………………………… 8 1.1 Основные подходы к определению познавательной
активности в психолого-педагогической литературе……………………………………
1.2 Особенности повышения познавательной активности
младших школьников…………………………………………………………………
1.3 Повышение познавательной активности младших
школьников в рамках учебного предмета «Окружающий мир» ………………………. 8 10 14 ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА………………………
2.1 Роль игровых технологий в обучении и воспитании
младших школьников…………………………………………………………………
2.2 Виды игровых технологий на уроках окружающего мира…………..
2.3 Методика использования игровых технологий на уроках окружающего
мира ………………………………………………… 17 17
21 23 ГЛАВА 3 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
3.1 Констатирующий
этап…………………………………………………
3.2 Формирующий
этап…………………………………………………….
3.3Контрольный
этап………………………………………………………. 28
28
31
35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 40 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………. 43 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….. 50
Введение:
Актуальностью
проблемы исследования является проблема изучения и развития познавательной деятельности
младших школьников. Это одна из актуальных проблем современной науки и практики
образования, что определяется современным социальным заказом общества на
«активизацию человеческой личности». Проблеме развития познавательной активности у
обучающихся начальной школы уделено внимание в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, в нем указывается, что
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника
(«портрет выпускника начальной школы»), который, в том числе, «любознательный,
активно и заинтересованно познающий мир» [2]. Педагогический
уровень актуальности связан со становлением такой личностной характеристики
выпускника начальной школы, как любознательность, активность и
заинтересованность в познании мира, что невозможно без активизации
познавательной активности младших школьников.
Интегрированный курс «Окружающий
мир» в начальной школе – это один из наиболее интересных предметов в
начальной школе. Именно этот учебный курс является благодатной почвой для
развития познавательной активности младших школьников. Курс
«Окружающий мир» достаточно сложен для восприятия учениками младших классов, но
он обладает исключительной информативностью. Перед учителями
начальной школы часто встает проблема: как повысить качество знаний учащихся,
какие условия нужно создать на уроке, чтобы учащиеся начальных классов проявили
устойчивый интерес к изучению предмета окружающий мир?
Для повышения интереса к изучаемому материалу необходимо
разнообразить сам образовательный процесс. Одним из средств
повышения качества знаний у учащихся является использование игровых технологий
на уроках окружающего мира. Применение игровых технологий на уроках
окружающего мира помогает активизировать познавательную активность, раскрыть
творческий потенциал каждого ребенка, стимулировать учеников к саморазвитию и
самосовершенствованию.
Теоретические
основы и практические аспекты повышения познавательной активности учащихся посредством
игровых технологий, в том числе, на уроках окружающего мира отражены в трудах
Ш.И. Булуевой, Е.Л. Буслаевой, Г.А. Волик, Е.П. Денисовой, А.Н. Карамчакова,
Ю.А. Малышевой, А.А Марченко, Е.В. Минкиной, Т.В. Мухиной, Е.О. Пряхиной, Л.В.
Рыжковой, Е.В. Хоменко, Д.Д. Чекмаревой и др. ученых и практикующих педагогов.
Анализ научной литературы позволил выявить наличие противоречия между
высокими требованиями программно-методических материалов к повышению
познавательной активности учащихся в процессе обучения на уроках окружающего
мира и недостатком арсенала методических средств для
решения этой задачи. Данное противоречие порождает проблему, заключающуюся в определении
педагогических условий, обеспечивающих успешность работы по повышению
познавательной активности учащихся в процессе обучения на уроках окружающего
мира с применением игровых технологий.
Цель выпускной квалификационной работы – изучение
влияния игровых технологий на повышение познавательной активности учащихся в
процессе обучения на уроках окружающего мира.
Объектом выпускной квалификационной работы
определена познавательная активность учащихся на уроках окружающего мира.
Предмет выпускной квалификационной работы – повышение
познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира посредством игровых
технологий.
Исходя из актуальности, цели, объекта и
предмета работы сформулированы следующие задачи:
1) изучить теоретические основы повышения
познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира;
2) выявить особенности повышения
познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира;
3) изучить комплекс педагогических условий, способствующих
повышению познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира
посредством игровых технологий.
Гипотеза
исследования: предполагается, что процесс повышения
познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира будет
наиболее эффективным посредством использования игровых технологий.
Методы
исследования. Для достижения поставленной цели исследования применялись
следующие методы:
—
теоретические:
— анализ
и обобщение научного материала и практического опыта применения игровых технологий
с целью повышения познавательной активности учащихся на
уроках окружающего мира;
—
эмпирические:
— моделирование
и проектирование;
— наблюдение,
беседа, тестирование;
— педагогический
эксперимент;
— количественный
и качественный анализ результатов исследования;
— математические
методы обработки данных.
База
исследования: в качестве базы для проведения исследования была выбрана Муниципальное
общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №7
муниципального образования — городской округ город Касимов. Выбор базы
исследования определялся готовностью администрации образовательного учреждения
к сотрудничеству. В исследовании приняли участие обучающиеся 2-х классов.
Практическая
значимость заключается в том, что разработанные и апробированные педагогические условия по повышению
познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира посредством
игровых технологий могут быть
использованы в практической работе педагогов начальной школы.
Выпускная
квалификационная работа представлена введением, основной частью, состоящей из
трех глав, списка использованных источников и приложений, содержащих
пояснительный материал.
Заключение:
Познавательная активность – действие
эмоционально-оценочного отношения обучаемого к процессу и результату познания, которое
проявляется в стремлении учиться, преодолевая на пути приобретения знаний
определенные трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной
работе.
Познавательная активность, стремление к
самостоятельности младшего школьника создают предпосылки для формирования
устойчивого познавательного интереса, важнейшей особенностью которого является
его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но
и любой деятельности человека. Познавательным интересам младшего школьника
свойственна тенденция к развитию, которое происходит как преодоление все более
усложняющихся препятствий, всё новых трудностей.
Игровые технологии предлагается рассматривать
как систему методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и
практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Данной
совокупностью образуется определенный вид занятий, на которых осуществляется обучение.
При использовании игровых технологий на уроках определенной возможно добиться
значительной активизации образовательного процесса, роста его эффективности. В
этом случае сама форма занятий приобретает активный характер.
Педагогическими условиями, от которых зависит
выбор игровых технологий, применяемых на уроке, являются: цели обучения;
уровень подготовленности учащихся; возраст учащихся; время, отведённое на
изучение материала; оснащённость школы; теоретическая и практическая
подготовленность учителя.
На основе данных, полученных на констатирующем
этапе опытно-экспериментальной работы, сделан вывод о необходимости разработки
и апробации педагогической модели повышения познавательной активности на уроках
окружающего мира посредством игровых технологий.
Основные структурные компоненты педагогической
модели повышения познавательной активности на уроках окружающего мира
посредством игровых технологий:
— цель – повышения познавательной активности
на уроках окружающего мира посредством игровых технологий;
— субъекты – педагоги, младшие школьники,
родители; содержательная часть: игровые технологии;
— методы повышения познавательной активности
на уроках окружающего мира посредством игровых технологий – способы воздействия
педагогов на школьников в направлении цели обучения;
— средства повышения познавательной активности
на уроках окружающего мира посредством игровых технологий – технологий,
направленных на повышения познавательной активности на уроках окружающего мира;
— диагностическая часть;
— результатом данной деятельности выступает
сформированность познавательной активности на уроках окружающего мира
посредством игровых технологий.
На формирующем этапе эксперимента в
экспериментальном классе с целью повышения познавательной активности использовались
игровые технологии, выделенные в теоретической части работы, которые положены в
содержательную часть разработанной модели.
По
результатам диагностик, проведенных на контрольном этапе исследования, сделаны выводы
о том, что за время формирующего эксперимента в экспериментальной группе
изменились показатели сформированности познавательного интереса – количество
детей с высоким уровнем сформированности познавательного интереса выросло на 20%,
детей с низким уровнем на контрольном этапе не выявлено. В контрольной группе
показатели не изменились.
В
экспериментальной группе изменились показатели сформированности познавательной
активности – количество детей с высоким уровнем сформированности познавательной
активности выросло на 20%. В контрольной группе показатели не изменились.
В целом
результаты обследования в двух классах различаются значительно. Повышение
уровней познавательной активности младших школьников по указанным диагностикам
при освоении предмета «Окружающий мир» произошло в результате применения
игровых технологий. Дети экспериментального класса проявили высокую
вовлеченность в игровую деятельность, интерес, соревновательность,
формировались умения работать в команде. Применение игровых технологий на
уроках окружающего мира помогает задать грамотный вектор научного
мировоззрения, активизировать познавательную деятельность, раскрыть творческий
потенциал каждого ребенка, стимулировать учеников к саморазвитию и
самосовершенствованию.
Полученные результаты позволили сделать вывод о
том, что, применение игровых технологий на уроках окружающего мира позволяет
эффективно решать задачи повышения познавательной активности младших школьников
и способствует развитию системного мышления.
Таким
образом, опытно-экспериментальным путем подтвердилась гипотеза, выдвинутая в
начале исследования, а именно: процесс повышения
познавательной активности младших школьников на уроках
окружающего мира будет наиболее эффективным при использовании игровых технологий.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
1.1
Основные подходы к определению познавательной активности в
психолого-педагогической литературе Целью современного
начального образования является общекультурное, личностное и познавательное
развитие обучающихся, которое способствует формированию и развитию ключевой
компетенции – умение учиться. Познавательная деятельность – это непрерывное,
динамичное изучение индивидом окружающего его мира. В процессе этого изучения
он получает новые знания, познает законы взаимодействия, а также учится
применять эти знания для целенаправленного воздействия на окружающую среду.
Умение учиться включает в себя следующие показатели: умение познавать мир,
ставить проблемы, искать и находить свои решения; учиться взаимодействовать с
другими людьми на основе толерантности и равноправия; способность к
саморазвитию и самосовершенствованию; умению рассуждать, сравнивать, оценивать
полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе,
интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений,
аргументировать собственную точку зрения. Достижение данной цели становится
возможным благодаря развитию у младших школьников познавательной активности [34,
57].
В научно-педагогической
литературе представлено большое количество определений познавательной
активности, поскольку эта проблема является одной из глубоких проблем в
педагогике, отражающей взаимосвязь психических, физиологических и социальных
условий развития. В большинстве случаев познавательная активность понимается
как деятельность ребенка, ориентированная на познание окружающего мира,
способствующая раскрытию