Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушение чтения и письма
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1.
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 4
1.1 Механизм
письменной речи и чтения. 4
1.2. Понятие
о дислексии и дисграфии, их причины.. 12
ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.. 18
2.1
Организация и проведение эксперимента. 18
2.2
Рекомендации по использованию игровых приемов логопедической работы при
коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Актуальность
темы исследования. На сегодняшний день сложилась такая
тенденция, что дети, приходя в первый класс, характеризуются трудностями в
чтении и письме. Поэтому возникает необходимость логопедического обследования
по выявлению дисграфии и дислексии, которая представляет собой отклонения с
частичным нарушением письма и чтения.
Особенностями
формирования навыков чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
интересуются многие исследователи, однако появления нарушений в этих процессах
до сих пор не объяснено. Интерес к вопросам раннего обнаружения и
предупреждения дисграфии и дислексии, а также проблеме их преодоления,
обуславливается так же тем, что письмо и чтение как вид деятельности занимает
важное место в жизни человека, стимулируя психическое развитие личности,
обеспечивая общеобразовательную подготовку и влияя на формирование индивида в
целом.
Степень
изученности темы исследования. На сегодня
отечественная логопедия имеет достаточное освещение вопросов симптоматики и
механизмов дисграфии и дислексии. Так же широко освещена структура данного
речевого расстройства, имеются разработанные методологические подходы и
направления в коррекции разных видов дисграфии и дислексии.
Среди исследователей
проблем дисграфии и дислексии в младшем школьном возрасте можно выделить И.Н.
Ефименкову, А.Н. Корнева, Р.И, Лалаеву, Е.А. Логинову и др.
Однако, несмотря на
существующие разработки, до настоящего времени эффективность логопедической
работы, направленной на коррекцию дисграфии и дислексии не является высокой.
Целью
исследования является определение особенностей использования
игровых приемов в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими
нарушения чтения и письма.
Поставленная цель
предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Изучить механизм
письменной речи и чтения.
2. Определить понятие о
дислексии и дисграфии. Исследовать причины дислексии и дисграфии.
3. Провести исследование
по определению нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста.
4. Разработать
рекомендации по использованию игровых приемов в логопедической работе при
коррекции нарушения чтения и письма у младших школьников.
Объектом
курсовой работы является механизм письменной речи и чтения.
Предметом
выступают игровые приемы в логопедической работе при коррекции нарушения чтения
и письма у младших школьников.
Методы
исследования, использованные для достижения цели и
решения задач следующие:
1. Теоретической анализ
психолого-педагогической, логопедической и методической литературы по теме
исследования.
2. Эмпирическое
проведение исследования на выявление дислексии и дисграфии у младших
школьников.
3. Количественный и
качественный анализ полученных данных.
Структура работы
определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и
списка литературы.
Заключение:
Дисграфией называется патологическое
состояние, при котором наблюдается расстройство процесса письма. С этим недугом
не понаслышке знакомы около 50% младших школьников и примерно 35% учащихся
средней школы. Также эта патология может развиваться и у взрослых (10% всех
случаев), у которых вследствие каких-либо причин была нарушена работа высших
психических функций. Кроме того, данное расстройство тесно связано с дислексией
– отклонением в процессе чтения, ведь и чтение, и письмо – это два компонента
одного психического процесса.
В последние годы наблюдается
стремительный рост количества детей с дисграфическими и дислексическими
нарушениями. В настоящее время в начальной школе до 50% школьников испытывают
специфйические трудности в овладении письмом и чтением. Причем у большинства из
них данные нарушения сохраняются и в более старших классах.
Письмо тесно связано с процессом устной
речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня
сформированности не только определенных речевых, но и неречевых функций:
слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа
и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного
анализа и синтеза, пространственных представлений.
Таким образом, письмо и чтение представляет
собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем
принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, рече-двигательный,
зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается
тесная связь и взаимообусловленность.
Структура этого процесса определяется
этапом овладения навыком, задачами и характером письма и чтения и предполагает
проведение целенаправленной работы по их формированию.
Таким образом, было
организовано исследование на базе средней общеобразовательной школы. В нем
принимали участие младшие школьники в количестве 32 детей.
Результаты детей по всем
предложенным заданиям позволяют сделать вывод о наличии у них нарушений в
формировании устной и письменной речи. Другими словами, проявляются признаки
дисграфии и дислексии, которые требуют коррекционного вмешательства.
Среди наиболее часто встречаемых ошибок процесса письма у младших
школьников, которые принимали участие в исследовании, можно назвать следующие
· Ошибки
в переносе слов с одной строчки на другую.
· Пропуски
гласных и согласных, чаще всего при их стечении.
· Пропуски
слов в предложении, а также частей текста при списывании.
· Необоснованное
слитное или раздельное написание предлогов и приставок.
Что касается проблем, которые встречаются у детей в процессе чтения, то
среди них можно было выделить следующие:
· Наличие
пропусков графем.
· Смешение
оптически близких графем.
· Пропуски
слов, словосочетаний, предложений, иногда частей текста.
· Монотонность
прочтение, несоблюдение пауз.
· Непонимание
значения прочитанного слова.
В заключение необходимо отметить, что обнаруженные ошибки требуют
проведения с детьми дополнительных занятий по преодолению проявлений дисграфии
и дислексии. Для этого были разработаны рекомендации по использованию игровых
приемов в логопедической работе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1
Механизм письменной речи и чтения Письменная речь является
одним из видов умственной деятельности. Ее формирование, в отличие от устной
речи, протекает при целенаправленном обучении. Это говорит о том, что механизмы
письменной речи создаются в процессе обучения грамоте и совершенствуются при
дальнейшем образовании. При этом необходимо отметить, что овладение грамотой
представляет собой сложный процесс умственной деятельности, требующей
достаточного уровня зрелости множества психических и физических функций ребенка
[17].
Важным моментом является
то, что письмо выступает навыком и видом графо-моторной деятельности. Так, А.Н.
Корнев говорил о том, что навыки письма зависят от устной речи и ее
закономерностей, однако опираются на свою психологическую и сенсомоторную базу,
которая обеспечивает реализацию всех форм письма на практике [13].
Как один из видов
деятельности письмо состоит из совершения трех основных операций, среди которых
выделяются следующие:
1. Анализ звукового
состава слова. Так, первым условием письма является определение последовательности
звуков в слове, а далее – уточнение звуков, в частности понимание и различение
глухих и звонких, твердых и мягких, свистящих и шипящих фонем.
2. Перевод фонемы в
письменные знаки, которые имеют название графем, учитывая правильное написание
их элементов. Такая операция предполагает, что ребенок способен правильно
представлять буквы, которые составляют конкретное слово и их правильное
писание.