Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Гуманитарные науки Русская литература (Присутствует методическая глава)

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Хронотопический анализ художественного текста на уроках литературы как средство выявления авторской позиции (на примере поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ХРОНОТОП КАК ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 8

1.1 Хронотопический анализ как исследовательская технология 8

1.2 Хронотопический анализ текста на уроках литературы 19

ГЛАВА 2. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЭМЫ Н.В. ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ» 30

2.1 Основные хронотопические образы произведения 30

2.2 Персонажные хронотопы произведения 49

ГЛАВА 3. ПОЭМА Н.В. ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ» В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ 58

3.1. Методический опыт изучения поэмы «Мёртвые души» в современной образовательной практике 58

3.2 Возможности хронотопического анализа при изучении поэмы «Мёртвые души» в 9-м классе: из опыта авторского методического проектирования 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79

Приложение № 1 Конспект урока на тему «Хронотоп в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»: анализ, интерпретация, значения» 84

Приложение № 2 Конспект урока на тему «Анализ образа Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»» 99

Приложение № 3 Конспект урока на тему «Социально-исторический контекст поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»» 115

  

Введение:

 

Ориентация на изучение всех структурных уровней литературных произведений и способность аккумулировать разнообразные исследовательские подходы являются основными факторами обучения основам литературного анализа в среднеобразовательной школе. Некоторые методисты включают жанр в алгоритм пообразного, пособытийного, попроблемного стилистического анализа, в соответствии с развитием действия или «следуя за автором». На наш взгляд, обратный процесс также возможен, то есть изучение самого жанра требует применения всех названных аналитических методов.

Основной национальный документ, раскрывающий содержание литературного образования в школе (Государственный стандарт основного среднего образования: предметная область «Язык и литература»), определяет ряд задач по обеспечению эффективности процесса усвоения учащимися основных литературоведческих понятий и их приложения в процессе анализа художественных произведений: развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания .

Курс русской литературы в 10-11 классах предусматривают текстовую проработку достаточного количества темпорально структурированных произведений, эпизодические и внесюжетные элементы которых наполнены важными для автора идейными и тематическими компонентами. Сказанное подтверждает целесообразность введения в школьную практику хронотопического анализа художественных произведений. Именно с его помощью становится возможным исследовать интертекстуальные и внесюжетные элементы в контексте понимания пространственно-временной организации художественных произведений.

При рассмотрении художественных произведений старшеклассники должны освоить теоретические понятия «внесюжетный эпизод», «ретроспектива», «обращение вперед» и «застой» с точки зрения построения времени и пространства, «хронотоп», «концепция произведения» . Художественный текст определяется тремя субстанциальными универсалиями — временем, пространством и человеком. При анализе литературного произведения необходимо учитывать следующие ключевые характеристики этих категорий: временно-художественно-историческая эпоха; пространство — контекст образа события; человек — центр всей организации времени и пространства .

Актуальность работы. Важным аспектом исследований в области литературоведения является хронотопический анализ, который на уроках литературы подразумевает изучение произведения через призму его пространственно-временной организации. Введение этого вида анализа в методическую практику представляется актуальным, поскольку в современных школах учащиеся изучают достаточное количество текстов со сложной хронотопической структурой, являющейся основополагающей в авторской картине мира художественного произведения. К таковым относится и поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Учет временной и пространственной составляющих содержания позволяет акцентировать внимание исследователей на историософской проблематике произведения, в то время как в современных методических пособиях данному аспекту уделяется мало внимания. В современной практике используются только элементы хронотопического анализа путём рассмотрения учащимися художественного времени и пространства как системотворческого фактора. Более глубокий анализ охватывает все стороны литературного произведения: затрагивает специфику жанра, воплощение эстетических принципов литературного направления, композиционный строй, яркость художественного образа в произведении, в том числе позиции автора, на что и направлено внимание текущей работы.

Объект исследования: хронотопический анализ в школьной образовательной практике. Предмет исследования: процесс формирования умения осуществлять хронотопический анализ литературного произведения с целью выявления авторской позиции (на материале поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).

Цель исследования: разработать алгоритм хронотопического анализа произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и определить степень его эффективности на основе методического опыта внедрения в современную образовательную практику.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Определить понятия «хронотоп» и «хронотопический анализ» с точки зрения современной методической практики.

2. Проанализировать пространственно-временную организацию поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

3. Разработать систему методических приемов по формированию умения осуществлять хронотопический анализ исследуемого произведения и проанализировать личный методический опыт внедрения данных приёмов в современный образовательный процесс.

Новизна работы заключается в том, что она представляет первое исследование, где конструктивные возможности хронотопического анализа были проверены на учащихся старших классов на конкретном литературном произведении — поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Методы исследования: для решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики:

1. Сравнительно-исторический анализ.

2. Структурно-семиотический анализ.

3. Хронотопический анализ.

4. Методическое проектирование.

Проблематика исследования. Хронотопический анализ особенно важен для многих комплексных жанров литературы – популяризации, его элементы незаменимы при работе с историческим или городским романом, драмой-феерией, киноповестью, импрессионистическим романом и многими фольклорными текстами (исторические песни, представления, легенды и т.д.). Анализ топо-темпоральных элементов позволяет рассматривать художественное время и пространство как факторы создания жанров, которые обеспечивают важные содержательные и формальные аспекты литературных текстов, создавая предпосылки для появления многих жанровых особенностей, находящихся в центре внимания ученических исследований. Недостаточное обращение к подобному виду анализа на занятии приводит к неполному осмыслению авторского замысла.

Теоретическая значимость работы. В рамках работы создается алгоритм пространственно-временного анализа, который обеспечит прочное усвоение учениками как содержания сюжетно-смысловых, так и внесюжетных художественных структур.

После этого ученики смогут глубже разбираться в проблемных, мировоззренческо-философских концепциях и жанровом (проблемно-тематическом, концептуальном, философском, структурно-жанровом) методах анализа. Параллельно с этой деятельностью выявляются жанровые особенности на структурном уровне текста. В контексте такой работы можно развить большое количество литературных компетенций и способностей, вытекающих из природы литературы как текстового искусства и аналитической деятельности, которую могут предложить современные методы преподавания.

В рамках данного исследования была проведена практическая апробация, целью которой было оценить эффективность исследуемого метода хронотопического анализа на уроках литературы с использованием поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Апробация включала преддипломную практику на базе Сургутской школы №5 в 9-тых классах (10.04.2023 – 24.05.2023) и участие с докладом на международной студенческой научно-практической конференции «Классика и современность в изящной словесности XIX–XXI столетий» 23.02.2023 с последующей публикацией результатов онлайн – статьи «Гастрономическая семиотика в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»».

Практическая значимость работы заключается в возможности применения созданного алгоритма анализа на уроках литературы, а также полученных результатов для написания курсовых и дипломных работ.

Структурно данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключении данной работы можно отметить, что хронотоп – это один из важнейших элементов литературного произведения, связывающий пространство и время и оказывающий влияние на развитие сюжета. В первой главе была рассмотрена теоретическая и методическая проблема хронотопического анализа, а также возможность использования этого метода на уроках литературы.

Через основные категориальные свойства прозаических произведений: пространственно-временной, антропоцентрический, концептуальный — происходит выявление бессюжетных способов встраивания прозаических произведений, обуславливающих темпоральную структуру произведений, реализуются средства создания образов — фигура, авторская форма и задумка произведений. Поэтому глубокий хронотопический анализ сюжетных элементов, входящих в структуру художественного произведения, является залогом успешности процесса развития основных читательских компетенций учащихся на уроке русской литературы в старших классах.

Во второй главе была проанализирована пространственно-временная организация поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». В этой главе были выявлены основные хронотопические образы и персонажные хронотопы произведения.

В художественную систему произведения вплетены характеристики нескольких популярных жанров мировой литературы. К таким жанрам относятся авантюрный, мошеннический романы, роман-путешествие. Мы соглашаемся с Марком Соколянским, который указывает, что путешествие Чичикова является важным элементом художественного текста, обеспечивающим художественную целостность поэмы Николая Гоголя путем соединения различных жанров, обеспечивая единство темы и проблемы, композиции и жанров художественных текстов.

В третьей главе был представлен методический опыт изучения поэмы «Мёртвые души» в современной образовательной практике, а также были разработаны технологические карты уроков. Этот опыт позволяет учителям более эффективно использовать хронотопический анализ на уроках литературы и помочь ученикам лучше понять литературное произведение.

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» традиционно входит в курс литературы 9 класса как одно из вершинных произведений русской классической литературы. При изучении данного произведения все программы ориентируют на изучение основных литературных понятий, касающихся феномена хронотопа.

В итоге, изучение хронотопа в «Мёртвых душах» позволит ученикам углубить свои знания о литературе и понять, как пространство и время оказывают влияние на развитие сюжета. Это поможет им лучше оценить творчество Гоголя и научиться анализировать литературные произведения с учётом хронотопа. Результатом такой работы станет не только повышение уровня образования, но и умение применять аналитические навыки на практике в будущем.

В итоге, данная работа подчеркивает важность хронотопического анализа при изучении литературных произведений, а также дает возможность учителям разработать уроки, которые помогут ученикам лучше понять произведение и развить аналитические навыки.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ХРОНОТОП КАК ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Хронотопический анализ как исследовательская технология

С начала второй половины XX века, анализ пространственно-временных координат в художественных произведениях занял важное место в кругу научных интересов литературоведов. Изучение оценок авторов, действий и мыслей персонажей в пространственно-временном измерении помогает понять глубину художественного характера литературных произведений.

Анализ пространственно-временных координат позволяет лучше понять, как пространство и время влияют на характеры и действия персонажей, а также на общее восприятие художественного произведения. К примеру, изучение описаний мест действия в произведениях позволяет увидеть, как автор использует пространство для создания настроения и подчеркивания темы произведения. Анализ временных рамок помогает лучше понять смысл и хронологию событий, а также отношения между персонажами . Поэтому большое значение имеет изучение художественной природы «пространства-времени», его репрезентация в текстах, определение пространственно-временных функций в литературных произведениях.

Михаил Бахтин впервые вводит в литературоведение термин «хронотоп». По мнению исследователя, он выражает соотношение между временными и пространственными координатами художественных текстов: в пространстве появляются знаки времени, а время понимается и измеряется пространством .

Ученые, изучающие художественные произведения, выделяют в их структуре две важнейшие составляющие: художественное время и пространство. Эти понятия имеют греческое происхождение (от слов «Χρόνος» — «время» и «τόπος» — «пространство») и играют важную роль в эволюции терминологии. Художественное время помогает сгустить события и создать более яркую картину происходящего, а пространство напряжено и вовлечено в движение времени, сюжета и истории. Эти элементы существенно влияют на восприятие и понимание художественного произведения .

Юрий Лотман в своих работах определяет художественное время в литературном произведении как хронологическую последовательность, которая проявляется в различных аспектах и выполняет свою функцию. Восприятие художественного времени является важным фактором для литературоведения. Он выделяет несколько аспектов отношения времени и пространства в художественном произведении: «существование произведения как материального объекта и время его восприятия читателем» .

Художественное время текста может принимать различные формы в зависимости от творческого замысла автора: «оно может совпадать с реальным временем объективной действительности, может зависеть от отдаленного будущего, а часто и неопределенно, ускоряться, замедляться, останавливаться, растягиваться» . Анализ текста включает важный аспект — художественное время литературного произведения, которое представлено в двух формах: внутри мира персонажей и воспринимаемое читателем. Первый тип можно дополнительно разделить на несколько видов: сюжетное, аллегорическое, социально-бытовое, историческое, фэнтезийное и биографическое время. Однако следует отметить, что сюжетное время не имеет четкой хронологической последовательности в изложении событий, в отличие от фабульного времени.

В литературе отражается несколько типов построения художественного времени в историческом развитии общества. В начальном этапе, когда люди наблюдали за природой, временной характер был воспринят как циклический феномен, что нашло свое отражение в фольклорных произведениях. Однако с появлением авторской литературы фольклорные произведения стали уступать место интерпретациям авторов и смешению с их собственным творчеством. Это привело к возникновению эпохи эпоса, где множество легенд и рассказов о героях было объединено в единый литературный жанр.

Средневековая культура ввела понятие казуального времени, где все явления вокруг имеют причину. В религиозных текстах появилось понятие апокалиптического времени, связанного с идеей процесса развития энтропии. Тем не менее, восточные религии, особенно индуизм, представляют концепцию спирального времени, где бесконечное возрождение всех живых существ на земле играет важную роль. В результате, художественное время становится значимым элементом литературы, который позволяет более глубоко анализировать тексты и понимать их связь с культурными традициями и идеями.

В современной науке имеется множество теорий, касающихся времени, но все они подтверждают глубокую взаимосвязь между временем и пространством. Фактически, течение времени в пространстве определено друг другом и не может существовать в изоляции.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы