Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Характерные особенности и манера исполнения в мужском казахском танце
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЖСКОГО КАЗАХСКОГО ТАНЦА 7
1.1. История становления и развития мужских казахских танцев 7
1.2. Лексика исполнения мужских казахских танцев 9
1.3. Изучение танцевального фольклора 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАНЕРЫ ИСПОЛНЕНИЯ КАЗАХСКОГО МУЖСКОГО ТАНЦА 21
2.1. Основные движения и пластика мужского казахского танца 21
2.2. Манеры исполнения в мужском казахском танце 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
Введение:
Актуальность темы исследования. Казахский народ за свою многовековую историю создал богатую самобытную духовную культуру, важной составной частью которой является танцевальное искусство. Танец обладает многообразием формы и видов, возникших из отражения окружающей действительности. В народном быту сложились свои традиции, своя координация движений, пластическая выразительность, музыкально-ритмические рисунки. Лексика танца рождались в единстве не только с ритмом, мелодий народной музыки, но и с декоративно-прикладным искусством, устным поэтическим творчеством, языком, обрядами, традициями казахского народа.
Веками формировался самобытный танцевальный язык, отличающийся экспрессией, ритмичностью, подвижностью суставов и динамикой мужского танца, и певучестью, поэтичностью, гибкостью и пластичностью – женского. Танцевальная пластика формировалась и развивалась в культуре баксы (шаманы), далее в искусстве сал-сери (народные актеры кочующего театра).
Мужской казахский танец отличается от женской лексики, однако в методической литературе сегодня не принято его обособлять в отдельное направление. Для новых коллективов это является проблемой, поскольку собирать знания приходится по крупицам.
Проблема обобщения вклада исполнителей и балетмейстеров прошлого в становление отечественной профессиональной народно-сценической хореографии и определение перспектив дальнейшего развития казахского танца в творчестве современных мастеров явилась основополагающей при выборе темы исследования «Построение действия в казахском танце и способы его развития».
Объект исследования: профессиональное народно-сценическое хореографическое искусство Казахстана.
Предмет исследования: манера исполнения народного казахского танца.
Цель исследования: раскрыть исторический аспект становления и развития школы национального мужского казахского танца как целостной художественно-образовательной системы и проанализировать особенности и манеры исполнения танца на примере творчества фольклорного коллектива «Алтынай» (г. Алматы).
Исходя из поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть историю становления и развития мужских казахских танцев;
2) изучить лексику исполнения мужских казахских танцев;
3) проанализировать танцевальный фольклор;
4) составить основные движения и пластику мужского казахского танца;
5) выявить манеры исполнения в мужском казахском танце.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Специфическим особенностям традиционной художественной культуры казахского народа посвящено достаточное количество научных исследований этнографов, историков, искусствоведов, в частности А.Д. Арынова. Ч.Ч. Валиханова и других.
Вопросам становления и развития казахской национальной хореографии посвятили свои исследования такие ученые как Д.Т. Абиров, А.А. Жолтаева и другие.
Издано большое количество монографий, учебно-методических пособий, сборников, в которых собран богатейший материал по записи и обработке народных танцев. Среди них следует назвать работы Ш.Б. Жиенкуловой, Д.Т. Абирова, А. Исмаилова, О.В. Всеволодской-Голушкевич и других.
Теоретические основы исследования опирались на:
— исторические аспекты, теорию и историю народной художественной культуры и этнохудожественного образования (А.Д. Арынова, Б.Г. Аюханов, Ч.Ч. Валиханов, У.Д. Джанибеков, Б.Г. Ерзакович);
— историю и проблемы развития мужских национальных танцев (Д.Т. Абиров, А.М. Исмаилов, Д. Аменова, А.А. Жолтаева, Г. Жумасеитова, Т. Кишкашбаев, А. Шанкибаева, Л. Мамбетова, А.К. Кульбекова);
— теорию и методику профессионального образования (С. Кульбекова);
— танцевальную режиссуру (А.Е. Кусанова, Б.Е. Захава).
Методы исследования:
теоретические:
— изучение научной литературы по теме исследования;
— анализ творческой деятельности профессиональных балетмейстеров и исполнителей;
— сравнение и обобщение основных направлений репертуарной политики балетмейстеров и исполнителей;
практические:
— практическая деятельность автора по анализу хореографической манеры в мужском танце.
База исследования: Фольклорный ансамбль «Алтынай», г. Алматы.
Теоретическая значимость исследования. Данное исследование позволило систематизировать многочисленные сведения о развитии казахского мужского народного танца, соединить их в одну канву и подвести ее к реальному воплощению в современном казахском танце.
Практическая значимость исследования. Материалы представленного исследования могут быть полезны руководителям профессиональных и самодеятельных хореографических коллективов, балетмейстерам и режиссерам для постановки национального казахского мужского танца, а также педагогам в качестве дополнительного материала к лекциям по традиционному искусству танца казахского народа.
Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список литературы и источников, приложение.
Во введении ставятся цель, задачи исследования, определяется основной теоретико-методологический аппарат. В первой главе изучаются теоретическое особенности казахского танца. Во второй главе исследуется построение мужского казахского танца и представляются особенности его развития. В заключении делаются выводы по проведенной работе.
Заключение:
В ходе теоретической части исследования было выяснено, что народный казахский танец – это дань фольклорной традиции. Мы. Исследуя исторический момент развития казахского мужского танца, выявили то, что народное танцевальное творчество имеет богатейшие традиции, отразившие мысли, чувства, мироощущение множества поколений казахов. Преемственность традиций – это одна из основных граней народности.
Казахский танец – это танец исключительно для нравственных людей, поскольку гуманизм и нравственность – это сама основа философии казахского танца. Все элементы и философия хореографии выстроены именно на проявлении гуманизма, любви, заботы, умении отдавать добро миру от всего сердца. Они являются необходимой нравственной базой в философии казахского танца.
В мужском казахском танце манера исполнения достаточно резкая, чеканная, движения четкие и выверенные. Основным моментом отличия является то, что переходы между движениями резкие, а кисти рук в мужской пластике не задействованы, тогда как в женской – вращения кистями – основа лексики. В мужской же лексике преимущественно отмечается наличие прыжков и взмахов руками.
Выявлено, что пластика казахского танца чрезвычайно богата, каждое движение потому – особенное, и на основе представленного ряда базовых положений и движений можно создавать огромное множество различных мотивов танцев, на различную манеру исполнения (от бытовых до шутливых), что и берет за основу современный казахский танец.
Мы обратили внимание на то, что современные хореографы стараются сохранить национальные традиции, культурные и моральные ценности, отражающиеся в конкретных движениях, положениях, манере, стиле, темах, колорите в сочетании с современными тенденциями хореографического искусства.
В практической части исследования мы проведи анализ исполнения казахского мужского танца на примере фольклорного коллектива «Алтынай».
Было определено, что ансамбль, кроме непосредственно народной фольклористики, сильно опирается на современные тенденции танцевального искусства и даже балета, вследствие чего получается очень интересный симбиоз традиции и современности. Мужской танец вобрал в себя традиционные манеры исполнения, а также в основе мужского танца лежит фольклорная легенда, которая непосредственно задает рисунок и лексику танцевальным движениям.
Фольклорный коллектив «Алтынай» является хранителем традиций мужского казахского народного танца, интерпретируя их на современный лад.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЖСКОГО КАЗАХСКОГО ТАНЦА
1.1. История становления и развития мужских казахских танцев
Казахский народный танец уходит корнями вглубь веков. археологическими памятниками, которые доказывают древнее происхождение казахского танца, являются петроглифы [35]. Наскальные рисунки изображают исполнение массовых ритуально-обрядовых танцев. Эти сакральные танцы отображали мировоззрение древних казахов, их ощущение окружающего мира, природных явлений. Яркими носителями пластического языка в степной культуре являлись артисты сал-сере. Это универсальные артисты, которые и пели, и танцевали, и играли на музыкальных инструментах [11, с. 56].
Салы и сере объединяли в себе качества и способности воина, акына, жыршы, композитора, артиста, декоратора, фокусника, танцора, акробата, гастролировали по аулам только группой, в сопровождении молодых людей, находясь во главе празднеств и веселья, по своей природе были близки к странствующим певцам-музыкантам [4, с. 227].
То есть, мы видим, что генезис казахского танца теснейшим образом связан с богатым устным творчеством (фольклором), музыкальными произведениями. Танец и музыка воспринимались как единое целое. Танцевальный фольклор зарождался вместе с традиционными бытовыми обрядами, особенно групповыми песнопениями, разными народными играми [18, с. 263].
Сегодня зафиксированы имена исполнителей рубежа XIX-начала XX веков. Среди них знаменитый народный комик XIX века Аашая-Раымберди, он совмещал танец с прыжками через посаженных рядом верблюдов.
В первой четверти XX века были такие артисты, как Жындыара, Жынды Омар. Они в сатирических пантомимах, своих танцах высмеивали баев, феодалов. Те в отместку называли их жынды – то есть дурачок [13, с. 128].
На одной из ярмарок в начале 30-х годов XX века был известен народный комик Зрубай. Он одевался в костюм зайца и исполнял танец коян би (охота беркута на зайца). При этом прыгал как заяц по столу с расставленными на нем пиалами, не задевая и не роняя ни одной из них. Это говорит об очень сильной координации, технике исполнения, удали танцовщика.
Сохранились сведения о народном комике Рахиме Асылбекове, который превосходно исполнял такие танцы, как «Казак би», «Ортеке», «Кара жорга».
Народный акын Доске Алимбаев исполнял танец утыс би – это танец-состязание, а также в паре с другим джигитом танец кусбеги-дауылпаз (обучение сокола охоте). Народный акын Шашубай Кошкарбаев перед своим выступлением вскакивал на коня, исполнял танец джигита на полном ходу и, стоя в седле, затем спрыгивал на землю и плясал вокруг коня. Он же показал комический танец ортеке.
Известный казахский танцовщик Исхак Бижибаев в 1934 году на фестивале народного танца в Москве исполнял юмористический танец «Насыбайшы» – танец с табаком.
Новая история казахского танца начинается с 30-х годов ХХ века. Это связано со становлением профессионального театрального искусства. Уникальная личность – Аубакир Исмаилов. Восхищает его универсальный талант. Он был режиссером, актером, танцовщиком, музыкантом, сказителем, выдающимся художником. Аубакир Исмаилов являлся носителем самобытного степного пластического языка, движения, которые он исполнял, используются по сегодняшний день и входят в программу казахского мужского танца [25, с. 16].
Сегодня известно творчество таких мужчин-балетмейстеров, как Ю. Ковалев («Косалка», «Карлыгаш»); Д. Абиров («Каз катар», «Кусбеги»); З. Райбаев («Майра», «Тотыкус», «Асатояк»), Б. Аюханов («Акку», «Балбраун»), М. Тлеубаев («Боз инген», «Ынгойток»). Перечисленные композиции составляют «золотой фонд» казахской, ставшей уже народной, хореографии в исполнении мужчин. Каждый из них, имея свой оригинальный почерк хореографа, привносит новые принципы в постановку казахского танца, обогащая его современной лексикой.
Народное танцевальное творчество имеет богатейшие традиции, отразившие мысли, чувства, мироощущение множества поколений казахов. Преемственность традиций – это одна из основных граней народности.
1.2. Лексика исполнения мужских казахских танцев
В настоящее время для казахского танца, соответствующего современности, особенно соответствующими является представленность образной глубины, которая передается балетмейстерами, хореографами. Режиссерами и непосредственно самими танцорами. Содержание идеи, лексическое разнообразие и пластическое содержание танца – все это казахский танец, сформировав, взял за основу и, тем самым, установил хореографическую неповторимость. Исторически формируясь, казахская хореография, не смотря на современные веяния, все же сильно опирается на этническую составляющую и традиционность [20, с. 231].
Казахские национальные танцы разнообразны: есть как стремительные и динамичные танцы (например: джигитовки, где молодые люди показывают свою удаль храбрость и умение скакать на коне), так и плавные, неспешные танцы (например танец «Акку» что в переводе означает «лебедь», где девушки, олицетворяя лебедей, показывают свою женственность и скромность). И те, и другие танцы требуют высокого исполнительского мастерства и отточенную технику. Танец иллюстрировал исторические события, различные сферы жизни, бытовой уклад, национальный характер [14, с. 183].