Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Экономические науки ГМУ

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Государственное регулирование наукоемких отраслей.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.
Теоретические аспекты государственного регулирования наукоемких отраслей. 5

1.1
Государственная деятельность в процессе регулирования науки в РФ   5

1.2
Методы государственного регулирования сферы науки. 10

1.3
Особенности государственного финансирования наукоемких отраслей  15

2.
Особенности государственного управления сферой науки. 20

2.1
Развитие научной системы.. 20

2.2
Инновационная система и особенности ее развития. 22

2.3
Проблемы и приоритеты управления наукой и инновационной деятельностью.. 28

3.
Совершенствование системы государственного регулирования наукоемких отраслей. 37

3.1
Особенности реализации национальных проектов управления наукой и инновационной
деятельностью.. 37

3.2
Оценка национальных проектов управления наукой и инновационной деятельностью.. 44

3.3
Общие рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования
научной сферы.. 49

Заключение. 52

Список
использованной литературы.. 55

  

Введение:

 

Научная среда и степень ее развитости оказывает прямое
воздействие на социально-экономическое положение любого государства. На
сегодняшний день многие страны, которые имеют достаточный уровень развития
направляют свою деятельность на формирование инновационных процессов, что
способствует повышению престижа страны и укреплению положения в мире.

Ежегодно участие государства в научной сфере
снижается, при этом она имеет важную роль при исполнении контрольной функции,
так как научная деятельность для государства представляется как социальный
институт.

В связи с тем, что научная сфера является
достаточно важной в системе государственного управления, вопрос, изучающий
данную тематику является актуальным. Согласно статистике, основную долю научной
деятельности представляет именно государственный заказ, который и финансируется
из государственного бюджета. Стоит отметить, что коммерческий сектор также
принимает участие в бюджетировании научной сферы, но при этом уровень
финансирования достаточно низкий. Инновации, разрабатываемые в рамках
государства, способствуют социально – экономическому прогрессу, который и
является основной целью государственного управления.  Совокупность представленных факторов говорит
о том, что необходимо совершенствование государственного регулирования научной
сферы в России, что отражает актуальность представленной темы.

Основной целью работы является рассмотрение
процесса государственного регулирования научной сферы в России, а также
выделение его особенностей и влияния на развитие страны.

Для достижения данной цели был выдвинут ряд задач:

— Описать государственную деятельность в процессе
регулирования науки в РФ,

— Определить методы государственного регулирования
сферы науки,

— Изучить особенности государственного
финансирования наукоемких отраслей,

— Рассмотреть особенности развития научной и
инновационной системы,

— Представить проблемы и приоритеты управления
наукой и инновационной деятельностью,

— Изучить особенности реализации национальных
проектов управления наукой и инновационной деятельности,

— Оценить национальные проекты управления наукой и
инновационной деятельности,

— Предложить рекомендации по повышению
эффективности государственного управления научной сферы.

Объектом работы выступает
государственное управление.

Предметом работы – процесс государственного
регулирования научной сферы в Российской Федерации.

Информационную базу
исследования составляют различные источники, к которым можно отнести: труды
авторов, законодательство РФ, статистические сборники.

Методология работы
построена на сборе, анализе и оценке имеющихся показателей, а также на
сравнении российского и зарубежного опыта государственного регулирования
наукоемких отраслей.

Структура выпускной квалифицированной работы. Выпускная квалификационная работа
состоит из введения, трех глав и семи параграфов основной части, заключения и
библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Государственная деятельность в процессе
регулирования науки в Российской Федерации занимает одну из основных направлений
деятельности, которая позволяет дальнейшему прогрессивному развитию нашего
государства. Это связано с тем, что наукоемкие отрасли на сегодняшний день
исполняют социальные заказы государства, а именно удовлетворяют потребности в
новых знаниях и технологиях, способствующих развитию и повышению качества жизни
населения. Отсутствие контроля и различных методов регулирования наукоемких
отраслей со стороны государства сделает данную отрасль стихийной и
неэффективной.

Государственное регулирование наукоемких отраслей
в России осуществляется на основе законодательства федерального и регионального
уровней. Основным нормативно – правовым актом выступает Федеральный закон от
23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Также следует выделить, что существует прямое и косвенное регулирование,
последнее из которых реализуется посредством привлечения частного бизнеса. На
сегодняшний день наиболее перспективным методом регулирования науки признается
именно косвенное регулирование. Рассмотрев особенности финансирования наукоемких
отраслей в России, была выявлена наиболее важная негативная тенденция, которая
сохраняется уже на протяжении 25 лет, а именно – большая часть финансирования
науки происходит из государственного бюджета. Сравнив основные показатели
России и других стран, была отражена значительная разница источников
финансирования. Именно данный фактор способствует низкой эффективности и
результативности развития науки и в целом государства.

Несмотря на национальные особенности моделей государственного
регулирования сферы науки и технологий, сложившихся в промышленно-развитых
странах, неотъемлемым и ключевым элементом всех этих моделей являются косвенные
методы поддержки, так или иначе стимулирующие исследования и разработки в
частном секторе.

Роль государства в поддержке инновационных процессов очень велика и можно
сказать, является ключевой. В связи с тем, что инновационная деятельность очень
затратная, она также не всегда имеет успешный опыт реализации и
коммерциализации. При этом инновационные процессы очень важны для России, так
как именно они способствуют социально-экономическому росту страны, что
приоритетно для государства. Формирование основных приоритетных направлений
развития науки в России основано на наиболее острых проблемах социально –
экономического положения нашей страны. Отсюда следует, что развитие
инновационной сферы обусловлено текущей проблематикой современной России. При
формировании приоритетов необходимо учитывать уже имеющийся опыт мировых
исследований, а также накопившейся опыт России. На сегодняшний день выделяют
достаточно широкий спектр основных направлений, развитие которых с
инновационной стороны просто необходимы для дальнейшего эффективного развития
нашей страны. При этом участие в развитии науки принимают не только
федеральные, но и региональные уровни управления.

Рассмотрев особенности реализации национальных
проектов управления наукой и инновационной деятельностью на территории России,
был выявлен факт о том, что первостепенно происходит оценка качественных
показателей, которые отражают относительное развитие научной сферы. Рассмотрев
обоснование необходимости реализации национального проекта «наука» в России,
был выявлен тот факт, что планируется выход российской науки на мировую арену,
а также необходимость утверждения в ней крепких и высоких позиций. Также важно
представить обновление и омоложение коллектива научной сферы, которое
способствует повышению эффективности модернизации и повышению уровня
инновационной активности. Следует отметить что реализация национального проекта
«наука» несет в себе достаточно высокие риски, которые связаны с низким уровнем
сотрудничества отраслевых министерств, нехваткой денежных вложений, низкой
определённости механизма реализации средств в проекте, независимостью
руководства РАН и другими проблемами, которые обостряют современное состояние
науки.

Проведя оценку реализации национальных проектов
управления наукой инновационной деятельностью за 2017-2020 года было выявлено,
что все целевые показатели были достигнуты, что говорит об эффективности
представленного национального проекта. Следует выделить тот факт, что в
процессе реализации возникали риски, которые удалось решить с минимальными
потерями. Реализация представленного национального проекта имеет достаточно весомое
значение для развития социально-экономического положения нашего государства.

Основной работой по формированию и
совершенствованию эффективной системы государственного управления научной
сферой является ускорение и оптимизация имеющихся процессов взаимодействия
государства и науки, а также расширение кадрового потенциала нашей страны.
Последнее предложенное нововведение необходимо формировать на начальных этапах
профессионального развития научных сотрудников.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты государственного
регулирования наукоемких отраслей

1.1 Государственная деятельность в процессе
регулирования науки в РФ Деятельность государства направлена на повышение
уровня жизни всего населения, проживающего на его территории, независимо от
специфики направленности. Говоря о государственном регулировании науки следует
выделить, что это процесс, который формируется за счет контрольной функции в
сфере развития научной деятельности и науки как социального института.

Наука как социальный институт – это особая сфера
организации деятельности, выражающая форму сознания ученого сообщества, и
общественный институт, форма которого выработана в ходе исторического развития
цивилизации[1].

Говоря о науке в контексте социального института
следует выделить определённый функционал[2],
который представлен на рисунке 1. Комплекс представленных функций свидетельствует о
том, что дисциплина считается необходимым компонентом современного формирования
государства, что подтверждается ранее существующим опытом.

В науке возможно «нормальное развитие» и
революции. «Нормальное развитие» предполагает постепенное наращивание знаний.
Научная революция стоит на позициях смены парадигмы, общей системы научных
методов и взглядов на свои фундаментальные основы[3]. [1]
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ: Методические указания
к самостоятельной работе / СанктПетербургский горный университет. Сост. М.И.
Микешин. СПб., 2016. 26 с. [2] Оборский
Алексей Юрьевич Становление современной науки как социального института //
Социально-гуманитарные знания. 2017. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-sovremennoy-nauki-kak-sotsialnogo-instituta
(дата обращения: 03.03.2021). [3]
Парус В.Н. История и философия науки. Учебник для аспирантов и соискателей. М:
Проспект. 2018. С.26-46

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы