Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Государственная социальная помощь в системе права социального обеспечения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Понятие государственной социальной помощи и ее значение. 5
1.1.
Сущность государственной социальной помощи. 5
1.2.
Особенности оказания государственной социальной помощи. 12
Глава
2. Порядок предоставления государственной социальной помощи в РФ.. 27
2.1.
Основания предоставления государственной социальной помощи. 27
2.2.
Механизм предоставления государственной социальной помощи. 38
Заключение. 56
Библиографический
список. 60
Приложения. 69
Введение:
Актуальность темы. Формирование в России модели эффективного
социального государства как справедливого общества свободных людей должно
опираться на широкую демократическую основу, на национальный консенсус о
соотношении императивов свободы и равенства, на реальные, а не мнимые интересы
граждан, должно происходить в содержательном диалоге правовых культур и
одновременно сообразовываться с этно-национальными, социально-политическими,
экономическими и иными особенностями российского общества. Ведь сама идея социальной
государственности, основанная на универсальной ценности достоинства личности,
не может быть реализована без активной целенаправленной деятельности каждого
гражданина в его конкретном национально-специфическом контексте.
Следует учитывать также, что современное социальное
государство призвано воплощать баланс между национально-всеобщим и местным,
специфичным и, соответственно, обеспечивать единство социально-правового
статуса личности в общегосударственном масштабе с учетом реального разнообразия
местных условий и особенностей. В этом плане оно должно строиться на синергии
государственного и общественного начал, активно использовать для решения своих
задач низовые институты демократического сотрудничества. В этих институтах
национальные интересы органически переплетаются с местными, а отношения
предполагают взаимную ответственность членов сообщества. Они наиболее
чувствительны к актуальным запросам населения и способны реагировать на них
своевременно, гибко и наиболее эффективно.
Социальная защита населения выступает в качестве важнейшего
направления социальной политики российского государства. Ее роль заключается в
установлении и поддержании необходимого материального и социального положения
всех членов общества, в обеспечении определенного уровня доходов для социально
незащищенных слоев населения, утративших в силу разных причин способность
самостоятельного обеспечения.
Право на социальную помощь представляет собой признанную
международным сообществом, и гарантированная со стороны государства возможность
человека иметь средства существования в объеме установленного прожиточного
минимума независимо от занятия какой-либо профессиональной деятельностью и
участия в финансировании выплат и услуг.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в
связи с оказанием социальной помощи в Российской Федерации.
Предмет работы – нормы законодательства о социальном
обеспечении, предусматривающие основания и порядок оказания государственной
социальной помощи, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в
настоящем исследовании, правовые позиции правоприменительных органов.
Цель работы – исследовать понятие, особенности оказания
государственной социальной помощи в системе права социального обеспечения.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены
следующие задачи:
1. Выявить сущность государственной социальной помощи.
2. Изучить особенности оказания государственной социальной
помощи.
3. Определить основания предоставления государственной
социальной помощи.
4. Охарактеризовать механизм предоставления государственной
социальной помощи.
Структурно
настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа,
заключения, библиографического списка и приложений.
Заключение:
Можно констатировать, что в Российской Федерации ускоренными
темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная прежде
всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном
российском обществе и оказание государственной социальной помощи наиболее
уязвимым группам населения.
Следует понимать, что реализация понятия «социальная помощь»
предполагает последовательную и эффективную систему реализации государственной
социальной помощи населению, а также соответствующее нормативно-правовое
регулирование этой сферы. На сегодняшний день можно выделить следующие проблемы
в области оказания государственной социальной помощи в РФ:
1) Эффективное применение социальной помощи населению и ее
постоянное совершенствование просто невозможно без надлежащей
нормативно-правовой базы, отвечающей современным реалиям и вызовам. Сегодня
нормативно-правовая база РФ в области регулирования государственной социальной
помощи населению достаточно обширна и разнообразна, однако существует проблема
низкой кодификации законов, что создает ряд проблем и неточностей. Поэтому
необходимо четко систематизировать законодательство путем создания единого
кодифицированного правового документа, регулирующего эту сферу жизни общества.
2) Существует проблема низкой активности представителей
бизнес-структур в области оказания социальной помощи населению. Опыт за рубежом
показывает, что оказание социальной помощи населению может быть более
эффективным за счет повышения активности активных граждан (предпринимателей,
общественных организаций), а государство, в свою очередь, может передать этим
структурам часть своих полномочий по оказанию социальной помощи населению. Для
этого необходимо развивать такой институт, как государственно-частное партнерство,
предоставляя представителям бизнеса разные преференции для повышения уровня и
качества социальной помощи населению, а также развивать новую для нашей страны
область, такую как социальное предпринимательство, стимулируя предпринимателей
различными правовыми и экономическими методами.
3) оказание социальной помощи населению представляет собой
сложный многоуровневый процесс и осуществляется как на федеральном уровне, так
и на уровне образований и, в большей степени, местными органами власти. Поэтому
для повышения эффективности социальной помощи и координации между
государственными органами власти и местными органами власти необходимо создать
четкую иерархическую систему органов социальной помощи населению для
осуществления единой государственной политики в этой области. Необходимо также
создать развитую информационную и социальную коммуникационную инфраструктуру,
которая предполагает создание межведомственной информационной сети, через
которую можно будет совместно работать над анализом социальной информации и
консолидированным подходом к решению существующих проблем.
К числу проблем оказания государственной социальной помощи
также относится существующее в настоящее время региональное различие в объемах
прав граждан на социальное обслуживание, уровнях их реализации, доступности,
качестве и безопасности предоставления социальных услуг, которое не позволяет в
полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого
качества и ставит их уровень (основания, объем и качество) в зависимость от
категории льготников (федеральные и региональные) и места жительства.
Анализ законодательства в сфере социального обслуживания
показал, с одной стороны, сформированность на современном этапе нормативной
базы государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам, а с другой –
характерное для социального обеспечения в целом непостоянство. И хотя основные
изменения последнего времени в сфере обеспечения социальных функций государства
и модернизации системы социального обслуживании сопровождались необходимостью
приведения нормативно-правовой базы в соответствие с целями реформирования
социального сектора (например, адресность предоставления социальных услуг),
следует отметить ограниченность средств бюджетов субъектов РФ, местных
бюджетов, недостаточный объем субвенций из федерального бюджета бюджетам
субъектов РФ, что связано с глубоко кризисным состоянием отечественной
экономики и не позволяет в полной мере реализовать задачи социальной помощи.
Для решения поставленных задач по развитию социальной защиты
населения, на наш взгляд, необходимо:
— улучшение порядка взаимодействия в области социальной
политики между федеральными органами исполнительной власти, региональных
органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями
и организациями различных форм собственности;
— повышение ответственности всех органов власти за ее
реализацию;
— развитие негосударственного сектора в социальной помощи
населению;
— совершенствование кадровой политики в системе социальной
помощи населению Российской Федерации, включая повышение социальной
защищенности социальных работников;
— организация лицензирования деятельности негосударственных
структур, физических лиц и государственных служб, занимающихся оказанием
социальных услуг населению;
— обеспечение максимальной реализации принятых федеральных и
региональных программ социальной помощи населению, а также повышение
минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к величине
прожиточного минимума трудоспособного человека.
Таким образом, обеспечение условий и создание эффективной
модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся
гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной
политики Российского государства. Учитывая проблемы, связанные в первую очередь
с недостатком финансирования мероприятий по социальной поддержке населения,
можно предположить неизбежность поиска государством путей решения финансовых
проблем, что повлечет изменение текущего законодательства.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие государственной социальной помощи и
ее значение 1.1. Сущность государственной социальной помощи При проведении социальной политики большинство государств
применяют термин – «социальное обеспечение», которое можно воспринимать как
финансовую поддержку населения со стороны государства, так и предоставление
медицинских услуг.
Стоит отметить, что помимо социального обеспечения
существуют и другие элементы, входящие в данный период времени в социальную
политику – социальная защита и социальная работа.
Социальная политика выделяет ряд направлений, на которые она
в большей степени воздействует:
1) развитие экологических проектов, направленных на охрану
природы и уменьшение объемов загрязнения площади земного шара;
2) медицинское страхование;
3) поддержание малоимущих семей, детей-сирот и с
ограниченными возможностями, материнства и отцовства;
4) вопросы жилищных условий;
5) поддержание людей с ограниченными способностями, а также
лиц, достигнувших пенсионного возраста;
6) предоставление убежища вынужденным переселенцам и
беженцам, а также обустройство мигрантов [73,
с. 42].
В целом, социальная помощь со стороны государства более
глобально направляется на пенсионное обеспечение, социальное страхование,
здравоохранение и медицинское обязательное страхование, поддержку материнства.
Так,
государство в момент перехода на этап индустриального, а затем
постиндустриального общества, создает социально-экономические