Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Государственная целостность как объект обеспечения национальной безопасности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Понятие государственной целостности как объекта обеспечения национальной
безопасности. 7
§ 1.1.
Историко-правовой анализ понятия национальной безопасности и его объектов. 7
§ 1.2.
Источники угроз – посягательства на суверенитет. 15
Глава 2.
Проблемы обеспечения государственной целостности Российской Федерации на
современном этапе. 33
§ 2.1
Основные проблемы, стоящие перед Российской Федерацией в обеспечении
государственной безопасности. 33
§ 2.2. Место
и роль органов безопасности в обеспечения государственной целостности как
объекта обеспечения национальной безопасности. 37
Заключение. 49
Список
использованных источников и литературы.. 52
Введение:
Актуальность темы
исследования обусловлена следующими основными причинами.
Во-первых, на сегодняшний
день, в связи с трансформацией политико-правового устройства мирового порядка и
появлением новых глобальных вызовов, многие государства находятся под угрозой потери
суверенитета, территориальной целостности. Российская Федерация как страна,
занимающая 1/9 поверхности земной суши и являющаяся одним из влиятельных центров
современного мира, не может оставаться в стороне от происходящих изменений и
должна предпринимать соответствующие меры по обеспечению национальных
интересов.
Во-вторых, Россия за всю
свою многовековую историю не раз находилась на грани потери своей государственности,
что заставляет задуматься о создании эффективных политико-правовых механизмов защиты
суверенитета и территориальной целостности. Существенную роль в этом вопросе сыграла
принятая в 1993 году Конституции Российской Федерации, которая предусмотрела
определённые гарантии по обеспечению принципов суверенитета и территориальной
целостности и заложила фундамент для иных правовых актов в этой области.
В-третьих, сформировавшаяся
российская модель федеративных отношений сохраняет все еще немало вызовов для
государственного суверенитета и целостности страны, большинство из которых
связаны с наследием 1990-ых годов, необходимостью совершенствования нормативно-правовой
базы, регулирующей отношения между центральной властью и субъектами Федерации.
С учетом отмеченных
обстоятельств весьма интересно проанализировать конституционно-правовые основы
и механизмы обеспечения суверенитета и территориальной целостности Российской
Федерации.
Степень научной разработанности
проблемы. В исследовании использована научная литература отечественных и зарубежных
авторов. Для изучения и понимания природы понятий «суверенитет» «государственная
целостность» были использованы труды зарубежных классиков политико-правовой мысли
Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Г.В. Гегеля, Ж.Ж. Руссо, К. Шмитта. Особо стоит
выделить работы Ж. Бодена «Шесть книг о государстве» и Георг Еллинека «Общее
учение о государстве».
Отечественная литература представлена
в исследовании работами С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, А.Л. Бредихина, А.А. Кокшина,
С.Н. Бабурина, И.Д. Левина, М.Н. Марченко и др. Наряду с этим использовались
материалы электронных ресурсов: сайты Президента РФ, Правительства РФ, Российского
совета по международным делам (РСМД).
Правовую основу данной работы
составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные
законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, международные документы, а также
постановления и определения Конституционного Суда РФ.
Изучение указанной литературы,
нормативно-правовых актов, судебной практики, связанных с исследуемой темой, позволило
в достаточной мере раскрыть конституционно-правовое закрепление государственной
целостности РФ, определить механизмы реализации и предложить решения некоторых
существующих проблем.
Объектом исследования являются
конституционно-правовые отношения, связанные с обеспечением и защитой
государственной целостности России.
Предмет — государственная
целостность как объект обеспечения национальной безопасности.
Цель работы на основе
исследования выяснить теоритических и правовые аспекты государственной целостности,
исследование текущего закрепления во внутригосударственных и международных актах,
а также определение институциональных механизмов по защите в Российской Федерации.
Для достижения указанной
цели были поставлены следующие задачи:
— провести историко-правовой
анализ понятия национальной безопасности и его объектов;
— изучить понятие
государственной целостности;
— проанализировать исторические
предпосылки возникновения проблем в сфере защиты государственной целостности;
— выявить основные
проблемы, стоящие перед Российской Федерацией в обеспечении государственной
безопасности;
— проанализировать обеспечение
государственной целостности как объекта обеспечения национальной безопасности.
Научная новизна уникальность
состоит в выявлении основ формирования государственной целостности Российской
Федерации как объекта обеспечения национальной безопасности. Исследована
необходимость реформирования законодательной базы по данной теме.
Теоретическая значимость
работы состоит в возможности использования собранного нами материала в
дальнейших разработках данного вопроса в процессе изучения дисциплин, а также
написания научных работ.
Практическая значимость
рассмотренной нами информации о государственной
целостность как объекта обеспечения национальной безопасности может быть
использовано в практической деятельности юристов.
Методологическую основу работы
составили современные методы научного познания, включая как общенаучные, так и специальные.
Среди общенаучных методов использовался анализ, индукция, синтез и др. Специальными
методами являлись исторический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный,
системный и др.
Методы — анализ научной
литературы, обобщение, наблюдение, сравнение.
Положения, выносимые на
защиту:
1. Под безопасностью предлагается
понимать социально-правовое состояние, включающее в себя совокупность условий и
факторов, позволяющих эффективно реагировать на возникновение жизненно важных
внутренних и внешних угроз личности, обществу и государству, что обеспечивает
состояние их защищенности от негативного воздействия.2.
2. Утверждается, что вопросы
безопасности являлись ключевыми в политике Российского государства практически
с момента его образования. Необходимость в обеспечении безопасности органично связана
с возникновением и развитием государства, обеспечением государственных
интересов и формированием права путем санкционирования обычаев и создания новых
норм, которые способствовали защите государства и правопорядка.
Работа включает в себя введение,
две главы, объединяющие пять параграфов, заключение, список использованных
источников, включающий 39 источников.
Глава 1 состоит из двух параграфов
и посвящена рассмотрению понятия государственной целостности как объекта
обеспечения национальной безопасности.
Глава 2 состоит из двух параграфов,
в которых уделено внимание механизмам проблемам обеспечения государственной
целостности Российской Федерации на современном этапе.
Основные результаты
исследования формулируются в заключении.
Заключение:
Мы пришли к следующим
выводам:
1. Целостность выступает
условием существования государства как системы, выражение всех его признаков.
Она означает целостность границ государства, целостность общества, живущего на
территории России
2. На целостность влияют
как внутренние, так и внешние факторы. Воздействие извне на государство нередко
приводят к тем или иным территориальным изменениям.
3. Безопасность
государства можно как динамически устойчивое состояние по отношению к
неблагоприятным последствиям.
4. Нами были рассмотрены
основные конституционные гарантии безопасности государства, и сделан вывод, что
Конституция России – нормативно-правовая основа обеспечения безопасности
общества и государства.
Деятельность по
обеспечению безопасности государства внутри страны должна исходить из
необходимости принятия всех возможных мер для выхода России из сегодняшнего
социально-экономического кризиса, что имеет решающее значение для снижения
остроты социальных и национальных противоречий, укрепления оборонного
потенциала, обеспечения защиты российских духовных, интеллектуальных и
культурных ценностей, формирования демократического правового федеративного
государства; из необходимости достижения общественного и национального
согласия, здорового социально-психологического и нравственного климата в
обществе; необходимости надежной защиты жизни, здоровья, имущества, прав и
свобод человека, создания достойных условий его существования; создания
благоприятных условий существования и развития семьи как ячейки гражданского
общества; необходимости сохранения и дальнейшего развития научного и
интеллектуального потенциала страны, повышения эффективности и уровня
образования в России.
Во взаимоотношениях с
другими государствами главной целью деятельности по обеспечению безопасности
государства является формирование внешнего окружения, благоприятного для
внутреннего развития страны. Ключевым условием для ее достижения является
сохранение мира, мирное разрешение возникающих межгосударственных проблем и
противоречий, не наносящее ущерба национальным интересам России. Основные задачи
в международной сфере обусловлены следующими факторами:
— стремление отдельных
государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих
механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;
— опасность ослабления
политического, экономического и военного влияния России в мире;
— укрепление
военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на Восток;
— возможность появления в
непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и
крупных воинских контингентов;
— распространение оружия
массового уничтожения и средств его доставки; ослабление интеграционных
процессов в Содружестве Независимых Государств; возникновение и эскалация
конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ
государств — участников Содружества Независимых Государств;
— притязания на территорию
Российской Федерации.
Названные основные цели и
задачи по обеспечению безопасности российского государства внутри страны и на
международной арене, как и ее национальные интересы, предопределяют конкретные
направления деятельности по обеспечению государственной безопасности в сфере
экономики, внутриполитической, внешнеэкономической и внешнеполитической
деятельности, обороны, социальной, информационной, духовной, технологической и
экологической сферах.
Государственная целостность
и неприкосновенность территории является одним из основных элементов
безопасности государства, а их защита и обеспечение — одной из важнейших его
функций. Территория страны есть одно из условий выживания граждан России, одно
из условий ее безопасности. Из этого следует, что государство обязано защищать
свою территорию, потому что утрата даже ее части есть утрата органического
фрагмента существования, что создает прецедент для новой угрозы России
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие
государственной целостности как объекта обеспечения национальной безопасности § 1.1.
Историко-правовой анализ понятия национальной безопасности и его объектов Наличие опасности в
окружающем мире – объективная реальность жизни индивидуума практически любой
среде. До зарождения государственности личная безопасность (безопасность племени)
была главной задачей – задачей выживания. Возникновение государственности,
кардинально изменило подходы к вопросам безопасности.
В трудах Платона и
Аристотеля обращалось внимание на роль государства в обеспечении безопасности.
Именно Платон, рассматривая общество и человека как две взаимодополняющие
системы, считал, что особое внимание государство должно уделять воинам, которые
обеспечивают его безопасность. При этом внимание уделялось не только внешним угрозам,
но и необходимости защиты от «дружественных граждан»[1]. Аристотель видел человека
элементом политической структуры общества, и основные внутренние угрозы безопасности
государства связывал с недостатками государственного устройства.[2] Дальнейшее развитие
взглядов на проблему «безопасности» можно проследить в работах средневековых философов.
Так, Н. Макиавелли обращал внимание на существование двух видов опасности для правящей
монархии. И если с опасностью внешней можно, по мнению философа, справиться при
помощи хорошей армии и союзников, то с опасностью со стороны подданных
(внутренней) значительно сложнее.[3]
Философы XVII–XVIII веков
пытались обращать внимание не только на безопасность государства, но и пытались
обосновать взаимосвязь личной и общественной безопасности. Т. Гоббс отмечал,
что в целях обеспечения своей безопасности, граждане подчиняются государству, а
максимального уровня безопасности можно достичь только путем объединения
государств[4]. Б. Спиноза говорил о
безопасности человека как о состоянии физического и морального спокойствия, при
этом государство должно было способствовать обеспечению данной добродетели[5]. Попытки определить разумное
соотношение безопасности личных и общественных интересов предпринимал Ж.-Ж. Руссо[6].
Одним из первых в России
стали проводить анализ проблем безопасности Татищев Василий Никитич потом Н.А.
Бердяев, В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев. Так, Н.А. Бердяев пытался найти «высший
духовный» смысл в войнах. Он обращал внимание, что создание и обеспечение
безопасности огромного государства занимают основное место в русской истории[7]. Безопасности личности и
общества уделял внимание в своих работах В.И. Вернадский. Он предпринял попытку
найти зависимость между природными процессами и развитием общества, обращая
особое внимание деятельности ученых на «формирование объективного общественного
понимания происходящих процессов»[8]. Н.С. Гумилев видел угрозу
безопасности личности и общества в различии уровня социально-экономического развития
этнических групп населяющих Россию. Обращают на себя внимание подходы к
вопросам безопасности основных политических течений того времени[9].
Говоря об отечественной
науке XX века, хотелось бы отметить, что вопросам безопасности уделялось
значительное внимание. Представляется необходимым выделить несколько этапов. Первый
этап – послереволюционный. Он характеризовался необходимостью укрепления
советской власти путем создания эффективного механизма государственного
управления. На данном этапе личная безопасность не рассматривалась, угрозы
человеку, определялись как объективная сложность на пути достижения
поставленной цели. Второй этап – военные и первые послевоенные годы, когда
интересы безопасности личности, общества и государства были направлены на
победу в борьбе с фашистскими захватчиками и последствиями Великой Отечественной
войны[10]. Третий период (1951 –
середина 80-х) характеризовался декларированием построения социализма. В нормативных
актах закрепляются положения, предусматривающие обеспечение как личной, так и
имущественной без-опасности граждан.
В новейшее время
(четвертый этап), исследование проблемы национальной безопасности, ее
обеспечения, осуществляется практически во всех отраслях знаний. «Национальная
безопасность» трансформировалась в комплексное понятие, объединяющее в себе
различные виды безопасности. Существует значительное число критериев, по которым
выделяются те или иные виды безопасности. Исходя из воздействия природных,
технических и социальных деструктивных сил, выделяют: геобиофизическую
безопасность, которая призвана обеспечить защищенность, как человеческого
общества, так и производства, техники от вредного воздействия природных
факторов; техническую или техногенную безопасность, призванную обеспечить
защиту людей и природы от опасностей, исходящих от современных технических систем
(атомных электростанций, вредных химических производств и т.д.), общественную
или социальную безопасность, обеспечивающую защиту от угроз и опасностей,
возникающих в самом обществе и порожденных присущими ему социальными противоречиями[11]. В современных условиях развития
русского общества значительное внимание органов государственной власти и
научных кругов уделяется вопросам экономической безопасности государства. Ведется
активная работа по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения
противодействия угрозам экономической безопасности. [1] Платон. Парменид
/ Платон //
Собрание сочинений: В
4 т.; [общ.
ред. А. Ф.
Лосева и А.
А. Тахо-Годи; примеч.
А. Ф. Лосева
и А. А.
Тахо-Годи; пер. с
древнегреч.]. — М.:
Мысль, 1993. — Т. 2. — С. 346–412 [2] Аристотель. Политика
/ Аристотель //
Сочинения: В 4-х
т. [пер. с древнегр; общ. ред. А.
И. Доватура]. — М.: Мысль, 1983. — Т.4 — С. 375–644. [3] Темнов,
Е. И. Макиавелли — политический писатель// Макиавелли Никколо. Государь.
Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. С. 41. [4] Гоббс Т.
Основы философии. Ч. 1. О
теле / Томас
Гоббс // Сочинения: В 2-х т.; [пер. с лат. и англ.; сост., ред. изд.;
авт. вст. ст. и примеч. В. В. Соколов]. — М.: Мысль, 1989. — Т. 1. — 210 с. [5] Спиноза
Б. Сочинения. В 2-х томах. Т. 1 / Вступительная статья К. А. Сергеева. — Изд.
2-е. — СПб.: Наука, 1999. — 489 с. [6] Руссо
Ж.-Ж. Письма о морали / Ж.-Ж. Руссо // Педагогические сочинения: В 2-х т.— М.:
«Педагогика», 1981. — Т. 2. — С. 103–133. [7] Н.
А. Бердяев и единство европейского духа / Под ред. Влади-мира Поруса (Серия
«Религиозные мыслители»). —
М.: Библейско-богословский
институт св. апостола Андрея, 2007.
— 336 с. [8] Владимир Вернадский:
Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков /
Сост. Г. П. Аксёнов. — М.: Современник, 1993. — 688 с [9] Гумилев Л.Н.
Этногенез и биосфера Земли. М., 2000. [10] Матузов, Н. И. Теория
государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — 3-е
изд., перераб. и доп. — М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. с. 378 [11] Хабибулин, А. Г. Теория
государства и права: Учебник/Под ред. Хабибулина А. Г., Лазарева В. В., 4-е
изд., перераб. и доп. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018. с. 381