Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Функционирование службы психолого-педагогического и социального сопровождения» в школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Особенности психолого-педагогического и социального сопровождения 5
1.1. Социально-педагогическое сопровождение развития школьников 5
1.2. Зарубежный и отечественный опыт социально-педагогического сопровождения 13
ГЛАВА 2. Методические аспекты социально-педагогического сопровождения 21
2.1. Цель и задачи службы психолого-педагогического и социального сопровождения 21
2.2. Рекомендации по совершенствованию функционирования службы психолого-педагогического и социального сопровождения в школе 25
2.3. Разработка новой модели функционирования службы психолого-педагогического и социального сопровождения в школе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
Актуальность темы исследования. Тема индивидуальной коррекции школьников всегда была и остается актуальной. В последнее время в России все больше внимания стало уделяться проблемам детей с ОВЗ и внедрению инновационных технологий их реабилитации и адаптации к жизни в обще-стве. Как показывает опыт уже имеющихся исследований в этой сфере, суще-ствовавший в социальной политике нашей страны в прошлом столетии меди-ко-социальный подход показал свою неспособность, поскольку не затрагивал духовную сферу личности, являющуюся стержнем её жизненной устойчиво-сти. Данный подход сформировал у многих инвалидов потребительскую установку к обществу, иждивенчество, нежелание и неумение трудиться, стремление переложить на других ответственность за организацию своей собственной жизни, досуга, развития себя как полноценной личности. В ре-зультате инвалиды, как отмечают исследователи, имеют огромный психоло-гический барьер при взаимодействии с социальной микросредой, барьер, со-стоящий из страхов, а также незнания как своих собственных сил, так и той общественной среды, с которой они общаются [9].
Цель исследования: изучить особенности психолого-педагогического и социального сопровождения.
Объект исследования: методы сопровождения школьников.
Предмет исследования: социально-педагогические методы сопровож-дения.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-педагогическое сопровождение развития школь-ников
2. Проанализировать зарубежный и отечественный опыт социально-педагогического сопровождения;
3. Изучить методы, формы, средства социально-педагогического со-провождения
4. Проанализировать особенности осуществления социально-педагогического сопровождения
5. Изучить модель социально-педагогической программы.
Теоретико-методологическая основа исследования:
— аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г. Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С. Каган, В.П. Тугаринцев и др.);
— концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Бра-тусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);
— положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. и др.).
Методы исследования:
— теоретические: анализ научных источников;
— эмпирические: наблюдение, беседа;
— математические методы обработки экспериментальных данных.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обо-гащении педагогических знаний; расширении научных представлений.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной дея-тельности социальных педагогов образовательных организаций.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Понятие «сопровождение» неоднократно используется в педагогиче-ской литературе, но его четкое определение до настоящего времени не сфор-мулировано. По происхождению термин «сопровождение» близок к таким понятиям, как «совместное передвижение», «содействие», «поддержка», «помощь в преодолении трудностей одного человека другому».
В России, как и по всему миру, насчитывается большое количество де-тей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Глобальная идея ин-клюзивного образования заключается в том, чтобы наделить детей равными возможностями. Все общеобразовательные школы России являются инклю-зивными, а это значит, что ребенок с ОВЗ по закону имеет право обучаться в любой школе. К примеру, в области получения среднего образования, дети учатся все вместе, тем самым включены в образовательный процесс, в отдых, развлечения, жизнь, что способствует их благоприятной социализации.
Проанализировав опыт реализации инклюзивного образования в Рос-сии и на Западе можно констатировать общие и специфические современные тенденции развития инклюзивного образования детей с ограниченными воз-можностями здоровья в России и за рубежом. В целом, в рассмотренном опыте различных стран имеется единая целевая установка инклюзивного об-разования и одинаковым образом оценивается значимость и приоритетность данного обучения перед альтернативными формами поучения образования каждым ребенком.
Психолого-педагогическое и социальное сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических условий для успешной социализации в условиях заочного обучения.
Цель психолого-педагогического и социального сопровождения:
Создать в рамках данной социально-педагогической среды условия для успешной социализации учащихся.
Основные направления деятельности службы: Психодиагностика индивидуальная и групповая. Изучение степени адаптированности учащихся. Участие в социальной поддержке. Консультирование школьников, родителей, педагогов. Оказание помощи в решении конкретных проблем. Психолого-педагогический анализ. Осуществление педагогического анализа результативности воспитательного процесса. Обучение педагогических кадров методикам психолого-педагогического анализа педагогической деятельности.
В деятельности школ на сегодняшний день существует ряд проблем, затрудняющих осуществление эффективной работы по социально-педагогическому сопровождению. Одним из возможных путей совершен-ствования социально-педагогической поддержки в условиях школы и, одно-временно, восполнения кадровых ресурсов является привлечение к работе студенческих волонтерских команд, например направлений подготовки «Ор-ганизация работы с молодежью» в рамках реализации совместных социаль-но-педагогических проектов.
Для совершенствования социально-педагогической поддержки необхо-димо оптимизация тъюторской стратегии как осознанной, устойчивой систе-мы отношений, сопровождающей индивидуальный образовательный про-цесс. В образовательной среде необходимо, на наш взгляд, создать моделей педагогической деятельности, в которых обучающийся и педагог выступают как активно включённые в педагогическое взаимодействие субъекты.
Данная модель должна быть вариативной и содержать инвариант и ва-риативную составляющую. Инвариант определён общей логикой педагоги-ческой деятельности по созданию условий для развития субъектности ребён-ка и включает три взаимосвязанных блока — мотивационный, практико-прикладной и оценочный, которые интегративно пронизаны субъектным, ценностно-целевым, содержательно-организационным и аналитико-результативным компонентами.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Особенности психолого-педагогического и социального сопровождения
1.1. Социально-педагогическое сопровождение развития школьников
Понятие «сопровождение» неоднократно используется в педагогиче-ской литературе, но его четкое определение до настоящего времени не сфор-мулировано. По происхождению термин «сопровождение» близок к таким понятиям, как «совместное передвижение», «содействие», «поддержка», «помощь в преодолении трудностей одного человека другому». В словаре В.В. Даля сопровождение рассматривается как действие по глаголу «сопро-вождать», т.е. «провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, прово-жатым, следовать». В общем значении сопровождение – это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути [13].
Социально-педагогическое сопровождение рассматривают в научных исследованиях разных областей: медицине (В.И. Бородолин, Н.Л. Буховец, К.Е. Давлицарова и др.); юриспруденции (Е.С. Лебедева, С.А. Масалова, С.Н. Миронова, С.П. Сергеева и др.); социальной педагогике (Л.А. Беляева, З.М. Богомедова, В.Г. Бочарова, В. Н. Гуров, Е.И. Казакова, Е. А. Козыре-ва, Л.В. Мардахаев, Н. Шинкаренко, Л.М. Шипицина и др.).
Согласно мнению В.Н. Гурова и Н. Шинкаренко, сущность социально- педагогического сопровождения представлено комплексом мероприятий коррекционного, диагностического, просветительского, превентивного ха-рактера, связанных с проектированием и реализацией условий деятельности социального педагога. Данные мероприятия осуществляются для того, чтобы обеспечить успешную социализацию детей и подростков в условиях школь-ного обучения и в семье [11].
Как полагают З.М. Богомедова, В.Е. Летунова, социально- педагогиче-ское сопровождение является методом, который обеспечивает формирование условий для того, чтобы субъект развития имел возможность принимать оп-тимальные решения в многообразных ситуациях, связанных с жизненным выбором. Ведущая цель педагогического сопровождения состоит в том, что-бы организовывать взаимосвязанную деятельность специалистов, интегрируя воспитательные возможности учреждений учебно- воспитательного профиля, а также социальной среды [4].
Согласно определению Л.А. Беляевой и М.А. Василькова, сопровожде-ние связано с определением причин, обуславливающих деформацию в разви-тии субъекта, и построением процесса, способствующего социализации и раз-витию личности. Исследователи, анализирующие вопросы сопровождения в практической деятельности в сфере образования, придерживаются в основ-ном следующих подходов к пониманию сопровождения — в виде процесса, в виде метода и в виде системы осуществляемой специалистами профессио-нальной деятельности [3, 7].