Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формы и методы социальной работы с детьми сиротами
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты социальной работы с детьми сиротами 7
1.1 Сущность и проблемы социального сиротства в Российской Федерации 7
1.2 Правовое регулирование социальной работы с детьми сиротами 13
Глава 2 Практическая направленность социальной работы с детьми сиротами на примере Центра социальной помощи семье и детям «БАЯР» 25
2.1 Права детей сирот и порядок их обеспечения в Центре социальной помощи семье и детям «БАЯР» 25
2.2 Основные направления социальной работы с детьми сиротами в Центре социальной помощи семье и детям «БАЯР» 32
Заключение 41
Список использованных источников 43
Введение:
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучным положением несовершеннолетних как в обществе, так и в семье. Это связано с повышением уровня преступлений, совершаемых в отношении данной категории лиц, с демографическим кризисом и защитой здоровья подрастающего поколения, большого количества детей-сирот, развитием такого негативного феномена как социальное сиротство.
Согласно официальным источникам, на середину 2022 г. в детских учреждениях воспитывалось около 54 500 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но, несмотря на все предпринимаемые шаги, проблема сиротства решается не в полной мере, так как полноценное воспитание ребенок может получить только в семье. В связи с этим у детей-сирот появляются трудности и девиация становления личности. Отклонения, прежде всего, происходят в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что, в свою очередь, приводит к значительному ослаблению «силы личности» и является одним из главных факторов ее несостоятельности.
По причинам того, что дети-сироты не в состоянии обеспечить самостоятельно достойную жизнь, они получают материальную, медицинскую, правовую педагогическую и психологическую поддержку. От того, насколько успешно они будут интегрированы в общество, насколько имеют защиту в государстве, во многом зависит его стабильность и успешное развитие, степень демократии в управлении и развитости общества.
Приняв на себя ответственность по защите ребенка, государство обязано постоянно осуществлять поиск наиболее эффективного механизма, позволяющего реально защитить права и интересы детей. Особо в данной защите нуждаются дети-сироты. Существование в нашей стране данной категории детей является объективным фактом, требующим повышенного внимания правительства к проблеме их защиты, охраны, социальной поддержки и сопровождения. Одной из важнейших задач страны является финансовая и материальная поддержка данной категории лиц, в том числе в момент выхода их из-под опеки государственных учреждений.
Сегодня со стороны законодательной и исполнительной власти, а также многочисленных общественных организаций, уделяется внимание вопросам обеспечения детей-сирот. Однако, несмотря на произошедшие законодательные изменения, на настоящий момент нельзя говорить о действенном механизме реализации государственных задач — защиты материнства и детства, защиты и обеспечения прав детей-сирот. Это заявление подтверждается многочисленными нарушениями этих прав, о чем свидетельствуют и публикации в СМИ, официальные статистические данные прокуратуры РФ, судебные разбирательства. Данные негативные факторы вызваны как несовершенством организации органов исполнительной власти, злоупотреблениями, преступлениями в данной сфере, а так и проблемами правового регулирования.
Определяя актуальность темы исследования, нельзя не обратить внимания на то, что социальная работа с детьми-сиротами, является особенно важной деятельностью в дальнейшем существовании и благополучии их в обществе. Ее отсутствие в большинстве случаев приводит к резкому росту сиротства и безнадзорности. Кроме этого, сокращение социальной сферы может негативно сказаться и на обеспечении государственных учреждений, осуществляющих опеку над детьми-сиротами.
Степень научной разработанности. В отношении выбранной для исследования темы следует отметить, что в после перестроечные и в последние годы вопросам социальной работы с детьми сиротами уделялось достаточно внимания со стороны научной общественности. И это вполне объяснимо, поскольку уровень социальной защищенности детей-сирот в Российской Федерации был далек от существующих в развитых странах стандартов.
Так, в процессе написания данной работы привлекались труды таких авторов, как Т.Н. Завьялова, В.Н. Келасьев, О.В. Кузнецова, М.И. Лепихов, Т. В. Лодкина, К.Н. Новикова, А.Н. Савинов, И.А. Волков, С.И. Кобзева, О.В. Кузнецова, А.М. Лушников, Н.Л. Лютов, Р.А. Митрофанов, П.А. Михайлюк, К.Н. Новикова, Т.А. Пахалина Л.В. Туринович и других.
Так, Т.Н. Завьялова рассматривает такой объект социальной работы как дети-сироты. Отражает классификация учреждений социального обслуживания и формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В работе Л.В. Туринович рассматриваются основные барьеры социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также пути их преодоления посредствам социальной работы.
Объект исследования – социально-психологическая работа с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Предмет исследования — формы и методы социально-психологической работы с детьми сиротами и детьми оставшимися, без попечения родителей.
Цель исследования – рассмотрение форм и методов социально-психологической работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Задачи исследования:
1) Раскрыть понятие и сущность сиротства. Изучить проблемы детей-сирот в Российской Федерации.
2) Изучить правовое регулирование социальной работы с детьми сиротами.
3) Проанализировать права детей сирот и порядок их обеспечения в центре социальной помощи семье и детям «БАЯР».
4) Рассмотреть основные направления социальной работы с детьми сиротами в центре социальной помощи семье и детям «БАЯР».
Методологической основой исследования являются общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение и так далее) и частнонаучные (сравнительное правоведение, формально-юридический анализ и так далее) методы исследования.
Гипотеза исследования: Социально-психологическая работа в Центре: вовлечение детей в коллективную деятельность, обучение коммуникативным навыкам, развитие его адаптивных качеств способствует раскрытию потенциала ребенка и дальнейшей успешной его социализации.
Структуру исследования определяют цели, задачи и логика исследования, и она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
На основании проведенного исследования в заключении можно сделать следующие выводы.
Социальное сиротство – проблема, характерная в настоящее время как для развитых, так и для развивающихся стран. Неблагоприятная демографическая ситуация в России усугубляется за счет того, что с каждым годом относительно большее от общей рождаемости количество детей рождается в неблагополучных семьях. Не случайно семейная и демографическая политика, защита прав детей объявлены одними из стратегических приоритетов государственной политики.
Главными особенностями социально-психологической работы является развитие всесторонней благополучной социализации детей-сирот: помощь в развитии умения и навыков, которые будут содействовать дальнейшей самостоятельной жизни; постоянное формирование общественных умений по подборе ценностных ориентиров, приобретения им социального опыта, что дает возможность образовать нужные общественные умения в области планирования собственной жизни; проведение профилактических мероприятий; мотивирование на учебный процесс и помощь в дальнейшем становлении в профессиональной сфере. Ведущей задачей государства является повышение эффективности организации социальной работы с детьми-сиротами.
Рассмотренные в работе нормативно-правовые документы, регламентирующие социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, призваны обеспечить качественное улучшение услуг в сфере здравоохранения, образования и жилищно-коммунального хозяйства, а также сконцентрировать усилия государственных органов власти на сбережении человеческого потенциала.
В это же время для эффективной борьбы с распространением социального сиротства необходимы не только интенсивные меры в рамках социальной политики, но и работа по укреплению гражданского общества и социальной солидарности, восстановлению авторитета традиционных конфессий и подъему культуры.
Защита прав детей является приоритетным направлением государственной политики демократических стран. Особое внимание государства должны уделять заботе о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, поскольку они представляют собой наименее защищенную категорию населения.
В ходе реализации такими детьми своих прав часто возникают проблемные ситуации. Их решение зависит от четкости и конкретности положений нормативно-правовых актов, детализирующих вопросы, связанные с детьми, а также от слаженных и своевременных действий государственных органов.
Для устранения проблемных вопросов государству необходимо вносить соответствующие коррективы в законодательство и принимать меры, направленные на стабилизацию экономической ситуации в стране, которая непосредственно связана с улучшением положения детей. Также крайне важными и актуальными являются вопросы создания благоприятных условий для развития и семейного воспитания детей, поскольку от них зависит будущее страны.
Наличие разных форм устройства детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, подтверждается необходимость новых подходов и организации деятельности социального педагога, и, органов опеки и попечительства, позволяющих создавать уполномоченные организации, главными задачами которых будут раннее выявление детского неблагополучия, организация социальной защиты детей. Также можно заметить, что в своей работе социальный педагог применяет различные информационные формы и методы социальной работы с детьми-сиротами. Наиболее распространенные и эффективные методы: беседа, исследование, наблюдение, анкетирование и интервью, индивидуальная консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения.
Данные формы и методы социальной работы, с детьми-сиротами описанные выше, можно отнести к эффективному результату данных перечисленных форм работы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СИРОТАМИ
1.1 Сущность и проблемы социального сиротства в Российской Федерации
Проблема сиротства в России практически всегда актуальная для Руси. Связано это с войнами и массовыми болезнями, косящими иногда города и губернии. Но прежнее общество само оказывало помощь сиротам, разбирая детей в родственные семьи. Если не принимали ребенка в семью, то его отдавали в монастырь. Начиная с конца 17 века, в России начали появляться сиротопитательные приюты .
После октябрьской революции и гражданской войны на улицах страны скитались миллионы детей. Создавались тысячи сиротских заведений по всей стране. Советская власть искала способы и методы воспитания сирот, одним из передовых опытов «усмирения» детей, стал метод «колониального воспитания» известного отечественного новатора в области педагогики – А.С. Макаренко. Основной идеей его педагогики – коллективное управление, личность не считалась главной ценностью .
В настоящее время чтобы малыш, оставшийся без родителей, комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, нужны социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с соседскими людьми, его личные успехи.
Анализ состояния проблемы призрения и социальной защиты детей-сирот показывает, что проводимую социальную работу с воспитанниками отождествляли с социальной опекой и попечительством. Преобразование детей-сирот в отдельный объект деятельности работников социальных служб положительно сказалось на увеличении круга задач социальной работы и формировании новых направлений.
Несмотря на широкое распространение этого социального явления, российское законодательство не содержит определения сиротства. Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в качестве детей-сирот признает лишь тех, кто не достиг совершеннолетия и при этом потерял обоих или единственного родителя. Остальных же несовершеннолетних, чьи родители безвестно пропали, лишены родительских прав или признаны недееспособными, законодатель рассматривает в качестве детей, оставшихся без попечения родителей, хотя их правовой статус, по сути, одинаков.
Если рассматривать вопрос в более широком смысле, то сиротство – это отрицательное общественное явление, обозначающее образ жизни детей, лишенных родительского воспитания по тем или иным причинам. Такая широкая трактовка данного понятия появилась в XX веке, когда в результате революций, войн и всеобщего падения общественной нравственности родители стали массово устраняться от обязанности воспитывать собственных детей. В итоге в государственную систему опеки и попечительства стали попадать не только дети умерших, но и дети живых родителей .
Сиротство как социальная проблема современного общества и образ жизни традиционно ассоциируется с учреждениями для содержания детей – детскими домами и интернатами. В них несовершеннолетние содержатся и воспитываются до достижения 18 лет. Альтернативным вариантом их воспитания является поощряемое государством семейное устройство, формы которого будут рассмотрены далее.
Понимая суть проблемы сиротства, государство оказывает всестороннюю поддержку и обслуживание детям, чьи судьбы были затронуты этим социальным явлением. Им предоставляются дополнительные гарантии социальной защиты и материальной поддержки, права на образование и трудоустройство, дополнительные имущественные и жилищные права.
Существуют причины, занимающие центральное место в психологическом климате развития детей, вырастающих в детских домах, интернатах:
— неправильная организация общения взрослых с детьми;
— частая сменяемость взрослых;
— слабая игровая работа в дошкольных детских домах;
— бедность конкретно-чувственного опыта детей, из-за суженности окружающей среды;
— малая педагогическая и психологическая подготовленность воспитателей;
— недостатки программ воспитания и обучения;
— недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения .
Проблема психологической помощи детям-сиротам настаивает на организацию усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребенком, попавшим в детский дом или интернат.
Темп психического развития детей-сирот отличается от детей, которые воспитаны в семье. Дети, лишенные материнской заботы, воспитанные в сиротских учреждениях, требуют социальную, психическую помощь.
Духовные черты детей-сирот отличаются некоторыми проявлениями в результате отсутствия любви, ласки, связанной с родительской потерей. Дети-сироты становятся глухими к болям других, они не умеют сочувствовать, переживать. Дети зачастую неискренние, равнодушные к похвале, награждениям, не реагируют на замечания и критику .
Педагогические проблемы у воспитанников детского дома возникают в связи с их педагогической запущенностью. Отсутствуют необходимые способности овладевать учебным материалом, неверное представление морально-этических, политических, экономических норм и духовно-нравственных ценностей. Бессилие контролировать свои эмоции, противоречие с нормами влечёт за собой девиантное поведение.
Психологические процессы воздействуют на социализацию воспитанников. Чтобы поддержать благополучную социализацию, надо помогать им, развить умения и навыки, которые будут содействовать в дальнейшей самостоятельной жизни .
Согласно статистическим данным число детей-сирот в детских домах страны снизилось с 2015 г. (87,2 тысячи человек) на 46% и составляет в настоящее время 47,1 тысячи человек .
В России остро стоит вопрос эффективности организации социальной работы с детьми-сиротами. Большая часть выпускников детских домов и интернатов имеют слабый уровень подготовки к самостоятельной взрослой жизни по многим признакам: физическое здоровье, осведомленность в сфере семейных отношений, профессионально-трудовые навыки. Другие признаки немного выше среднего уровня. Для улучшения ситуации службу помощи воспитанникам детского дома надо вести систематически, запуская действенные формы обучения и воспитания. Для этого разработали рекомендации по совершенствованию социальной и социально-педагогической работы детского дома по организации знаний и умений самостоятельной жизни у воспитанников.
Становление педагогических качеств выпускника детского дома осуществимо с помощью приобретения им социального опыта, что дает возможность образовать нужные общественные умения в области планирования собственной жизни, подборе ценностей, а также ценностных ориентиров. Данные навыки, возможно, получить путем выхода за границы учреждения. В.Н. Ослон утверждает, что опыт для дальнейшей самостоятельной жизни, нужно получать в детском доме путем имитирования условия на основе реальных жизненных ситуаций. Следовательно, необходимо вводить тренинги вместе с детьми, социальные эксперименты, а также социальное проектирование, ролевые игры, в которых они ведут себя активными субъектами и обучаются целеполаганию, обретают нужный общественный навык .