Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Логопедия

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему «Формирование звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием 6

1.1 Формирование навыков звукового анализа и синтеза в онтогенезе 6

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием 15

1.3 Особенности звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием 20

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного 28

2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 28

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 34

Глава 3. Методические рекомендации по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием 46

Заключение 51

Список литературы 53

Приложение 58

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В последние годы статистика указывает на устойчивый рост количества детей с нарушениями развития, испытывающих трудности при освоении программы дошкольного образования.

Исследователи, занимающиеся данным вопросом (Е.Ф. Архипова, Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, Г.А. Фомичева, Т.А. Фотекова, А.В. Ястребова и др.), значительную роль в возникновении подобных трудностей у дошкольников связывают с несформированностью навыка звукового анализа. Особенно это касается детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Звуковой анализ естественным способом на основании развития, так называемого, «языкового чутья» у данной категории детей не формируется, а требует комплексной логопедической работы, направленной на исследование особенностей формирования звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. Только при создании специальных условий, включающих комплексную логопедическую работу, можно решить проблему с речевыми нарушениями.

В связи с этим исследование проблемы формирования навыка звукового анализа у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием представляет особую актуальность, как в свете решения общеметодических проблем обучения, так и узкоспециальных логопедических, являющихся частью коррекционной работы по преодолению недоразвития речи.

Овладение навыком звукового анализа поможет дошкольнику и в фонетически правильном оформлении собственной речи. Ведь именно правильная речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному школьному обучению.

Сформированное в дошкольном возрасте фонематическое восприятие создает базу для качественного звукопроизношения, овладения навыками слогового анализа и синтеза и грамматикой родного языка, что, несомненно, обусловливает успешность дальнейшего обучения ребенка — овладения им чтением и письмом. Вместе с тем, данные современных исследований демонстрируют значительное увеличение числа дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Поиску путей преодоления недоразвития речи посвящена значительная часть современной литературы по проблемам логопедии (Ж.В. Антипова, Н.С. Варенцова, Н.В. Горина, Н.С. Жукова, Е.В. Колесникова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.К. Орфинская, О. В. Преснова, Т.А. Ткаченко, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). В настоящее время существуют исследования, освещающие вопросы коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий. Вместе с тем, условия эффективного применения различных технологий в коррекционно-логопедическом процессе изучены недостаточно, что обусловливает актуальность темы исследования.

Цель исследования: изучение особенностей формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием и разработка методических рекомендаций по его формированию у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Объект исследования: особенности звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Предмет исследования: процесс формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Гипотеза исследования: для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны особенности звукового анализа и синтеза. Экспериментальное исследование и анализ его результатов позволят выявить и квалифицировать имеющиеся трудности и обосновать направления коррекционной работы по формированию умений звукового анализа и синтеза у дошкольников данной категории.

Задачи исследования:

1. Изучить литературные источники по проблеме умений звукового анализа и синтеза дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием в области лингвистики, психолингвистики, методики развития речи дошкольников, логопедии; определить подходы к обследованию и формированию умений звукового анализа и синтеза дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием;

2. Модифицировать методику и подобрать дидактический материал для проведения обследования умений звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.

3. Проанализировать результаты обследования и охарактеризовать возможности усвоения умений звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.

4. Разработать методические рекомендации по формированию умений звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием в процессе проведения логопедической работы.

В ходе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:

— теоретический метод (анализ литературы по проблеме исследования);

— экспериментальный (проведение констатирующего эксперимента);

-интерпретационный (количественный и качественный анализ полученных данных).

База исследования: МДОУ ЦРР-детский сад №17 «Чебурашка» г. Подольска.

Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложения. Работа иллюстрирована 13 рисунками. Список литературы содержит 50 источников. Содержание исследования изложено на 59 страницах печатного текста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ и изучение литературы по проблеме особенностей формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием, показало, что данная проблема остается актуальной и на сегодня. Изучением этой проблемы занимались Е.Ф. Архипова, Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, Г.А. Фомичева, Т.А. Фотекова, А.В. Ястребова и другие.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи представляет собой нарушение процессов формирования произношения у детей с разнообразными речевыми расстройствами из-за дефектов произношения и восприятия фонем. При обучении ребёнка чтению и письму исходным процессом является звуковой анализ устной речи: мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки), установление их количества и последовательности.

С целью экспериментального исследования особенностей формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием были определены цели и задачи констатирующего эксперимента, подобрана и адаптирована методика исследования особенностей формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием и с нормальным речевым развитием.

Количественно-качественный анализ результатов констатирующего эксперимента позволил судить о неоднородном уровне сформированности умений звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

В ходе экспериментального исследования мы выделили ряд качественных характеристик развития звукового анализа и синтеза, которые были свойственны дошкольникам с фонетико-фонематическим недоразвитием: опускание согласных в стечениях, парафазии, добавление звуков и слогов, контаминации, трудности в сборе слова из звуков, данных через звуковой сигнал и воспроизведение правильно слова с переставленными звуками и слогами.

На основе результатов констатирующего этапа эксперимента были разработаны методические рекомендации по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Коррекционная работа по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием включает в себя направления работы: формирование звукового анализа; развитие фонематического восприятия, формирование простых форм звукового анализа; активизация слухового внимания и слухового восприятия.

Содержание методических рекомендаций позволяет повысить эффективность коррекционно-педагогической работы и способствует коррекции формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Таким образом, в выпускной квалификационной работе решены все поставленные задачи, реализована цель исследования, полученные результаты подтверждают ранее сформулированную гипотезу.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

1.1 Формирование навыков звукового анализа и синтеза в онтогенезе

А.Н. Гвоздевым рассматривает процессы формирования в речи разных предложений, грамматических навыков, усвоения фонетики родного языка, наблюдения за детьми дошкольного возраста над становлением языка. Эти три фазы формирования грамматических сторон речи устанавливают, каким образом складывается у детей язык как система, служащая для общения и мышления [14].

А. Н. Гвоздев считает, что функция слухового анализатора ребёнка формируется рано, значительно раньше, чем речедвигательного. Уже на второй неделе жизни ребёнок, услышав звуки голоса, перестаёт сосать грудь; прекращает плакать, когда с ним начинают разговаривать. Он рано различает звуки человеческого голоса и отвечает на этот раздражитель в зависимости от интонации либо улыбкой, либо плачем [14].

С 6 месяцев путём подражания произносит отдельные фонемы, слоги, подражания тону, темпу, ритму, мелодике и интонации.

К 2-м годам дети начинают различать слова-квазиомонимы (паронимы). К этому возрасту заканчивается формирование фонематического слуха, о чём свидетельствует фонематическое различение ребёнком всех звуков родного языка. Он способен различать на звук слова, отличающиеся одной фонемой.

В процессе раннего речевого развития, экспрессивная и импрессивная речь тесно связаны: с одной стороны, речевое развитие стимулирует слуховое восприятие, с другой стороны, уточняет собственное произношение.

Стадии восприятия речи

Н.Х. Швачкин процесс восприятия речи делит на 2 стадии [39]:

– дофонемная (от рождения до 1 года);

– фонемная (соответственно после года).

Дофонемная стадия. Ребёнок не различает фонем, звуко-слогового состава слова. На этом этапе звуковой комплекс ребёнка имеет несколько значений. Иначе говоря, до 1 года семантическую нагрузку несёт не фонема, а интонация, ритм, общий звуковой рисунок слова. Причём до 6 месяцев интонация играет ведущую роль, а на 6-м месяце семантическую направленность получает ритм.

Фонемная стадия. «Фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения». До этого момента ребёнок узнавал слова по звуковому рисунку, а с этого момента начал различать фонемы. Сначала контрастные, затем сложные и последними различает акустически близкие.

Фонематический анализ и синтез – это умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова. Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому звуковому аналитико- синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребѐнок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов.

Из всех видов анализа речевого потока (деление предложения на слова, деление слов на слоги и слов на звуки) самым сложным для детей является последний – фонематический анализ слов.

Термином «фонематический анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова. По данным В.К. Орфинской [25], эта форма появляется спонтанно у детей дошкольного возраста. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове (какой звук первый, второй, третий и т.д.), их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется у детей лишь в процессе специального обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет никакой необходимости – ребѐнок с детства усваивает все слова «целиком» и ему просто незачем «дробить» их на отдельные звуки. В школе же работе над анализом речевого потока специально отведѐн так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребѐнок придѐт в школу совсем не подготовленный к звуковому анализу слов, то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит, неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Поэтому необходимо постепенно подготавливать ребѐнка в этом плане уже в дошкольном возрасте.

Под фонематическим синтезом понимается умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из звуков. Ребѐнок, владеющий синтезом звуков в слово, должен уметь ответить на вопрос типа: «Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а?» (звуки произносятся по одному, с паузами между ними).

Таким образом, только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребѐнок сможет записать его правильно: не пропуская в нѐм никаких букв, не вставляя лишних букв и не меняя их местами.

Речь формируется постепенно, вместе с развитием ребенка, она не дается нам при рождении. Прежде чем говорить о развитии навыков звукового анализа, необходимо рассмотреть понятия фонетико-фонематических процессов, так как это основа в формировании звукового анализа ребенка. Нормальное развитие фонематических процессов имеет большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать и соотносить слова с конкретными предметами, явлениями, действиями. Фонематическое восприятие включает в себя: фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез. Необходимо уточнить эти поня тия.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы