Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формирование зрительно-двигательной координации в системе работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3 Глава 1. Теоретические
аспекты формирования зрительно-двигательной координации в системе работы по
подготовке к обуучению грамоте детей с общим недоразвитием речи. 6
1.1. Система работы логопеда по
подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи. 6
1.2. Технологии формирования
графомоторных навыков у детей дошкольного возраста 14
1.3. Зрительно-двигательная
координация как фактор готовности ребенка к обучению грамоте 19 Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию
зрительно-двигательной координации в системе работы по подготовке к обучению
грамоте детей с общим недоразвитием.. 23
2.1. Диагностика уровня
зрительно-двигательной координации у детей с общим недоразвитием речи. 23
2.2. Программа формирования
зрительно-двигательной координации в системе работы по подготовке к обучению
грамоте детей с общим недоразвитием речи. 30
2.3. Проверка эффективности программы.. 34
2.4. Обсуждение результатов
опытно-практической работы.. 37 Заключение. 40
Список использованной литературы.. 43
Приложение………………………………………………………………………………….47
Введение:
Актуальность
исследования. В настоящее время число детей старшего
дошкольного возраста с речевой патологией, в частности детей с общим
недоразвитием речи, увеличилось. Так как такие дети отличаются недостаточным
развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью
самоконтроля и пространственно-временной ориентировки, то у них будут возникать
трудности на этапе подготовки к обучению грамоте.
Развитие у дошкольников с
общим недоразвитием речи зрительно-двигательной координации занимает особое
место в системе их подготовки к обучению в школе. В дошкольном возрасте очень
важно развивать механизмы для овладения техникой письма, поскольку именно
неподготовленность к письму в дальнейшем может вызывать тревожное состояние
ребенка в школе, неразборчивый почерк, негативное отношение ребенка к обучению
в школе. И, как показывает практика, дети с речевой патологией чаще всего не
укладываются в темп работы детей с нормой в речевом развитии, поэтому с ними
необходимо вести специальную коррекционно-развивающую работу.
Такие авторы как Л.А.
Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия и др. убедительно
доказали, что развитие мелкой моторики рук выступает основой для речевого и
познавательного развития детей.
В трудах таких
специалистов как Н.М. Аксарина, А.С. Галанов, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Павлова и др.
выявлено, что развитие движений рук, связанных с включением в действия пальцев,
чрезвычайно важны для гармоничного развития ребенка.
Своеобразие средств и
техник развития мелкой моторики рук в дошкольном детстве изучалось такими
учеными как А.О. Акулова, Л.В. Артемова, Н.В. Краснощекова, В.К. Лотарев,
Л.В. Пантелеева, Л.С. Фурмина, А.Е. Шибицкая и др.
Графомоторный навык и
аспекты его развития в детском возрасте изучали такие специалисты как М.М.
Безруких, А.Д. Ботвинников, В.А. Илюхина, Е.В. Гурьянов и др.
Специфику развития зрительно-двигательной
координации у детей с речевыми нарушениями рассматривали И.Н. Вихрова, О.Б.
Иншакова, О.И. Крупенчук, С.Н. Лысюк и др.
Основным противоречием,
возникающим при рассмотрении темы, является, с одной стороны, высокая
практическая ценность разработки проблемы формирования
Заключение:
На основе вышеизложенного
мы сделали вывод, одним из важнейших аспектов подготовки к обучению грамоте
детей с общим недоразвитием речи выступает формирование зрительно-двигательной
координации. Поэтому возникает необходимость проведения специальной
коррекционно-педагогической работы, учитывающей нарушенные механизмы
формирования зрительно-двигательной координации у детей с нарушением речи. В
выпускной квалификационной работе предпринята попытка разработки подобной
программы, выполнена ее апробация и проверка эффективности.
По итогам выполнения
выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели
работы, что позволило теоретически обосновать, составить и проверить
результативность программы формирования зрительно-двигательной координации в
системе работы по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием
речи.
Достижению цели
способствовало решение следующего перечня задач:
— была рассмотрена система
работы логопеда по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием
речи;
Установлено, что система
работы логопеда по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием
речи включает в себя формирование зрительного гнозиса: формирование оптико-пространственной
ориентации; формирование зрительно-моторной координации; формирование
кинестетического, динамического и конструктивного праксиса.
— были изучены технологии
формирования графомоторных навыков у детей дошкольного возраста;
Установлено, что методика
развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи богата и разнообразна. Она включает в себя такие технологии
как пальчиковые игры; произвольное рисование; изображение графической
символики; формирование навыка письма рукой в воздухе; обводку трафаретов;
рисование по ограниченной поверхности; произвольное рисование волнистых линий;
написание печатных букв, слов и фраз.
— была проанализирована зрительно-двигательная
координация как фактор готовности ребенка к обучению грамоте;
Установлено, что трудности
межанализаторного взаимодействия и аналитико-синтетической деятельности,
нарушения зрительного гнозиса и пространственной ориентировки у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи, а также однообразное и
несистематическое проведение педагогической работы на этапе подготовке к школе
снижают уровень сформированности их зрительно-двигательной координации.
— была выполнена диагностика
уровня зрительно-двигательной координации у детей с общим недоразвитием речи;
В исследовании принимали участие 10 детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня (согласно
заключению ПМПК). Для диагностики уровня развития
зрительно-двигательной координации у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи 3 уровня был использован диагностический комплекс Н.О.
Озерецкого и Н.И. Гуревич. Выявлено, что результаты
проведенного исследования указывают на то, что у детей с общим недоразвитием
речи в развитии зрительно-двигательной координации наблюдаются сложности, что
актуализирует проведение с ними коррекционно-логопедической работы.
— была составлена и апробирована
программа формирования зрительно-двигательной координации в системе работы по
подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи;
В основу данной программы
были положены следующие принципы: принцип наглядности, принцип повторности, учет
возрастных и индивидуальных особенностей детей, принцип постепенного нарастания
трудностей, переход от простого к сложному, принцип комплексного подхода. Предлагаемая
программа включала в себя два этапа: подготовительный этап и основной этап.
— была проведена проверка
эффективности программы и обсуждение результатов опытно-практической работы.
Выявлено, что результаты, которые были получены в ходе проведенного
эксперимента, позволяют сделать вывод о положительной динамике изменений уровня
развития зрительно-двигательной координации у детей с общим недоразвитием речи. Также полученные
данные подтверждают эффективность использованных методов и средств
коррекционного воздействия. Несмотря на то, что дети с общим недоразвитием речи
не смогли достичь уровня развития зрительно-двигательной
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ
К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1. Система работы логопеда по
подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи Отсутствие своевременной
коррекционной работы по формированию графомоторных навыков дошкольников с общим
недоразвитием речи впоследствии может стать одной из причин трудностей
овладения навыком письма, возникновения и закрепления специфических ошибок.
Проанализируем ряд
исследований, в которых рассматривается система работы логопеда по подготовке к
обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи.
О.Б. Иншакова[1] пишет, что для развития и коррекции
графомоторных навыков у детей 5-7 лет можно использовать ряд заданий, которые
способствуют развитию способности в узнавании предметов, сравнении изображений
реальных предметов по размеру, величине, цвету, форме, пространственному
расположению, в нахождении сходств и отличий. С помощью таких заданий
дошкольники смогут различать контурные изображения предметов, перечеркнутые
контурные изображения предметов и наложенные друг на друга, выделять контур
заданного предмета из нескольких наложенных контуров. Если у ребенка при
выполнении заданий на зрительное распознавание не цветных перечеркнутых и наложенных
контурных изображений возникают серьезные трудности, допустима предварительная цветная
обводка контуров или раскрашивание рисунков. По мнению автора, к заданиям,
которые содействуют формированию у детей дошкольного возраста графомоторных
навыков, можно отнести:
— рассмотри внимательно
два цветных рисунка вверху, ответь: что нарисовано внизу?;
— посмотри на рисунки и
найди 4 отличия;
— назови наложенные друг
на друга рисунки;
— посмотри на рисунки и
покажи мячи по порядку от самого большого до самого маленького, найди мяч,
который чуть меньше самого большого мяча; посмотри на рисунок скажи, чего на
нем больше: апельсинов или помидоров?;
— какой рисунок зачеркнут
красной линией?
— определи, какую форму
имеют эти предметы, соотнеси их с нужной фигурой вверху;
— посмотри на рисунок и
покажи все большие яблоки, покажи все маленькие яблоки, а также скажи, все ли
яблоки висят на ветках?;
— посмотри на рисунки,
найди тень от каждого предмета; найди в ряду тень от елочки и покажи ее, скажи,
от каких еще предметов здесь нарисованы тени.[2]
М.Н. Русецкая и Г.В.
Чиркина[3] предлагают «Визуальный
тренажер». Это такое наглядно-действенное пособие, способствующее развитию и
коррекции зрительного восприятия у детей 5-7 лет.
Цель пособия – обучение
ребенка способам обработки визуального материала, позволяющим в полной мере
воспринимать зрительную информацию разной степени сложности и обеспечивающим
условия для успешного овладения зрительными компетенциями письма.
Пособие представляет
собой специальный альбом. Альбом, который предлагает автор, содержит в себе
необходимое количество наглядного материала для формирования у детей
зрительного восприятия, а также памяти, навыков зрительного анализа и синтеза,
пространственной ориентации и точных следящих движений глаз. В данном альбоме
содержатся задания, которые оказывают содействие формированию графических
способностей ребенка. Пособие состоит из следующих блоков:
Первый блок – «Учимся
смотреть и видеть».
Этот блок нацелен на формирование
навыков зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного внимания. Он
представляет собой семь постепенно усложняющихся серий заданий.
Второй блок – «Учимся
следить глазами».
Данный блок ориентирован
на формирование стратегий сканирования изображений, развитие точных
прослеживающих движений глаз, глазомера. В нем три серии заданий. [1]
Иншакова О.Б. Трудности овладения письмом: лонгитюдное комплексное исследование
// Другое детство. М.: МГППУ, 2019. С. 71–72. [2]
Иншакова О.Б. Трудности овладения письмом: лонгитюдное комплексное исследование
// Другое детство. М.: МГППУ, 2019. С. 71–72. [3]
Чиркина Г.В. Визуальный тренажер. М.: Аркти, 2017.