Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формирование выразительности речи у старших дошкольников со стертой дизартрией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА
1. Теоретические основы изучения формирования выразительности речи у старших
дошкольников со стертой дизартрией. 6
1.1
Формирование звукопроизношения в онтогенезе. 6
1.2
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста со стертой дизартрией. 14
1.3
Выразительные средства речи и особенности их формирования в дошкольном возрасте. 24
Выводы по главе 1. 31
ГЛАВА 2.
Исследование выразительности речи у старших дошкольников со стертой дизартрией
(констатирующий эксперимент) 33
2.1
Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента. 33
2.2
Содержание констатирующего эксперимента. 34
2.3
Результаты констатирующего эксперимента. 37
Выводы
по главе 2. 40
ГЛАВА 3. Логопедическая работа по формированию
выразительности речи у старших дошкольников со стертой дизартрией (обучающий
эксперимент) 41
3.1
Цели, задачи и организация обучающего эксперимента. 41
3.2
Содержание обучающего эксперимента. 42
3.3
Результаты обучающего эксперимента (контрольный эксперимент) 48
Выводы
по главе 3. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 59
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………64
Введение:
Актуальность темы. В настоящее время наблюдается рост
числа детей с нарушениями речи органического генеза, в частности с дизартрией.
Распространенность дизартрии в детской популяции достигает 3-6%, но продолжает
расти. Проявляется дизартрия в неразборчивой, малопонятной речи, вызванной, как
правило, нарушениями артикуляционного аппарата, речевого дыхания,
голосообразования.
Существенные
нарушения звукопроизношения, явные недостатки просодической стороны речи и
стойкий характер дефекта, свойственные детям с дизартрией, обуславливают
потребность организации коррекционно-развивающей логопедической работы.
Преодоление речевых нарушений для детей с дизартрией является обязательным
условием подготовки к школьному обучению. Поскольку нарушения звукопроизношения
и фонематического восприятия станет препятствием для овладения письмом и
чтением.
По проблеме этиологии и симптоматики дизартрии
у детей накоплен существенный опыт и отражен в работах таких авторов, как
Л.В. Лопатина, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, Э.Я. Сизова,
Э.К. Макарова и др. При этом по-прежнему существует потребность в
дальнейшей научно-методической разработке этой проблематики. В частности, в
изучении
формирования выразительности речи у старших дошкольников со стертой дизартрией.
Объект исследования:
своеобразие речевого развития старших дошкольников со стертой дизартрией.
Предмет исследования:
процесс коррекции недостатков выразительности речи старших дошкольников со
стертой дизартрией.
Цель исследования:
изучение своеобразия и коррекция недостатков выразительности речи старших
дошкольников со стертой дизартрией.
Гипотеза исследования:
предполагается, что реализация программы по формированию выразительности речи у
старших дошкольников со стертой дизартрией будет результативной, если:
—
способствовать формированию физиологических механизмов овладения речевой
выразительностью (развивать дыхательный и голосовой аппарат у детей);
—
развивать понимание общего предназначения выразительности речи у детей.
Объект,
предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения
следующего перечня задач:
1. Провести
анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить
особенности проявления выразительности речи старших дошкольников со стертой
дизартрией.
3. Провести
коррекционно-логопедическую работу по развитию выразительности речи у старших
дошкольников со стертой дизартрией.
4. Провести
анализ экспериментальной части исследования.
Методы
исследования:
— общенаучные методы (сравнение, обобщение,
конкретизация, анализ литературы);
— эмпирические методы (тестирование);
— педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий, контрольный);
— методы анализа и обработки эмпирических
данных (сравнительный анализ качественных характеристик, количественная
обработка данных, статистическая обработка результатов исследования).
Практическая значимость исследования заключается
в возможности использования материалов выпускной квалификационной работы
следующими категориями лиц:
— логопедами для
организации работы по формированию выразительности речи у старших дошкольников
со стертой дизартрией;
— студентами,
обучающими по направлению «Логопедия», с целью самоподготовки к тематическим
практическим и семинарским занятиям;
— молодыми учеными,
занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и
обобщения эмпирических и методических сведений.
Структура и объем работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и
приложений. Общий объем работы составляет 80 страниц, список литературы
включает 48 источников.
Заключение:
Речь современного
дошкольника нередко бедна и мало выразительна. Причин для этого несколько: дети
все чаще предпочитают чтению художественной литературы досуг с гаджетами,
реальному общению со сверстниками – компьютерные игры, а те речевые образцы,
которые они перенимают в средствах массовой информации и у родителей, часто не
являются эталоном грамотной речи с достаточным использованием выразительных
речевых средств. Наличие нарушений речевого развития (в частности, стертой
дизартрии) также негативно сказывается на формировании выразительности речи
воспитанников детского сада. При этом необходимость развития выразительных
средств речи у детей дошкольного возраста обусловлена не только потребностями
практики, но и нормативно-правовыми документами, регламентирующими
образовательный процесс (ФГОС ДО). Поэтому поиск эффективных средств развития
выразительности речи у старших дошкольников со стертой дизартрией выступает
актуальной проблемой. В рамках выпускной квалификационной работы мы рассмотрели
указанную проблему.
По
итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь
поставленной во введении цели работы, что позволило изучить своеобразие и скорректировать
недостатки выразительности речи старших дошкольников со стертой дизартрией.
Для достижения поставленной цели
были решены следующие задачи:
— был проведен анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
— были выявлены особенности
проявления выразительности речи старших дошкольников со стертой дизартрией;
— была проведена коррекционно-логопедическая
работа по развитию выразительности речи у старших дошкольников со стертой
дизартрией;
— был проведен анализ
экспериментальной части исследования.
Анализ полученных в ходе
опытно-экспериментальной работы данных позволил доказать гипотезу исследования
о том, что реализация программы по формированию выразительности речи у старших
дошкольников со стертой дизартрией будет результативной, если:
— способствовать формированию
физиологических механизмов овладения речевой выразительностью (развивать
дыхательный и голосовой аппарат у детей);
— развивать понимание общего
предназначения выразительности речи у детей.
Таким образом, цель работы была
достигнута, задачи реализованы в полном объеме.
В заключение отметим, что
выполненная работа имеет определенные научные перспективы. Полагаем, что
целесообразно рассмотреть, существуют ли особенности формирования
выразительности речи у детей в зависимости от характера имеющегося речевого
дефекта. Такие сведения позволят сделать коррекционно-развивающую логопедическую
работу значительно более индивидуализированной, учитывающей своеобразие речевой
деятельности ребенка, его способностей и возможностей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения формирования
выразительности речи у старших дошкольников со стертой дизартрией 1.1 Формирование звукопроизношения в онтогенезе Человеческая речь –
это не просто издавание звуков, обладающих определённым смыслом. Звуковой
стороне речи присуща сложная, иерархически устроенная организация и особая
функциональность, в основу которой положена знаковая система языка. Из фонем
(отдельных звуков) складываются слоги, а из слогов – фонетические слова, из
слов – синтагмы, а из них – фонетические предложения. Психофизиологическая
основа речи – коллективно функционирующие анализаторы (речеслуховой и
речедвигательный).
По словам Г.Р.
Шашкиной, И.А. Зиминой и Л.П. Зерновой [40], звукопроизношение
– это итог скоординированной работы речедвигательного аппарата в целом.
Правильное звукопроизношение развивается благодаря согласованному
взаимодействию речедвигательного и речеслухового анализаторов.
В освоении речи и
обретении навыка правильного звукопроизношения большую роль играет
фонематический слух, то есть способность человека анализировать звуки речи и
синтезировать их. При недоразвитии и нарушениях фонематического слуха
нарушается и звукопроизношение. В свою очередь, хорошо развитый фонематический
слух – залог и главное условие чёткой дикции.
По итогам
многочисленных исследований можно заключить, что развитие звукопроизношения
протекает поэтапно. Т.Б. Филичевой [37], А.А. Леонтьевым [19], Р.Е. Левиной [18], М.М. Кольцовой [17] и А.Н. Гвоздевым [13] выделено
несколько этапов в развитии речи в детском возрасте: