Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Гуманитарные науки История и обществознание

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формирование у обучающихся 10-х классов умения интерпретировать информацию через проектную деятельность на уроках истории.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Теоретические аспекты формирования умения интерпретировать информацию на
уроках истории. 8

1.1
Понятие «умения интерпретировать информацию». 8

1.2
Средства развития умения интерпретировать информацию у обучающихся 10-х классов
на уроках истории. 22

Глава
2. Применение проектной деятельности как средства развития умения
интерпретировать информацию.. 36

2.1
Проектная деятельность как средство развития умения интерпретировать информацию
у обучающихся 10-х классов на уроках истории. 36

2.2
Разработка уроков с применением проектной деятельности как средства развития
умения интерпретировать информацию у учащихся 10-х классов на уроках истории. 48

Заключение. 59

Список
использованных источников. 61

  

Введение:

 

Современный мир отличается большим объемом информации,
которую важно правильно понимать и интерпретировать. Эти базовые навыки
позволяют различать правдивую и ложную информацию и помогают человеку выделить
именно ту информацию, которая будет ему полезна. Такие навыки позволяют не
только продуктивно работать с окружающей информацией, но и правильно понимать
других и себя. Поэтому основная задача современного образования — научить
учеников навыкам интерпретации и понимания.

Понятие понимания в основном рассматривается философской
наукой. В философии это понимается как общий способ познания окружающей истины,
воссоздания смысла исторических, социокультурных событий, естественных истин.
Следует отметить, что понимание информации является важным компонентом
образования на всех уровнях. Понимание входит в список универсальных учебных
действий. Однако в образовании продолжает сохраняться ярко выраженная
когнитивная направленность, что не способствует полному пониманию учащимися
явлений и событий окружающего мира, принятию и объяснению полученных знаний,
применению этих знаний и понимание новых смыслов своей жизни. Это объясняет
важность поиска способов развития способности интерпретировать информацию.

Правильная интерпретация является одной из основных
составляющих учебного процесса и позволяет выделить информацию, необходимую
ученику. В образовательной практике есть способы «уловить» контекстную
информацию, способы расширения контекста. Одним из таких методов является
проектная деятельность, в ходе которой ученики автономно обрабатывают
необходимую информацию, развивая навыки правильной интерпретации.

Таким образом, актуальность данного исследования заключается
в необходимости развития у учеников навыков устного перевода. Сегодня мы
переживаем эпоху глобализации, избытка информации, который ученикам не всегда
легко переосмыслить. Им сложно преобразовать информацию в знания, которые можно
применить в жизни. Учитель должен помнить, что сегодня это уже не единственный
источник информации. Ученикам не нужно преподносить готовые знания, их нужно
научить учиться самостоятельно, научить правильно усваивать информацию, а для
этого необходимо научить отделять главное от второстепенного, искать причина —
строить связи, структурировать информацию для лучшего запоминания, необходимо
научить школьников искать информацию, сортировать и анализировать.

Проектный метод, по нашему мнению, может быть наиболее
эффективным в развития данного навыка, поскольку проектный метод предполагает
самостоятельное изучение информации и ее интерпретации.

Объектом исследования являются средства развития умения
интерпретировать информацию у обучающихся 10-х классов на уроках истории.

Предметом исследования выступает формирование у обучающихся
10-х классов умения интерпретировать информацию через проектную деятельность на
уроках истории.

В нашем исследовании рассмотрены теоретические аспекты
навыков интерпретации информации. Раскрыто понятие данного термина, а также
изучены основные средства, способствующие развитию этого навыка у учащихся
десятого класса на уроках истории.

На основе теоретического исследования была изучена
эффективность проектной деятельности как метода развития навыков интерпретации
информации на уроках истории у учащихся старших классов и составлен комплекс
уроков истории, с применением проектного метода.

Объект и предмет исследования определили его цель –
теоретически обосновать возможности проектной деятельности для развития умения
интерпретировать информацию у обучающихся 10-х классов на уроках истории.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:

1) Дать характеристику умению «интерпретировать информацию».

2) Выявить и охарактеризовать средства развития умения
интерпретировать информацию у обучающихся 10-х классов на уроках истории.

3) Охарактеризовать проектную деятельность как средство
развития умения интерпретировать информацию у обучающихся 10-х классов на
уроках истории.

4) Разработать систему уроков с применением проектной
деятельности как средства развития умения интерпретировать информацию у
учащихся 10-х классов на уроках истории.

В процессе работы для решения поставленных задач
использовались теоретические и практические методы исследования. Написание
первой главы базируется на теоретических методах исследования (изучение
психолого-педагогической и методологической литературы; системный анализ;
синтез).  Практическая глава написана с
использованием методов тестирования и наблюдения, благодаря которым мы вывили
начальный и конечный уровень умений интерпретировать информацию. Педагогический
эксперимент, в рамках которого был проведен формирующий этап эксперимента, и
введен проектный метод в процесс изучения истории. Учащимся было предложено
разработать проект по истории России по одной из предложенных тематик. А также
статистическая обработка полученных результатов.

При написании выпускной квалификационной работы нами были
использованы труды таких авторов, как Л.Н. Алексашкина, А.Г. Асмолов, С. Н.
Борисенко,  Г.В. Бурменская, Т.П.
Дворак,  Г.А. Жаркова, И.Б. Игнатова,
О.А. Митрахович, В.Л. Пестерева, И.С. Сергеев, 
М.Т. Студеникин, Л.Н. Сушкова, Т.К. Чекмарева и др.

Вопросами интерпретации информации занимались такие
исследователи, как Л.С. Выготский[1],
А.Г. Асмолов[2], Б.А. Ланин[3],
И.В. Муштавинская[4],
К.Д.Ушинский[5] и
др. В трудах данных исследователей рассматривается понимание умения
интерпретировать информацию. Л.С. Выготский рассматривал интерпретацию как
процесс понимания информации и его основной концепции. А.Г. Асмолов сравнивает
интерпретацию с анализом информации, в ходе которой учащимся выделяется ее
основной смысл. Б.А. Ланин рассматривает интерпретацию как совокупность
смыслового восприятия и понимания информации. И.В. Муштавинская под
интерпретацией понимает процесс декодирования текста и его трансформацию с иную
форму. К.Д.Ушинский определеяет интерпретацию как инструмент познания
информации.

Проектная деятельность школьников изучалась такими
исследователями, как Т. Г.Белова[6],
Н. Ю.Пахомова[7],
Н. В.Матяш[8],
И. С.Сергеев[9] и
др. Они рассматривали вопросы внедрения проектной деятельности в учебный
процесс. Т. Г.Белова описала место проектной деятельности в образовательном
процессе, выделала ее основные достоинства и недостатки. Н. Ю.Пахомова
определила понимание проектной деятельности и ее специфики. Н.В. Матяш
обозначила место проектной деятельности в образовательном процессе учащихся. И.
С.Сергеев изложил методические основы организации проектной деятельности в
образовательном процессе.

Проектная деятельность в рамках уроков истории
рассматривалась такими исследователями, как М. Л. Гольденберг[10],
С. Н. Курышева[11],
Е. В. Саплина, Н. И.Шевченко[12],
Е. Г.Хоруженко[13] и
др. М. Л. Гольденберг определили специфику проектной деятельности в рамках
изучения истории в общеобразовательном учебном заведении. С. Н. Курышева
обозначила эффективность применения проектной деятельности в процессе изучения
истории. Е. В. Саплина и Н.И. Шевченко рассматривали основные технологии
проектной деятельности, применяемые в рамках изучения социально-гуманитарных
дисциплин.

Однако нами не было найдено исследований, посвященных
изучению влияния проектной деятельности на умение интерпретировать информацию
на уроках истории. Данный факт обосновывает научную новизну исследования,
которая заключается в комплексном изучении влияния проектной деятельности в
рамках уроков истории на формирование умения старшеклассников интерпретировать
информацию.

Практическая значимость исследования заключается в
разработке уроков истории для старших классов с применением проектной
деятельности, направленных на формирование умения интерпретировать информацию.
Данные конспекты можно будет использовать на уроках истории в
общеобразовательных школах.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованных источников. [1] Выготский, Л.С. Мышление и
речь / Л.С. Выготский. – М. : Издательство «Лабиринт», 1999. – 352 с. [2] Как проектировать
универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие
для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 152 с. [3] Ланин, Б.А. Методика
преподавания литературы: Учебная хрестоматияпрактикум: Для учеников высших
педагогических учебных заведений / Б.А. Ланин. – М. : Эксмо, 2007. – 512 с. [4] Муштавинская, И.В.
Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки
учителя: Учеб.-метод. пособие / И.В. Муштавинская. – СПб. : КАРО, 2009. – 144
с. [5] Ушинский, К.Д. Собрание
сочинений / К.Д. Ушинский // Собр. соч. : в 7 томах. – М.-Л. : Изд-во АПН
РСФСР, 1949. – Т.5 – 591 с. [6] Белова, Т. Г.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании
[Текст] / Т. Г. Белова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2008. – № 76. – C.
2. [7] Пахомова, Н. Ю. Проектное
обучение – что это? [Текст] / Н. Ю. Пахомова // Методист. – №1. – 2004. – с.
42. [8] Матяш, Н. В. Проектная
деятельность школьников [Текст] : кн. для учителей нач. кл. / Н. В. Матяш, В.
Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2002. – 112 с. [9] Сергеев, И. С. Как
организовать проектную деятельность учащихся [Текст] : практ. пособие для
работников общеобразоват. учреждений / И. С. Сергеев. – М. : АРКТИ, 2005. – 78
с [10] Гольденберг М. Л.
Технология метода проектов при обучении истории // Преподавание истории в
школе. 2011. — № 4. — С.71-72. [11] Курышева, С. Н.
Эффективность применения метода проектного обучения на уроках истории /С.Н.
Курышева// Теория и практика образования в современном мире: материалы VII
Междунар. Науч. Конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). СПб.: Свое
издательство, — 2018. — С. 210-211. [12] Саплина Е. В, Шевченко Н.
И. Проектная деятельность. Современные образовательные технологии в изучении и
преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. М.: Русское слово, 2008.
— С.79. [13] Хоруженко, Е. Г.
Проектная деятельность на уроках истории/ Е.Г. Хоруженко// Актуальные вопросы
современной педагогики: материалы X Междунар. Науч. Конф. (г. Самара, март 2017
г.). Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 105-108.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в заключение можно сделать следующие выводы:

1. Интерпретация рассматривается как интерпретация смысла,
которая выражается в форме понятий, суждений, умозаключений, что предполагает,
с нашей точки зрения, глубокое понимание интерпретируемых явлений. Переводчик
участвует в деятельности, основанной на чтении и устной речи, поскольку он
решает как проблему понимания семантической информации исходного текста, так и
проблему построения на этой основе сообщения, цель которого — объяснить и
оценить то, что было читать. Устный перевод как сложная форма речевой
деятельности может осуществляться при наличии у обучающегося определенного
набора навыков, необходимых для его выполнения.

2. Система дисциплинарных компетенций, которая формируется
при преподавании каждого учебного предмета, соответствует специфике его
содержания. В ФГОС общего среднего образования предметная (отраслевая)
компетенция определяется как опыт, приобретенный учащимися в процессе обучения,
специфический для конкретной темы деятельности, связанный с усвоением,
пониманием и применением новых знаний, а предметная компетенция определяется
как совокупность знаний, умений и характерных черт в рамках содержания
конкретного предмета, необходимых учащимся для выполнения определенных действий
с целью решения проблем, задач, учебных ситуаций. Информационная грамотность
подразумевает умение учеников работать с историческими источниками информации.
Проанализировав содержание способности ученика интерпретировать информацию,
особенности его учебного процесса, мы увидели, что этот процесс будет протекать
наиболее эффективно при реализации ученикоцентрированной технологии обучения.

3. В основе проектной деятельности лежит развитие умения
самостоятельно конструировать собственные знания, ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления,
умения видеть, формулировать и решать проблему, умение брать на себя
ответственность. за свои решения. Для тренировки умения интерпретировать
информацию у младших школьников реализуется курс «Проектная деятельность» для
2-4 классов, изд. Н.Ю. Пахомова. Данный курс построен на основе системы заданий
по организации учебного процесса и направлен на развитие у школьников
дизайнерских навыков минимального уровня сложности. Со 2-го класса были
организованы исследовательские курсы, самостоятельные исследования во
внеклассной деятельности, что позволило систематически и целенаправленно
тренировать исследовательские навыки учащихся. Отдельные элементы проектной
методики могут быть успешно внедрены в преподавание истории уже с 5-6 классов.
Во время урока можно создать интеллектуальную исследовательскую ситуацию,
основанную на поиске решения проблемы, проблемы или ситуации. Слушатели второго
этапа обучения уже владеют навыками исследования и анализа информации,
овладевают методами ее правильного оформления и подачи. Уже в 6 классе можно
привлекать учеников к решению более сложных задач. Например, после изучения
соответствующих разделов по средневековой истории, касающихся роли католической
церкви в обществе, расположения рыцарской вотчины и крестовых походов, ученикам
предлагается творческое домашнее задание: придумать и написать свое собственное
" История рыцаря », придумайте его биографию, девиз, герб, знамя,
поместите его в реальную историческую обстановку, отправьте в настоящий
крестовый поход, запишите его приключения, составьте карту его странствий,
опишите настоящие сражения.

4. На основе изучения теоретического материала мы
разработали урок с приложением. Целью этой проектной деятельности является
развитие способности интерпретировать информацию путем ознакомления учеников с различными
аспектами повседневной жизни европейцев во второй половине 19 — начале 20 века
посредством создания газетных статей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования умения
интерпретировать информацию на уроках истории 1.1 Понятие «умения интерпретировать информацию» В современной лингвистике широко представлены работы,
посвященные интерпретации как деятельности понимания. Однако исходные
положения, взятые за основу описания феномена интерпретации, не позволяют
многим авторам рассматривать его как деятельность не только по обработке
(осмыслению) информации, но и как действия по мысленному преобразованию
информации, путем включения его в систему, доступную интерпретатору, знания,
интерпретации его данных и объяснения того, что понимается. Интерпретация в
таких произведениях описывается как сложный процесс сложного понимания,
компонентами которого являются как языковые единицы, так и компоненты
экстралингвистической информации (замысел автора, образная система произведения
и т. Д.), Которые они в той или иной степени интуитивно или логически
осознанно. схватил когнитивное сознание. Таким образом, определяя задачи
интерпретации текста, Т.С. Фещенко выражает следующую точку зрения: «Замысел
художника воплощается в произведении и только исходя из него можно
реконструировать. Неслучайно принцип общения художника и читателя называется
принципом воронки: весь мир протекает через его большую часть. Сделанный
создателем, он выливается в конкретное произведение, на основе которого
читатель должен воссоздать все богатство действительности, сосредоточенное в
художественном тексте»[1].
Конкретные механизмы «схватывания» всего сложно идентифицировать и описать.
Такую сложную деятельность в процессе ассимиляции, несомненно, необходимо
разбить на аспекты. [1] Фещенко Т. С. Умение
работать с информацией как фактор развития личности и основа непрерывного
образования / Т. С. Фещенко //Сибирский педагогический журнал. – 2012. — № 7,
с. 193 – 196

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы