Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формирование у детей 6-7 лет представлений об опасных и безопасных для здоровья ситуациях посредством интерактивных игр.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление Введение……………………………………………………………………. 5 Глава 1 Теоретические
основы проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений об опасных и
безопасных для здоровья ситуациях посредством интерактивных игр………………………………………… 8 1.1 Особенности
формирования у детей 6-7 лет представлений об опасных и безопасных для
здоровья ситуациях……………… 8 1.2 Интерактивные
игры как средство формирования у детей 6-7 лет представлений об опасных и
безопасных для здоровья ситуациях…………………………………………………………….. 19 Глава 2 Экспериментальная
работа по формированию у детей 6-7 лет представлений об опасных и безопасных
для здоровья ситуациях посредством интерактивных игр…………………………………………. 24 2.1 Выявление
уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений об опасных и безопасных
для здоровья ситуациях
…………………………………………………………….. 24 2.2 Содержание
и организация работы по формированию у детей 6-7 лет представлений об опасных
и безопасных для здоровья ситуациях посредством интерактивных игр …………………..…… 39 2.3 Оценка
динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений об опасных и
безопасных для здоровья ситуациях…………………………………………………………….. 53 Заключение…………………………….….………………………………… 65 Список
используемой литературы……………………………..….……… 67 Приложение А Характеристика выборки
исследования………………… 72 Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе
констатации……………………………………………… 73 Приложение В Сводные таблицы результатов
исследования на этапе
контроля…………………………………………………………………… 74
Введение:
Проблема безопасности
детей в современном обществе стоит крайне остро в связи с ростом количества
чрезвычайных ситуаций с участием детей, непрекращающимися проявлениями актов
насилия, незащищенностью ребенка в ситуациях отсутствия контроля со стороны
родителей. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого
государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит сфере
образования.
Дошкольный возраст
является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот
период начинает складываться опыт безопасного поведения. Вместе с тем, старший
дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и
увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной
любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к
возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому, чрезвычайно важно формировать
представления о правилах безопасного поведения.
В дошкольных
образовательных учреждениях большое внимание уделяется формированию представлений
о правилах безопасного поведения, развитию у дошкольников умения предвидеть,
классифицировать, избегать и правильно действовать в опасных ситуациях, что
обусловлено требованиями ФГОС ДО.
В соответствии с ФГОС ДО в
дошкольных образовательных учреждениях выделена образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие», которая предусматривает: «…формирование
основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [32, с. 22]. Все это говорит о том, что
формирование представлений о правилах безопасного поведения у детей дошкольного
возраста становится одной из приоритетных задач для дошкольной педагогики.
Специалистами разных
научных направлений отмечается, что механизмом формирования представлений о
правилах безопасного поведения должно быть образование (Н.А. Едимская, М.А.
Котик, Л.A. Михайлов, С.А. Проскурин, Ю.В. Репин и др.). Обучение безопасному
поведению должно проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее
необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, O.Л. Князева, Р.Б. Стеркина,
Т.Г. Хромцова и др.). Первоочередной задачей воспитателей и родителей, по
мнению Н.Н. Авдеевой, O.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, является не оберегание и
защита дошкольника, а его подготовка к встрече с различными сложными, а порой
опасными жизненными ситуациями. Ю.В. Репин призывает педагогов прививать детям
дошкольного возраста нормы безопасного поведения в окружающей обстановке. В
связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования
представлений об опасных и безопасных для здоровья ситуациях у детей 6-7 лет.
Одним из средств
формирования представлений у детей 6-7 лет об опасных и безопасных для здоровья
ситуациях являются интерактивные игры. Использование интерактивных игр во время
образовательной деятельности позволяет перейти к деятельностному обучению, при
котором ребенок становится активным субъектом педагогического воздействия. Это
способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками. Интерактивная игра –
это активный метод обучения, основанный на опыте, полученном в результате
специально организованного социального взаимодействия участников с целью
изменения индивидуальной модели поведения. Она включает в себя методы, которые
организуют во время игрового процесса взаимодействия, на основании которых у
детей возникает чувство нового знания, появившееся непосредственно в ходе этого
игровой деятельность, либо в его результате.
Отсюда возникает противоречие:
с одной стороны, существует реальная потребность в формировании представлений у
детей 6-7 лет об опасных и безопасных для здоровья ситуациях, а с другой
стороны, педагоги ДОО не достаточным использованием интерактивных игр в данном
процессе.
Выявленное нами
противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы
возможности интерактивных игр в формировании представлений у детей 6-7 лет об
опасных и безопасных для здоровья ситуациях?
Цель исследования:
теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности интерактивных
игр в формировании представлений у детей 6-7 лет об
опасных и безопасных для здоровья ситуациях.
Объект исследования:
процесс формирования представлений у детей 6-7 лет об опасных и безопасных для
здоровья ситуациях.
Предметом исследования: интерактивные
игры как средство формирования представлений у детей 6-7 лет об опасных и
безопасных для здоровья ситуациях.
Гипотеза данного
исследования: процесс формирования представлений у
детей 6-7 лет об опасных и безопасных для здоровья ситуациях посредством
интерактивных игр будет возможным, если:
— обогащена развивающей
предметно-пространственной среды атрибутами и материалами, необходимыми для
интерактивных игр с детьми, стимулирующими познавательную активность детей в направлении
представлений об опасных и безопасных для здоровья ситуациях;
— включены интерактивных игр по формированию
представлений об опасных и безопасных для здоровья ситуациях у детей 6-7 лет в
непрерывную образовательную деятельность;
— проведены интерактивных игр по
формированию представлений об опасных и безопасных для здоровья ситуациях у
детей 6-7 лет в режимных моментах и самостоятельной деятельности дошкольников.
Учитывая цель и гипотезу
исследования, нами были определены и выделены следующие задачи:
1) проанализировать
теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений об опасных и
безопасных для здоровья ситуациях посредством интерактивных игр;
2) выявить
уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений об опасных и безопасных
для здоровья ситуациях;
3) разработать
и реализовать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений
об опасных и безопасных для здоровья ситуациях посредством интерактивных игр;
4) оценить
динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений об опасных и
безопасных для здоровья ситуациях.
Для решения обозначенных
задач были использованы следующие методы исследования:
— теоретические: анализ психологической,
педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования,
прогнозирование, планирование;
— эмпирические: наблюдение, беседы с детьми,
тестирование, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий,
формирующий и контрольный этапы;
— методы обработки эмпирических данных –
качественный и количественный анализ полученных результатов.
Теоретическая основа
исследования:
— идеи становления личности с позиции
формирования представлений о правилах безопасного поведения (О.А. Александров,
И.И. Брехман, О.В.Гринина, А.В. Сахно, И.Н. Смирнов, В.Д. Ширшов, Г.И.
Царегородцев, Т.Г. Хромцова и др.);
— научные труды по вопросам формирования
представлений о правилах безопасного поведения у детей дошкольного возраста
(Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Хромцова, К.Ю. Белая, В.Н.
Зимонина, Л.Ф. Тихомирова и др.).
— работы о роли и возможностях различных
видов детской деятельности, форм их организации, методов обучения, воспитания и
развития в формировании представлений о правилах безопасного поведения
(Л.П.Князева, Т.И. Ерофеева, Е.В. Самсонова, Б.Мишин, А. Смирнов и др.).
Новизна исследования
состоит в обосновании возможностей интерактивных игр как средства формирования
представлений у детей 6-7 лет об опасных и безопасных для здоровья ситуациях.
Теоретическая значимость
исследования заключается в обобщении различных
взглядов на проблему формирования представлений у детей 6-7 лет об опасных и
безопасных для здоровья ситуациях, выявлении потенциала интерактивных игр как
средства формирования представлений у детей 6-7 лет об опасных и безопасных для
здоровья ситуациях.
Практическая значимость
исследования заключается в том, что разработанное
содержание работы по формированию представлений у детей 6-7 лет об опасных и
безопасных для здоровья ситуациях посредством интерактивных игр может быть
использовано педагогом-психологом, воспитателями в образовательном процессе в
дошкольных образовательных организациях.
База исследования:
МАОУ детский сад № 11 «Ёлочка» г. Нягань. В эксперименте участвовало 20 детей в
возрасте 6-7 лет.
Структура выпускной
квалификационной работы состоит из введения, двух глав,
заключения, списка используемой литературы (35 источников) и 3 приложений.
Работа содержит 12 рисунков, 6 таблиц.
Заключение:
В настоящее время частота
проявления опасности социального характера, агрессивность окружающей среды,
отсутствие навыков правильного поведения в различных опасных ситуациях вызывает
потребность в поиске путей формирования у подрастающего поколения сознательного
и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, готовности к
безопасному поведению в повседневной жизни. Поэтому перед системой образования
стоит задача − сформировать представления об опасных и безопасных для здоровья
ситуациях с целью обеспечения собственной безопасности и безопасности
окружающих людей.
В содержание работы по формированию
представлений о правилах безопасного поведения у детей 6-7 лет входят правила
уличного движения; правила обращения с огнем, электроприборами, острыми,
колющими и режущими предметами; об окружающих предметах в быту и природе;
изучение телефонных номеров полиции, пожарной службы и скорой помощи. В
процессе целенаправленной работы по формированию представлений об опасных и
безопасных для здоровья ситуациях происходит постепенное осознание и принятие
детьми смысла безопасного поведения.
В дошкольных
образовательных организациях проводится работа по формированию представлений об
опасных и безопасных для здоровья ситуациях. Эта работа нацелена на подготовку
детей к безопасному поведению в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях.
Одним из основных методов формирования навыков безопасного поведения у старших
дошкольников являются интерактивные игры.
Исследование, представленное
в данной работе, было нацелено на проверку предположения (гипотезы) о том, что
процесс формирования представлений у детей 6-7 лет об опасных и безопасных для
здоровья ситуациях посредством интерактивных игр будет возможным, если:
обогащена развивающей предметно-пространственной среды атрибутами и
материалами, необходимыми для интерактивных игр с детьми, стимулирующими
познавательную активность детей в направлении представлений об опасных и
безопасных для здоровья ситуациях; включены интерактивных игр по формированию
представлений об опасных и безопасных для здоровья ситуациях у детей 6-7 лет в
непрерывную образовательную деятельность; проведены интерактивных игр по
формированию представлений об опасных и безопасных для здоровья ситуациях у детей
6-7 лет в режимных моментах и самостоятельной деятельности дошкольников.
Проведённая
экспериментальная работа помогла выявить возможность применения интерактивных
игр во время непрерывной образовательной деятельности в ДОО, показав
положительную динамику сформированности представлений об опасных и безопасных
для здоровья ситуациях у детей 6-7 лет.
В итоге проведённое
контрольное исследование детей из экспериментальной и контрольной групп
показало, что уровень сформированности представлений об опасных и безопасных
для здоровья ситуациях в экспериментальной группе вырос (сформированности
представлений об опасных и безопасных для здоровья ситуациях на высоком уровне
стало больше на 40%, а на низком уровни – снизилось на 30%. Показатели у детей
из контрольной группы изменились не значительно.
Обобщая всё
вышесказанное, можно сделать вывод, что цель эксперимента достигнута, и
гипотеза нашего исследования подтвердилась: формирование у детей 6-7 лет
представлений об опасных и безопасных для здоровья ситуациях посредством
интерактивных игр является возможным.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические
основы проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений об опасных и
безопасных для здоровья ситуациях посредством интерактивных игр 1.1 Особенности формирования у детей 6-7
лет представлений об опасных и безопасных для здоровья ситуациях В последние годы проблема
формирования представлений об опасных и безопасных для здоровья ситуациях
становится более актуальной, и это не случайно, потому что, наиболее уязвимой и
подверженной различным опасностям категорией, являются дети. Ребенок
дошкольного возраста, в силу своих физиологических возможностей, не способен
оценить и самостоятельно определить всю меру опасности, но при этом именно
дошкольники открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям, позволяющим
формировать у детей основы безопасного поведения. Поэтому особая роль в
организации педагогического процесса освоения ребенком основ безопасного
поведения принадлежит окружающим его взрослым.
В Федеральном
государственном образовательном стандарте в требованиях к структуре
образовательной программы дошкольного образования (Приказ МОиН РФ «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155) определены основные
задачи в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по
формированию основ безопасности у дошкольников. «Формирование основ
безопасности» у дошкольников необходимо, осуществлять через решение следующих
задач:
–
формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме,
природе;
–
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для
человека и окружающего мира природы ситуациям;