Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формирование сотрудничества у младших школьников на уроках физической культуры как создание безопасного пространства для учащихся
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования сотрудничества на уроках физической культуры в начальной школе 8
1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста 8
1.2 Содержание понятия «сотрудничество» в современной научно-методической литературе 17
1.3 Учебное сотрудничество как условие создания безопасного пространства для учащихся на уроках физической культуры 23
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию сотрудничества у младших школьников на уроках физической культуры как создания безопасного пространства для учащихся 31
2.1 Результаты диагностики и анализа развития сотрудничества у первоклассников на уроках физической культуры в школе 31
2.2 Содержание проекта по формированию сотрудничества у младших школьников на уроках физической культуры «Мы вместе» 36
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 37
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман……………………..49
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика на определение чувствительности к сверстнику в процессе общения В.М. Холмогоровой…………………………………………..51
ПРИЛОЖЕНИЕ В Анкета для родителей………………………………………..54
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Анкета для учителя……………………………………………55
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Тематическое планирование проекта «Мы вместе»………………………………………………………………………………56
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Результаты проведения опроса родителей………………….61
ПРИЛОЖЕНИЕ З Результаты проведения опроса учителя……………………..62
Введение:
Актуальность исследования обусловлена наличием социального заказа общества на воспитание личности нового типа – активного гражданина, готового самостоятельно разрешать проблемные ситуации, стоящие перед ним, и эффективно взаимодействовать для поиска оптимальных решений в любой жизненной (или учебной) задаче. Поэтому формирование навыков сотрудничества у обучающихся становится одной из первоочередных задач.
Обучение навыкам сотрудничества открывает перед школьником перспективы совместного усвоения новой информации и универсальных учебных действий (УУД). Умение сотрудничать выступает примером коммуникативных УУД, являющихся важнейшими для младшего школьника в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). Именно в процессе коммуникации обучающимися в начальной школе усваиваются новые правила поведения, социальные нормы, реализуется интеграция в группу сверстников, обеспечивается продуктивное учебное взаимодействие, которое, в свою очередь сформируют безопасное окружающее их пространство в школе. Безопасное образовательное пространство – это упорядоченная, гармонизированная, социокультурная среда, складывающаяся в результате совместной ценностно-ориентированной образовательной деятельности субъектов, подчиненной актуальным задачам воспитания и развития ребенка с учетом возможных опасностей и рисков.
Уроки физической культуры, на наш взгляд, обеспечивают подходящие условия для формирования учебного сотрудничества у младших школьников, потому, что они менее форматизированы, предполагают физическую активность и интенсивное взаимодействие между учениками.
Учащийся готовится сотрудничать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, обосновывать собственные высказывания, точно формулировать свои идеи, принимать мнения других людей. Это требует от учащихся взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других.
Формирование сотрудничества – это первый шаг к успешной социализации. Способы деятельности, которые ребенок постигает со взрослым, он воспроизводит со сверстниками в совместной познавательной, учебной, игровой и другой деятельности, где отсутствует регламентированное взаимодействие, и школьник строит свое поведение на основе собственных побуждений и учета своих возможностей. Важно понимать, что детская группа влияет на развитие личности ребенка не самим фактом объединения детей, а содержанием взаимодействия между участниками.
Различные аспекты формирования учебного сотрудничества у младших школьников изучали такие ученые как: И.В. Арефьева, П.П. Блонский, Л.И. Божович, М.Д. Виноградова, Л.В. Голодова, А.К. Дусавицкий, Э.Р. Зарединова, М.Н. Иванюк, Г.Р. Каримова, Г.М. Коджаспирова, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, Т.В. Луговая, А.К. Маркова, В.П. Панюшкин, А.И. Раев, В.В. Широкова, Д.Б. Эльконин и др.
Вместе с тем, современные младшие школьники заметно отличаются от своих ровесников из прошлого, т.к. социально-экономические условия, в которых они растут и развиваются, существенно трансформировались. Поэтому возникла потребность поиска новых педагогических условий для формирования учебного сотрудничества обучающихся, обеспечивающих безопасное образовательное пространство, способствующее полноценному обучению и развитию личности школьника. Это и обусловило актуальность обращения к выбранной теме выпускной квалификационной работы: «Формирование сотрудничества у младших школьников на уроках физической культуры как условие создания безопасного пространства».
Объект исследования: уроки физической культуры в 4 классе общеобразовательной школы
Предмет исследования: развитие сотрудничества младших школьников, как одно из условий создания безопасного образовательного пространства на уроках физической культуры.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и реализовать на практике содержание проекта по формированию сотрудничества у младших школьников на уроках физической культуры «Мы вместе».
Гипотеза исследования: предполагается, что формированию сотрудничества у младших школьников на уроках физической культуры будет происходить результативно при соблюдении следующих педагогических условий:
— использование системы методических приемов, направленных на формирование сотрудничества;
— организации рефлексии в коммуникации с другими обучающимися.
Объект, предмет и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Изучить психолого-педагогические особенности учащихся
2. Проанализировать содержание понятия «сотрудничество» в современной научно-методической литературе.
3. Охарактеризовать учебное сотрудничество как условие создания безопасного пространства для учащихся.
4. Проанализировать результаты диагностики уровня развития сотрудничества у первоклассников.
5. Реализовать на практике содержание проекта по формированию сотрудничества у младших школьников на уроках физической культуры «Мы вместе», обеспечивающего безопасное пространство для развития.
6. Выполнить анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
— анализ нормативно-правовой документации и научно-методической литературы по проблеме исследования;
— педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;
— тестирование, анкетирование;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23», 1 А и 1 Б классы (27 мальчиков и 23 девочки).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической, содержащих 6 параграфов), заключения списка используемых источников и приложений.
Апробация:
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, составить и реализовать на практике содержание проекта по формированию сотрудничества у младших школьников на уроках физической культуры «Мы вместе».
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
— были представлены психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста;
— было описано содержание понятия «сотрудничество» в современной научно-методической литературе;
— было охарактеризовано учебное сотрудничество как условие создания безопасного пространства для учащихся;
— были приведены результаты диагностики и анализа развития сотрудничества у первоклассников;
— было реализовано на практике содержание проекта по формированию сотрудничества у младших школьников на уроках физической культуры «Мы вместе»;
— был выполнен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать выдвинутую гипотезу исследования о том, что формированию сотрудничества у младших школьников на уроках физической культуры будет происходить результативно при соблюдении следующих педагогических условий:
— использование системы методических приемов, направленных на формирование сотрудничества;
— организации рефлексии в коммуникации с другими обучающимися.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научных положений относительно психолого-педагогических особенностей учащихся младшего школьного возраста; в уточнении и конкретизации содержания понятия «сотрудничество» в современной научно-методической литературе; в выявлении научно-методических позиций по вопросу учебного сотрудничества как условия создания безопасного пространства для учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы следующим образом:
— разработанный в рамках выпускной квалификационной работы проект «Мы вместе» может быть рекомендован для включения в педагогический процесс общеобразовательных учреждений;
— материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы студентами педагогического профиля в процессе самоподготовки к тематическим семинарским и практическим занятиям;
— эмпирические данные, собранные в ходе реализации опытно-экспериментальной работы, могут быть использованы молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, для систематизации и обобщения эмпирических сведений и методических разработок.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования сотрудничества на уроках физической культуры в начальной школе
1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста
Под понятием «возраст» принято понимать самостоятельный период развития человека, для которого свойственно качественное своеобразие. Согласно разнообразным научным концепциям, в рамках которых принято учитывать онтогенез, культурные представления, а также характерные для социума процессы, жизнь индивида можно поделить на ряд возрастных периодов. В связи с этим, выделение младшего школьного возраста, в первую очередь, определено культурными и социальными аспектами, а также взаимосвязано с определенным этапом образовательного процесса – началом обучения ребенка в школе, предполагающим посещение общеобразовательного учебного заведения.
Основываясь на концепции Л.С. Выготского [8], отечественная научная мысль считает, что возрастную периодизацию необходимо базировать на сути самого онтогенеза, указывая на то, что под развитием ребенка следует понимать присвоение в процессе выстроенного взрослыми общения и деятельности исторического и социального опыта.
Согласно точке зрения Д.Б. Эльконина [39], к основным характеристикам возрастной периодизации следует относить:
— социальную ситуацию развития, выражающуюся во взаимосвязи внешних и внутренних условий развития психики, определяющих отношение детей к самим себе, а также к окружающим их людям, предметам, вещам;
— ведущий вид деятельности, т.е. такую деятельность, реализация которой определяется трансформацией психических процессов и психических способностей детей;