Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Дошкольное образование

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых через проектную деятельность

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7

1.1 Профессия, виды профессиональной деятельности 7

1.2 Особенности представлений дошкольников о мире профессий 11

1.3 Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации 17

1.4 Возможности проектной деятельности в формировании представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста 26

Выводы по 1 главе 33

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34

2.1 Паспорт проекта «Все профессии нужны, все профессии важны» 34

Выводы по 2 главе 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 69

  

Введение:

 

На современном этапе социально-экономического развития в обществе появляется потребность в воспитании конкурентоспособной личности, готовой к жизни в быстроменяющемся мире. Профессиональная деятельность – важная и неотъемлемая составляющая жизни каждого человека. Поэтому уже на этапе дошкольного детства важно ознакомление с профессиями и понимание значимости профессиональной деятельности, воспитание ценностного отношения к труду.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования ознакомление с профессиями детей является частью его содержания. Так, один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования у детей положительного отношения к труду.

Целенаправленное знакомство дошкольников с разными профессиями взрослых людей закладывает основу выбора профессии из многочисленной сферы трудовой деятельности родителей и окружающих людей. Формирование у детей правильных представлений о труде взрослых, привитие интереса и уважения к людям труда, положительного эмоционального отношения к трудовой деятельности окружающих людей – важнейший компонент психологической готовности к труду. Поэтому в дошкольном возрасте особое значение отводится формированию у детей знаний о труде взрослых, представлений о людях разных профессий. В связи с этим, дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Кроме того, эта проблема не теряет своей актуальности в постиндустриальном, информационном обществе, поскольку появляются новые профессии, тогда как другие утрачивают свою значимость. Стремительный темп научно-технического прогресса создает определенные трудности в выборе профессии. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

Таким образом, ознакомление дошкольников с миром труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Однако, на сегодняшний день в педагогической науке данной проблеме уделяется недостаточно внимания. Анализ реальной практики дошкольного образования свидетельствует о том, что воспитатели не всегда владеют содержанием и технологиями формирования у дошкольников первичных представлений о профессиях. Как результат, в дошкольных образовательных организациях ознакомление детей с профессиями зачастую осуществляется недостаточно целенаправленно, бессистемно, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии.

Одной из универсальных современных технологий, которая соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является метод проектов. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта. Этот метод позволяет использовать разнообразные формы и методы работы: экскурсии, наблюдения, непосредственно образовательную деятельность, чтение художественной литературы; рассказы родителей; художественно-творческую и игровую деятельность детей; сбор иллюстраций, фотоматериалов, рассматривание иллюстраций; театрализованную деятельность.

Проектная деятельность представляет собой инновационную образовательную технологию, а также средство комплексного решения образовательно-воспитательных задач, задач личностного развития. Проект в ДОО – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Анализ практики дошкольного образования свидетельствует о том, что в настоящее время педагоги не всегда в достаточной степени владеют основами технологии и методики формирования у дошкольников представлений о труде взрослых, в результате чего у дошкольников отсутствуют системные представления о профессиях взрослых. Данная проблема обусловила актуальность выбранной темы исследования и выявило противоречие:

– между важностью проблемы формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий для реализации работы в данном направлении;

– между многообразием методов и средств, используемых для формирования у дошкольников представлений о профессиях взрослых и недостаточным использованием потенциала проектной деятельности в рамках дошкольной образовательной организации.

Объект исследования – процесс формирования представлений о профессиях взрослых у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – проектная деятельность как средство формирования представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – определение возможностей проектной деятельности в формировании представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятия «профессии», рассмотреть виды профессионально деятельности.

2. Рассмотреть особенности представлений дошкольников о мире профессий.

3. Проанализировать особенности организации проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

4. Обозначить возможности проектной деятельности в формировании представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.

5. Разработать паспорт проекта «Академия профессий».

Методологическая основа:

– теоретические положения по ознакомлению дошкольников с профессиями (Н.Н. Бурмистрова, Т. Гусева, Н.Н. Захаров, И.В. Заболотная, Н.П. Кубайчук, Т.В. Пасечникова, И.В. Савина, Т.А. Шорыгина и др.).

– теоретические положения о формировании позитивного отношения к профессиям взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, Я.З. Неверович, М.В. Крулехт и др.);

– теоретические положения о методе проектов как элементе образовательной среды (Н.С. Варенцова, Н.Е. Веракса, Н.А. Виноградова, Е.С. Евдокимова, Л.С. Киселева, О.Г. Лопатина, Е.С. Полат и др.).

Методы исследования. В работе использовались теоретические методы: изучение и анализ справочной, психолого-педагогической литературы, изучение передового педагогического опыта; эмпирические методы: тестирование, педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ.

База проведения: ___________________________________________

Практическая значимость: данная работа может быть использована в практической деятельности воспитателей и других специалистов дошкольных образовательных организаций.

Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе нашего исследования мы, опираясь на исследования Т. В. Алексеевой, А. Н. Белоус, М. Р. Габдрахмановой, В. П. Кондрашова, Е. В. Коротковой, В. И. Логиновой, А. А. Нестеровой, Е. А. Шанц и др., выделили понятия «деятельность», «профессиональная деятельность», «профессия».

В рамках решения первой задачи, обобщая современные достижения педагогической и психологической науки и практики, следует отметить, что в научных исследованиях дефиниция «профессия» имеет разный смысл. Ее можно описать как социально ценную и ограниченную вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающую возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития. В качестве оснований для классификации профессий выделяют такие, как содержание труда и характеристика субъекта труда. По содержанию труда все профессии соотносятся со следующими типами: «Человек–природа», «Человек–техника», «Человек–человек», «Человек–знаковая система», «Человек–художественный образ».

При решении второй задачи были рассмотрены особенности представлений дошкольников о мире профессий. Обзор научной литературы показал, что знакомство дошкольников с трудовой деятельностью взрослых играет важную роль и для формирования первичных представлений о значении и роли труда и значимости профессий в жизни человека. При ознакомлении детей с профессиями и трудом взрослых наиболее проблематичным для них является осознание труда взрослых, а более доступным – понимание общественной значимости трудовой деятельности уже знакомых им людей. В качестве показателей наличия у детей знаний о труде выступают наличие знаний/представлений о труде взрослых; наличие умения выделить результат труда в рамках трудового процесса; наличие способности к анализу собственной трудовой деятельности.

Третья задача была посвящена анализу особенностей организации проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Проектная деятельность в детском саду является элементом образовательной среды и носит обучающий характер, а ведущей задачей проектной деятельности является как создание проблемной ситуации. Метод проектов способствует формированию предпосылок учебных и исследовательских умений и навыков у детей. Уровни развития проектных умений у дошкольников классифицируются на подражательско-исполнительский, развивающий и творческий. Анализ программ ДОО («Успех», «Детство», «От рождения до школы», «Радуга») по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых включает формирование у детей представлений о ряде профессий, о специфике трудовых операций и механизмов; о трудовых действиях, орудиях и результатах труда взрослых; о трудовой мотивации взрослых; воспитание уважительного отношения к мужским и женским профессиям; знакомство с профессиями взрослых в ближайшем окружении и т.д.

При решении четвертой задачи выявлялись возможности проектной деятельности в формировании представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста. На основании анализа источников установлено, что проектная деятельность позволяет сформировать у детей правильные представления о профессиях взрослых и выработать у них трудовые умения и привычки, что даст необходимый воспитательный эффект. Проект как форма организации деятельности дошкольников включает в себя: задание, сформулированное в виде проблемы; детскую деятельность; взаимодействие педагога и детей; результат деятельности. В итоге происходит плавный переход от трансляции готовых знаний к активизации поисковой активности детей, к совместному поиску решения сложившейся проблемы.

В рамках решения последней задачи был разработан проект «Академия профессий». Диагностическая беседа с детьми о профессиях показала, что дети с высоким уровнем сформированности представлений о труде взрослых (6 человек) называли много профессий, точно называли профессию своих родителей; давали развернутые, полные и аргументированные ответы на вопросы, полно и подробно составляли рассказ по картинке-иллюстрации труда взрослых; проявляли ярко выраженный познавательный интерес. Дети со средним уровнем называли 2-3 профессии, затруднялись в конкретизации орудий труда, материалов, трудовых действий у представителей отдельных профессий, отличались умеренным познавательным интересом и периодически обращались к педагогу за помощью. Дошкольники с низким уровнем сформированности представлений о профессиях взрослых затруднялись в назывании профессий, у них отсутствовал познавательный интерес и самостоятельность при ответах.

Анализ РППС свидетельствует, что во всех группах ДОО созданы условия для ознакомления детей с профессиями, РППС соответствует САнПин. Воспитателями систематически осуществляется обновление атрибутов для игр в РППС, вместе с тем в некоторых детских садах отмечается недостаток наглядного информативного материала о профессиях, представлено мало методических пособий, разработок (подборки заданий, конспекты НОД) научно-популярной литературы, практически нет альбомов и папок по ознакомлению детей с профессиями. В качестве рекомендаций необходимо работать над оснащением РППС в группах, оформлять альбомы, папки, презентации, приобрести дополнительную методическую и детскую художественную литературу по ознакомлению детей с профессиями.

В рамках реализации проектной деятельности дети пополнили знания о профессиях ближайшего социума, о профессиональной деятельности взрослых, о навыках и качествах, необходимых в каждой профессии, осознали значимость каждой профессии для общества, приобрели элементарный опыт профессиональных действий, поняли направленность труда на достижение результата и удовлетворение потребностей людей.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществлялось через познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие и реализовалось во время экскурсий, прогулок, в организованно-образовательной, изобразительной деятельности, при ознакомлении с художественной литературой и т.д.

Практически все дети принимали активное участие в проекте, готовили необычные и творческие рисунки, совместно с родителями подготавливали для создания энциклопедии фотографии представителей профессий, продукты профессиональной деятельности, участвовали как в непосредственной образовательной деятельности совместно с воспитателем, так и готовились к презентации проекта дома с родителями (читали произведения авторов, описывающих разные профессии, ходили на экскурсию на работу к родителям, заучивали наизусть отрывки из стихотворений).

Завершающим этапом стала подготовка презентации по результатам проектной деятельности готовой энциклопедии «Академия профессий». Для воспитателей был организован проблемный семинар, для родителей составлены информационные материалы, проведено собрание.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Профессия, виды профессиональной деятельности

Понятие «деятельность» играет ключевую роль в методологии диагностики и анализа профессиональной деятельности. Традиционно профессиональная деятельность рассматривается экономистами и социологами в контексте понятия «трудовая деятельность». Профессиональная деятельность – это социально-значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, в также профессионально обусловленных качеств личности. Труд выступает фундаментальной формой деятельности человека.

Понятие «профессиональная деятельность» — это специфическая форма отношения человека к окружающему миру, направленную на его целесообразное изменение и преобразование в интересах общества, требующее от него высокой степени развития умений и обширной специализированной подготовки с целью исполнения данной социальной роли [22, с. 130].

Основой профессиональной деятельности выступает профессия. Рассматривая такое понятие, как «профессия» следует подчеркнуть, что в научной и справочной литературе нет единого мнения по поводу определения данной дефиниции.

В Большом толковом социологическом словаре термин «профессия» означает профессиональную группу среднего класса, характеризуемую требованиями высокого уровня технических и интеллектуальных знаний, а также опыта, автономией в найме и дисциплине, связью с государственной службой [17, с. 189].

Профессия – это устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, источник дохода, предполагающий совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков, определяемый разделением труда и его функциональным содержанием (Энциклопедический социологический словарь) [62, с. 239].

Это вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки (Педагогический энциклопедический словарь) [48, с. 167].

В психологии термин «профессия» обычно используется для обозначения любого занятия, требующего высокую степень развития умений и обширной специализированной подготовки с целью исполнения определенной социальной роли. (Психологический словарь) [54, с. 178].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы