Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формирование представлений старших дошкольников об объектах окружающего мира посредством технологии конструирования из природных материалов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОБ
ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ПРИРОДНЫХ
МАТЕРИАЛОВ.. 10
1.1 Понятие о
формировании представлений старших дошкольников об объектах окружающего мира в
психолого-педагогической литературе. 10
1.2
Классификация приемов формирования представлений старших дошкольников об объектах
окружающего мира посредством технологии конструирования из природных материалов. 22
1.3
Возрастные особенности старших дошкольников. 27
Выводы по
первой главе. 33
ГЛАВА 2.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОБ
ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ПРИРОДНЫХ
МАТЕРИАЛОВ.. 35
2.1 Оценка
уровня сформированности представлений старших дошкольников об объектах
окружающего мира на констатирующем этапе эксперимента. 35
2.2
Организация практической работы по формированию представлений старших
дошкольников об объектах окружающего мира посредством технологии конструирования
из природных материалов. 38
2.3 Оценка
уровня сформированности представлений старших дошкольников об объектах
окружающего мира на контрольном этапе эксперимента. 42
Выводы по
второй главе. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 49
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 53
Введение:
Актуальность
темы настоящего исследования определяется тем, что именно в дошкольном возрасте
закладывается фундамент совокупности экологических представлений о природе, субъективного
отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия
с ней. Поэтому очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте дети получили достоверные
знания и приобрели практические умения, направленные на бережное взаимодействие
с природой.
Кроме
того, согласно ФГОС ДОУ общество заинтересованно в расширении творчества также
и в системе образования с целью прогрессирования. Эта возможность
предоставляется только при условии интенсивности творческого педагогического
воздействия на развитие механизмов личности (чувства, вкуса, оценки, идеала,
потребности и интереса). При этом, в соответствии с ФГОС ДО, любые
воспитательно – образовательные задачи должны решаться с учетом возрастных
особенностей дошкольников (ведущий вид деятельности, уровень сформированности
психических характеристики т.д.), а также в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ребенка. При этом ребенок не только знакомится с
окружающим миром, не только познает его реалии в области растительного,
животного, мира живой и неживой природы, социума, но и учится с ним
взаимодействовать , оперируя полученным опытом.
Благоприятным периодом для формирования экологического
сознания является старший дошкольный возраст. Для этого возраста характерно, проявление
эмпатии, доступна логика природы. Дети легко устанавливают сходства в окружающем
мире. Достаточно высоко развита идентификация с собой («растению, животному больно,
так же как и мне, «оно дышит, движется»). Так как этот возраст является наиболее
«сенситивным» к окружающему миру, именно в этот период важно сформировать у детей
бережное отношение
Заключение:
Практическое
исследование показало, что общий уровень сформированности представлений об окружающем
мире у детей дошкольного возраста остается достаточно низким, что и показал констатирующий
этап исследования. Дети показали средний- 33% и низкий уровень- 56% развития представлений
об окружающем мире.
На
формирующем этапе были апробированы занятия по конструированию из природных материалов,
направленные на обогащение представлений дошкольников об объектах окружающего мира.
На
контрольном этапе исследования мы оценили результативность проделанной работы. Повторная
диагностика показала, что после проведения занятий на формирующем этапе, заметно
выросло количество корректных (правильных) ответов и уменьшилось количество неправильных.
Мы
наблюдали, что большинство дошкольников проявили изменение своего отношения к окружающему
миру. Изменилось нравственное поведение детей в отношении живых объектов окружающего
мира, их поведение стало более корректным, адекватным и осмысленным. Это проявилось
в заботе о растениях в группе, по результатам работы осталось всего два дошкольника
с низким уровнем представлений об окружающем мире. При этом средний уровень представлений
об окружающем мире составил 50%, а высокий 40%, что существенно выше, чем на констатирующем
этапе — 33% и 11% соответственно.
В
ходе проведении эксперимента у дошкольников вырос уровень представлений об окружающем
мире, изменились интересы и существенно поменялась мотивация поступков в природе,
что в комплексе способствовало значительному повышению уровня сформированности важнейшего
из компонентов экологической культуры дошкольников — экологической воспитанности.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза
полностью
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОБ ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ
ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ
1.1 Понятие о формировании представлений старших дошкольников
об объектах окружающего мира в психолого-педагогической литературе В
дошкольном возрасте ход познания у детей совершается чувственно — практичным
путем по той простой причине, что, в сущности, любой ребенок является хорошим
экспериментатором, а природа представляет собой один из источников знания
окружающей среды. Ход этого знания базируется на непосредственном эмоциональном
восприятии, созерцании и общении с предметами, явлениями и действиями находящейся
вокруг реальности.
Для
формирования представлений об окружающем мире, кроме НОД, у воспитателя имеется
ряд эффективных методов и методик, которые можно задействовать как во время
проведения НОД, так и в любых моментах пребывания ребенка в ДОО — это:
— вовлечение ребенка в игровую деятельность
(дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые и иные игры, несущие
познавательную составляющую);
— организация проектной деятельности в
определенной теме;
— организация наблюдений в природе;
— организация экспериментирования[1].
В
старшем дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения,
период осознанного общения со сверстниками, а также активного развития физических,
творческих и познавательных способностей.
В
Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится
о том, что ребёнок должен владеть начальными формами исследований,
экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.
Федеральный
государственный образовательный стандарт определяет раздел в работе с
дошкольниками — формирование элементарных естественнонаучных представлений.
Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей,
способствует формированию целостной картины мира.
Кроме
того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в
наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие
творческих способностей и проявления одаренности у детей.
Содержание
естественнонаучного образования в дошкольных образовательных организациях
включает в себя очень широкие направления и области естественнонаучных знаний о
природе и мире, описывающих последовательные причинно-следственные связи
материальных объектов и систем материальных объектов в поле
времени-пространства среды их нахождения[2].
Представление —
процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный
момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет
два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее
воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы
чувств («название результата процесса», девербатив). Второе значение
данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов («название
процесса», субстантивированный инфинитив).
Представления
как психические явления имеют как черты сходства, так и отличий с такими
психическими явлениями, как восприятие, псевдогаллюцинации и галлюцинации.
Физиологическую основу представлений [1] Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Занимательные
опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.
Щетинина. – М. : Сфера, 2002. – 111 с [2] Макарова Л.М. Формирование экологического
сознания у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения: Дис. … канд.
психол. наук: 19.00.07/Л.М. Макарова. – Самара; М.: РГБ, 2016. – 209 с.