Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формирование представлений о временах года через различные техники рисования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 5
Глава 1.
Теоретические основы развития представлений о временах года через различные
техники рисования. 11
1.1. Проблема
развития представлений о времени у детей в психолого — педагогических
исследованиях. 11
1.2. Техники
рисования как средство развития представлений о временах года у детей
дошкольного возраста. 15
Выводы по главе 1. 27
Глава 2. Опытно — экспериментальное
исследование по развитию представлений о временах года у детей дошкольного
возраста через различные техники рисования 29
2.1. Выявление
исходного уровня развития представлений о временах года у детей дошкольного
возраста. 29
2.2. Методические
рекомендации по работе, направленной на развитие представлений о временах года
у детей дошкольного возраста через различные техники рисования 53
Выводы по главе 2. 59
Заключение. 60
Список использованных
источников. 63
Приложение. 67
Введение:
Вопрос о развитии представлений у
дошкольников о времени в последнее время стал очень актуальным. Хотя
жизнедеятельность детей изначально происходит своевременно, их представление о
ней развивается довольно поздно. Время не зависит от чувственного восприятия, поэтому
оно воспринимается опосредованно, через движение или какую — то деятельность, связанную
с определением времени, или через чередование какого — то постоянного явления.
В то же время основным препятствием для формирования опосредованного восприятия
времени является словесное обозначение условного характера социального принятия
временных интервалов и отношений.
Многие дети, поступающие в школу, недостаточно
развиты с представлением о временах года. Дошкольникам часто бывает трудно
запомнить названия месяцев и времен года, а также освоить такие понятия, как "рассвет"
и "Сумерки". "Старшие дошкольники часто затрудняются назвать
отличительные особенности каждого сезона. В то же время уже у дошкольников
очень важно научиться своевременно позиционировать себя: правильно отмечать
слова, измерять и определять время; своевременно регулировать и планировать
свою деятельность, то есть определять время. Почувствовать его
продолжительность; изменить действие в соответствии с наличием времени. Со
временем способность регулировать и планировать деятельность закладывает основу
для развития таких личностных качеств, как сосредоточенность, организованность,
точность и целеустремленность, которые необходимы детям в повседневной жизни и
в школе.
В соответствии с Федеральным законом
от 29 декабря 2012 года № 273 — ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2015 года) "Об
образовании в Российской Федерации"и приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 утверждены федеральные
стандарты дошкольного образования.
Согласно "Закону об образовании
Российской Федерации", "Педагоги дошкольных образовательных
организаций должны развивать у учащихся познавательную активность, инициативу и
творческие способности". 1) также подчеркивает необходимость когнитивного
развития и формирует предпосылки для учебной деятельности в целом, в частности
для развития математических понятий у детей, в которых понятие времени занимает
важное место.
Вопрос развития представлений детей
о времени отражен в документе "Федеральные государственные образовательные
стандарты дошкольного образования", утвержденном Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 (далее
— содержание Федеральных государственных образовательных стандартов до статьи
2.6 "Когнитивное развитие" в сфере образования "… Предполагает
развитие интереса, любознательности и познавательной мотивации детей; формирование
основных представлений о себе и других, о свойствах и взаимоотношениях объектов
в окружающем мире (форма, цвет, размер, материал, количество, количество, часть
и целое, пространство и время, причины и следствия и т.д.)"; область
образования "художественно — эстетическое развитие" предполагает "осуществление
самостоятельной творческой деятельности детей (визуальные, конструктивные
модели, музыка и т.д.))" [1].
Стандарт направлен на решение одной
из задач (пункт 1.6) "создание благоприятных условий для развития ребенка
в соответствии с возрастными и личностными особенностями и тенденциями ребенка,
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка".
В концепции развития математического
образования в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N2506 — р, также подчеркивается
важность формирования представлений о времени у дошкольников.
Вопросы развития представлений о времени года детей,
его природе, условиях развития на протяжении многих веков изучались мыслителями
и философами, учеными разных направлений (Н. А. Бердяев, В. М. Бехтерев
Заключение:
Таким образом, нами были решены следующие задачи:
1) Мы проанализировали проблему
развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста
психолого — педагогических исследованиях.
Развитие представлений о
детском времени происходит двумя путями: в классе и в повседневной жизни. Эти
два пути могут быть объединены друг с другом. Дети играют важную роль в
развитии знаков времени и являются частью учебной работы в повседневной жизни.
Полезно полагаться на повседневную жизнь. Четкий график чередующихся дневных занятий
может обеспечить надежную поддержку для детей, чтобы различать различные части
дня. В дополнение к собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров
также используются примеры из жизни других людей, а также природные явления,
наблюдение за которыми помогает определить части дня и время года. В этом
случае необходимо учитывать семейную ситуацию и местные условия: родители
работают по ночам (не все спят ночью), географическое расположение места (белые
ночи на севере) и т.д.
Спектр знаний и навыков
детей каждой возрастной группы в этой области становится все более сложным и
точным. На их основе, на основе новых знаний, они применяются в самых разных
видах деятельности. Внутри и вне класса, во время игр, наблюдения, диалога,
чтения, мы используем устные, практические, визуальные методы и приемы, широко
используем различные модели, учебные игры, выразительный и общий характер
которых позволяет нам успешно решать этот метод, обеспечивает необходимый
логический порядок этапов работы.
2) Определили педагогические
возможности использования изобразительной деятельности в развитии представлений
о временах года у детей старшего дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
1.1. Проблема развития представлений о времени у детей в психолого-педагогических
исследованиях Методика формирования
временных представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь
своего развития. В 17 — 18 в. вопросы содержания методов формирования
представлений о времени нашли отражения в передовых педагогических системах
воспитания, разработанных Я.А.Каменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Л.
И. Толстым и др. В наши дни исследованиями по вопросам восприятия времени и
формирования представлений о времени занимались как зарубежные психологи и
педагоги Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др., так и отечественные К.А.
Абульханова – Славская, А.А. Кроник, Ф.Н. Блехер, С.А. Рубинштейн, А.А.
Люблинская, A.M. Леушина, Т.Д. Рихтерман, Ф. Чуднова, И. Кононенко, Е.
Щербакова, О. Фунтикова Р.Л. Непомнящая. Ими определена достаточно
разнообразная программа развития у детей знаний о времени.
В своем исследовании С.
А. Рубинштейн говорит о проблеме восприятия времени у дошкольников. Поэтому в
книге "Основы общей психологии" он акцентирует внимание на различии
двух понятий: восприятие длительности времени и восприятие временных рядов. Он
суммирует временные данные как закон интервала заполнения: чем больше заполнен,
следовательно, интервал делится на небольшие интервалы, тем больше он кажется
ребенку [37].
А. Люблинская в своей
работе "Восприятие времени" раскрывает природу времени как объекта
познания и его роль в жизни детей. Это свидетельствует о том, что дошкольники
своевременно ориентируются на основе чисто семейных показателей.
По словам Ф. Н.Блюхера, содержание
тренинга было разработано для ознакомления детей с миром временных отношений. В
игре они учатся оценивать время активности. При выполнении этой задачи Ф. Н. Блехер
предлагает использовать два сюжета: формировать временные представления по пути,
использовать все многочисленные случаи, которые появляются в жизни, и
выполнение специальных игр. По ее мнению, дети должны активно участвовать в
реальных жизненных ситуациях (например, самостоятельно определять, рассчитывать
календарь, количество дней до праздников), следовать указаниям взрослых [39].
Под руководством Леушиной
были разработаны содержание и методы формирования временных представлений у
детей. Время требует точного определения величины и величины, что неразрывно
связано с определением величины, а не времени и пространства. Таким образом, как
Леушина указывает, что работа по формированию у детей способности своевременно
определять свое местоположение должна быть согласована с работой по количеству,
размеру, величине и пространственным ориентирам.
Р. Чуднова и И. Кононенко
рассказывают нам, как научить детей своевременно позиционировать себя. Смысл их
работы сводится к тому, что представления о времени формируются в классе и в
повседневной деятельности детей. Обучение проводится в форме различных игр, упражнений
для определения временного интервала, их порядка. В то же время иллюстративные
материалы, методы и приемы обучения постепенно усложняются. В целом их подход
схож, но Р. Чуднова уделяет больше внимания использованию моделей и наглядных
пособий [30].
В своей книге "Формирование
представлений о времени у дошкольников" Т. Д. Рихтерман дает советы по
формированию представлений детей о времени и дает приемы и этапы работы по
воспитанию у них чувства времени
Проблема формирования представлений
о времени отражена в некоторых исследовательских работах современных авторов.
Е. Щербакова и О. Фунтикова наглядно показывают основную задачу ознакомления со
стандартами времени с помощью 3D — моделей, Р. Л. Непомнящая раскрывает
особенности восприятия и пути развития детского восприятия времени. Целью
дальнейшего совершенствования