Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формирование представлений о Родине у детей 5-6 лет средствами проектной деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 5
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДИНЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ. 7
1.1. Проблема развития
представлений старших дошкольников о родине в современном дошкольном
образовании. 7
1.2. Особенности проектной
деятельности в работе с детьми 5-6 лет. 11
1.3. Роль проектной
деятельности в формировании представлений о Родине у детей 5-6 лет 17
2
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ О РОДИНЕ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 24
2.1. Диагностика уровня
сформированности представлений у детей 5-6 лет о Родине 24
2.2. Работа по формированию
представлений о Родине у детей 5-6 лет средствами проектной деятельности. 32
2.3. Анализ результатов исследования. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 44
Введение:
На сегодняшний день, в
период нестабильной обстановки в обществе, возникает необходимость обратиться к
лучшим традициям русского народа, к таким вечным понятиям, как род, родство,
Родина. Приобщение дошкольников к отеческому наследию воспитывает такие
качества личности ребенка как гордость за свою родину, уважение к земле, на
которой он живет. На сегодняшний день необходимость формирования представлений
о родине у детей дошкольного возраста связана с социальным запросом общества,
поскольку, чем полнее, содержательнее и глубже, будут знания детей о родном
крае, его природе, традициях, его лучших людях, о своей стране и ее истории,
тем более действенными окажутся они в нравственно-патриотическом воспитании.
Концепция дошкольного
воспитания, Федеральный государственный образовательный стандарт определили
основные принципы этого направления – «Приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства».
Сущность и содержание
патриотического воспитания определяется и в Государственной программе
патриотического воспитания граждан Российской Федерации до 2015 года. На этом
основании очень важное значение имеет помощь ребенку в формировании первичных
представлений о Родине.
Дошкольный возраст – это
период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских
качеств, развивается представление детей о человеке, обществе, культуре. В
детском саду ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции
своей социокультурной среды: местные историко-культурные, национальные,
географические, климатические особенности региона и страны.
Отсюда так важно обратить
внимание на возможность детей дошкольного возраста почувствовать
сопричастность, любовь к природным и культурным ценностям своей страны.
Знание истории своего
народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием и интересом
отнестись к истории и культуре других народов.
Объект работы: представления
дошкольников о родине.
Предмет работы: процесс
формирования представлений о Родине у детей 5-6 лет средствами проектной
деятельности.
Цель исследования – теоретически обосновать и начать
практическую апробацию проекта,
направленного на формирование представлений о Родине у детей 5-6 лет.
Исходя из поставленной
цели необходимо выделить следующие задачи:
1. Дать анализ проблемы формирования
представлений о Родине у старших дошкольников в современном дошкольном
образовании;
2. Уточнить особенности организации проектной
деятельности в работе с детьми 5-6 лет;
3. Описать работу по формированию
представлений о Родине у детей 5-6 лет средствами проектной деятельности;
4. Дать анализ результатов исследования и
подготовить рекомендации.
Методы исследования:
— теоретические (анализ,
синтез);
— практические
(диагностика, педагогическое проектирование).
Теоретическая основа
работы. Проблему развития представлений о родине у школьников рассматривали Ю.Е.
Антонов [3], Е.Б. Алтабаева [2], А.Л. Захарчук [10], В.В. Афанасьева и В.И. Мишанина [1] и другие исследователи. Практическая значимость
исследования заключается в том, что разработанный и апробированный проект может
быть введен в систему любой дошкольной организации.
Структура работы состоит
из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Заключение:
В ходе проведенной
теоретической работы была рассмотрена проблематика развития представлений
старших дошкольников о родине в современном дошкольном образовании. Было
выяснено, что представления о родине связаны непосредственно с развитием
гражданственности патриотизма.
При этом происходит апеллирование
к чувствам ребенка, задействуется эмоционально-чувственный компонент. В
методической литературе развитие представлений о родине у воспитанников
образовательной организации происходит в том числе через знакомство с природой
и национальной культурой. Отсюда можно сделать вывод о том, что в современном
образовании решение проблемы развития представлений о родине является
комплексным, на что мы и решили ориентироваться в своей практической работе.
Апеллирование к
чувственному компоненту позволило работать в направлении осознания ребенком
себя как части природы; воспитания уважительного отношения ко всем без
исключения видам вне зависимости от наших симпатий и антипатий; формирования
эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его
красоту и неповторимость; понимания взаимосвязи всего в природе; формирования у
детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между
собственными действиями и состоянием окружающей среды; усвоения азов
экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании
природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту (вместе с
родителями); формирования навыков экологически грамотного и безопасного
поведения в повседневной жизни.
В ходе практического
исследования первоначально была проведена диагностика развития сформированности
представлений о родине у детей 5-6 лет в детском саду.
Так, на основе
теоретического исследования, были разработаны диагностические направления, по
которым и проводилась соответствующая проверка:
— наличие знаний о
природе России (особенностях климата, растительности, многообразии деревьев,
цветов, трав) и о животном мире России (на примере Хабаровского края)
(многообразие животных, птиц, насекомых, особенности их жизни и значение для
малой родины);
— наличие знаний об
истории России (история возникновении города, его основателях, о коренном
населении, важных исторических событиях, происходивших в данном регионе,
исторических личностях, внесших вклад в развитие родного края);
— наличие знаний об
основных достопримечательностях и исторических местах России (о памятниках
архитектуры, музейных комплексах);
— наличие знаний о
символах России (о флаге, гербе города и области, их цветовой символике, о
значении каждого элемента на гербе).
Были подобраны
специальные диагностические задания, по которым оценивались все направления.
Результаты проведенной методики показали, что преимущественно в исследуемой
группе детей у детей низкие и средние представления о родине.
По критерию наличия
знаний об истории России (аналогично, на примере Хабаровского края) у детей
спрашивали об истории возникновения города, о населении, исторических событиях,
личностях и так далее. В данном вопросе была выявлена наибольшая
неосведомленность детей. Эти знания не являются специфическими, однако, до
детей в старшем дошкольном возрасте не доносились в системном виде.
По критерию наличия
знаний об основных достопримечательностях и исторических местах России были
выявлены определенные знания. Которые позволили свидетельствовать о частичном
понимании уникальности культурной составляющей Хабаровского края. Дети называли
памятники, музеи, которые им знакомы.
По критерию наличия
знаний о российской государственной символике дети показали низкие результаты
представлений. В частности, они не знали ничего о символике, но имели
представление о том, как выглядит флаг, герб.
В соответствии с
направлениями выделенных критериев проводилась и формирующая работа с
дошкольниками.
Тенденция к низкому
результату являлась основополагающей. Полученные результаты позволили
зафиксировать низкий уровень развития представлений о родине у детей 5-6 лет.
Далее был разработан долгосрочный
проект по развитию представлений о родине у детей 5-6 лет. Так, ежедневно было
предложено проводить тематические занятия, которые решали проблему того или
иного направления гражданско-патриотического или экологического сознания. Проект был направлен на развитие
представлений о малой Родине, развитие представлений о государственной
символике, на развитие представлений об истории родного государства, а также на
формирование представлений о культуре страны («Народы России и их традиции»,
«Достопримечательности страны»).
После внедрения и
проведения проекта было необходимо подтвердить эффективность выбранной
технологии в части развития представлений о родине у детей 5-6 лет на этапе
промежуточного наблюдения. Все показатели развития представлений о родине были
повышены, дети стали узнавать символику своей страны, некоторые
достопримечательности России, узнали о мире природы Хабаровского края. Они
стали более уверенными при работе, предполагающей усидчивость и проявление
интереса. Рекомендовано проведение итоговой диагностики после завершения работы
в рамках проекта.
Таким образом, задачи
данной работы решены. Цель работы достигнута.
Фрагмент текста работы:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДИНЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 1.1. Проблема развития представлений
старших дошкольников о родине в современном дошкольном образовании На сегодняшний день, с
учетом актуального обновления образовательной системы в дошкольном образовании развитие
дошкольников, в частности, познавательное развитие, становится приоритетным.
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
определяет несколько направлений развития ребенка дошкольного возраста. В
частности, образовательная деятельность «Познавательное развитие» ориентирована
на формирование представлений детей о родине, а также о социокультурных народных
ценностях, о традициях, о региональных компонентах.
Д.С. Лихачев в своем
исследовании обращал внимание на то, что воспитание любви к родине, культурным
особенностям и наследию, к родному городу, к языку – это очень важная задача
дошкольного образования. По мнению исследователя, воспитание этой любви
начинается еще с семьи. Все время масштабируясь, любовь к родному краю
переходит в любовь к родине, к историческому и культурному наследию [5].
Деятельность,
направленная на обогащение представлений о родине у воспитанников дошкольной
организации, рассматривается как основополагающая система по формированию патриотических
чувств. В частности, программа государственного уровня «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [26] принципиально обращает внимание на
совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан, в
котором содержатся мероприятия по формированию представлений и уважения к Родине.