Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формирование понятия «имя существительное» на уроках русского языка в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические
основы формирования понятий у младших школьников на уроках русского языка. 5
1.1. Предпосылки
формирования понятий у младших школьников. 5
1.2.Формирование понятия
«имя существительное» у младших школьников на уроках русского языка 9
1.3. Методические условия
формирования понятий у младших школьников на уроках русского языка 12
Глава 2. Описание
экспериментальной работы по формированию понятий у младших школьников на уроках
русского языка (на примере изучения имен существительных) 18
2.1. Диагностика
сформированности понятия «имя существительное» у младших школьников в 3 классе. 18
2.2. Система упражнений по
формированию понятия «имя существительное» у младших школьников на уроках
русского языка. 22
2.3. Результаты
педагогического эксперимента. 28
Заключение. 31
Список использованных
источников. 33
Введение:
Актуальность исследования. Требования к выпускникам
начальной школы меняются в федеральных и государственных образовательных
стандартах, которые предлагают не просто давать знания, а учить приобретать
знания, учить учиться.
Системно-деятельностный подход предполагает, что ребенок
прослеживает пути к знаниям, делает выводы, формирует понятия.
Обратите особое внимание на эту форму деятельности учащихся,
которая ориентирует ребенка на обобщение материала. На уроках русского языка
учителя вовлекают детей в различные формы деятельности, позволяя учащимся
развивать свои собственные языковые концепции.
Обращаясь к формированию языковых понятий у учащихся
начальной школы, имейте в виду, что речь идет не о запоминании словесного
определения или составлении правила, а о том, что понятие — это форма мышления
и знания, потому что существует только одно определение знания, даже если есть
необходимые примеры, которые подкрепляют, но и вообще не иллюстрируют
формирование концепции.
Условиями для овладения языковыми концептами являются:
интерес учащихся начальной школы к концептуальным знаниям, который будет
формироваться при сочетании содержания с духовно-психологической природой
учащихся; включение в содержание личностной психологии и наличие у учащихся
специфических сознательных структур, что определяется личностным мир,
следовательно, для каждого индивида содержание принимает свою специфическую
форму с добавлением элементов другого (того или иного) содержания; мышление
проходит стадии сознания, самосознания и человека.
Таким образом, в процессе овладения языковыми понятиями
знания и навыки преподавателей и студентов претерпели качественное изменение,
так что не только идеи индивидуального подхода, но и идеи включены в его
ценностную категорию. , которая имеет свою собственную осознанную цель и
занимает определенное место в мировоззрение.
Работы психологов и методистов, освещающие теоретические
основы формирования языковых концептов: Е. Д. Божович, Ю. М. Жукова, И. А.
Зимний, А. Е. Иванова, Т. А. Ладыженская, Е. Н. Пузанкова, Л. А.
Рождественский, Петровская и др. раскрывается сущность языковых понятий и
выдвигаются условия формирования языковых понятий. Однако они не решают
проблему формирования лингвистических понятий на элементарном уровне.
Методы преподавания русского языка изучались многими
лингвистами, психолингвистами и психологами: Бариновой Е.А., Бочарниковой М.А.,
Воителевой Т.М., Горецким В.Г., Рамзаевой Т.Г., Текучевым А.В. Преподавание
русского языка на основе современных методов, приемов и технологий учитывается
в учебном процессе. организация курса.
Система работы над темой «Имена существительные» (и другой
грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс,
предполагающий усвоение строго определенного порядка грамматических признаков и
обобщенных лексических значений данных частей речи, компонентов научно
обоснованных реляционных знаний, а также как постепенно усложняющиеся
упражнения, конечной целью которых является выработка навыков точного
употребления существительных и их правильного написания в речи.
Проблема исследования: каковы методические условия
формирования языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на
примере изучения имен существительных). Решение данной проблемы является целью
нашего исследования.
Объект исследования: процесс языкового образования на уроках
русского языка.
Предмет исследования: методические условия формирования
языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере
изучения имен существительных).
Цель исследования — формирование языковых понятий у младших
школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных).
Цель, объект и предмет исследования определяют следующие
задачи исследования:
1. Раскрыть предпосылки формирования языковых понятий у
младших школьников
2. Рассмотреть особенности формирования понятия «имя
существительное» у младших школьников на уроках русского языка.
3. Выявить методические условия формирования языковых
понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен
существительных).
4. Организовать и провести практическую работу по
формированию языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на
примере изучения имен существительных).
Заключение:
После теоретического анализа специальной литературы мы
установили, что:
При формировании языкового понятия, с одной стороны,
необходимо воспитывать у учащихся умение абстрагироваться от лексического
значения конкретного слова, синтезировать умение обобщать и грамматически, что
является характеристикой слова как языковой категории. , важно воспитывать у
учащихся глубокое понимание лексического значения слова, иначе применение
полученных грамматических знаний будет слишком узким, далеким от жизненной
фонетической практики и не может быть использовано непосредственно в коммуникативных
целях. На первый взгляд это положение может показаться противоречивым, но на
самом деле оно отражает характер речевого развития учащихся: от фактического
(ситуативного) владения словами в речи, от ограниченного понимания лексических
значений слов у учащихся возникает активное понимание лексических значений слов
Более глубокое (разностороннее) понимание, понимание взаимодействия слов и
грамматических значений в словах в конечном счете закладывает основу для
сознательного присвоения слова в речи.
Система работы над темой «Имена существительные» (и другой
грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс,
предполагающий усвоение строго определенного порядка грамматических признаков и
обобщенных лексических значений данных частей речи, компонентов научно
обоснованных реляционных знаний, а также по мере усложнения упражнений конечной
целью является развитие навыков точного употребления существительных и их
правильного написания в речи. Грамматические обозначения существительных: существительные
бывают мужского, женского или среднего рода, число и падеж меняются, могут быть
одушевленными или неодушевленными; в предложениях чаще употребляются как
подлежащее или дополнение, реже как сказуемое или положение; прилагательное
согласуется с существительное в роде, числе и падеже и согласуется с глаголом в
числе (глагол в прошедшем времени находится в роде и числе). Однако для
формирования грамматического понятия учащимся недостаточно осознать конкретное
значение слова — необходимо схватывание грамматических особенностей слова в
сочетании с осознанием смысла слова.
Основными методическими условиями, способствующими усвоению
грамматических понятий, являются: активная психологическая деятельность
учащихся, интерес учащихся к познанию нового, опора на свой речевой опыт,
систематичность знаний, целенаправленная работа по формированию у учащихся
языковых отношений к языковым единицам.
Далее нами была проведена экспериментальная работа,
направленная на формирование языкового понятия «существительные» у младших
классов русского языка. Эта работа проводится в два этапа (постановка и
формирование).
На детерминирующем этапе эксперимента в процессе определения
уровня сформированности языковой концепции «существительное» у учащихся
начальных и средних классов в классе русского языка 6 учащихся начальных
классов имеют высокие оценки, 8 учащихся начальных классов имеют средние оценки
и 8 учащихся имеют низкие оценки.
На втором этапе эксперимента с помощью различных методов
работы была разработана и продемонстрирована работа по формированию
«существительных» языковых понятий у младших классов русского языка. На всех
уроках должны использоваться задания, обучающие игры, развлекательные материалы
творческого характера исследования и анкетирования.
Поэтому по результатам экспериментальной работы делается
вывод о необходимости повышения уровня сформированности языкового понятия
«существительное» у младших классов русского языка.
На данный момент цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования понятий
у младших школьников на уроках русского языка 1.1. Предпосылки формирования понятий у младших
школьников Федеральные стандарты начального общего образования требуют
от учителей создания условий для эффективной реализации и освоения учащимися
программ начального общего образования. Формирование грамматических понятий
рассматривается не только как одна из проблем начальной школы русского языка
или как важнейшая проблема науки о лингвистической грамматической структуре, но
и представляет собой важную часть общей теории языка. По мнению известного
ученого Д. Н. Богоявленского, понятие представляет собой обобщение уже
обобщенного значения слов и предложений[1].
Определение понятий в науке также считается необходимым
этапом познавательного процесса. Если определяющая характеристика не найдена,
знания становятся фрагментарными и неоднозначными. Определения раскрывают
содержание понятий, объединяют знания вокруг существенного признака,
систематизируют их, приводят в систему. Ценность логических определений, таким
образом, заключается в том, что они могут объединить большие объемы информации
о конкретном явлении в единую формулу, приводя в систему знания младших школьников
об этих явлениях. Способность самостоятельно определить формулировку
определения после первоначальной аналитической работы указывает на то, что
студент понял определение[2].
В русском языке содержание учебной программы, сформированное
из первичных грамматических понятий, представляет собой логически построенную
систему. Систематическое сочетание теоретических и практических знаний и
навыков требуется при изучении этого раздела и даже на протяжении всего
изучения русского языка.
Как известно, понятие — это особая форма мышления,
отражающая существенные признаки и взаимосвязи предметов и явлений в окружающей
действительности. Грамматические понятия, как и любые другие понятия,
характеризуются обобщенными отражениями основных характеристик предметов и
явлений.
Особенность грамматического понятия — это особенность
языкового явления, то есть содержательная сторона понятия. Лингвистические
явления и лингвистические категории обладают более высокой степенью абстракции,
чем биологические и физические явления, и обычно используются в качестве
исходных материалов, когда характеристики конкретных явлений и объектов могут
быть систематизированы и обобщены.
Грамматические понятия — это прежде всего результат
абстрагирования и обобщения основных признаков, присущих словам,
словосочетаниям и предложениям[3].
В российской методике формирование грамматических понятий
разделено на следующие этапы: создание мотивации для формирования
грамматических понятий, анализ языкового материала для определения основных
признаков понятия, обобщение знаний о существенных признаках понятия. , научное
представление изучаемого понятие знания, конкретизация изучаемого понятия на
новом лингвистическом материале.
В процессе изучения русского языка учащиеся знакомятся с
языковыми понятиями в различных формах абстрактного мышления. При хорошо
развитом наглядно-образном мышлении учащиеся начальных классов сталкиваются с
определенными трудностями в усвоении языковых понятий, и, по мнению методистов
и учителей-практиков, этих трудностей можно избежать, моделируя языковые
явления. Однако следует отметить, что вы должны ознакомиться с различными
типами моделей и продемонстрировать модели, используемые для реализации моделирования,
прежде чем использовать их в таких учебных мероприятиях. [1] Матвеева, И. А.
Формирование грамматических понятий младшего школьника / И. А. Матвеева //
НАУКА: прошлое, настоящее, будущее : Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.
А. А. Сукиасян. — 2018. — С. 101-103. [2] Пианицына, О. А. Методика
формирования грамматического понятия «имя прилагательное» в начальной школе /
О. А. Пианицына // Человек и природа : сб. материалов студенческой науч.-практ.
конф. / Омский государственный педагогический университет. — 2019. — С.
151-153. [3] Семенченко, Н. С.
Формирование грамматических понятий обучающихся на ступени начального общего
образования / Н. С. Семенченко, Е. М. Потапова // Прогрессивные научные
исследования — основа современной инновационной системы : сб. ст. Междунар.
науч.-практ. конф. — 2020. — С. 215-217.