Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психолого-педагогическое образование

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 6

1.1 Сущность понятия «патриотическое воспитание» и «патриотизм» 6

1.2 Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста 12

1.3 Характеристика способов формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 14

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 23

2.1 Процедура и методики исследования 23

2.2 Анализ результатов исследования 26

2.3 Методические рекомендации по формированию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 42

Заключение 58

Список литературы 61

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема организации и осуществления патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность в современных условиях, что обусловлено повышением значимо-сти патриотизма как национальной идеи для государства, общества и каждого человека. Патриотизм выступает как политический и нравственный принцип, социально-нравственный императив, интегративное личностное качество, т.е. как целостный феномен, характеризующий симбиоз его социальных и индиви-дуальных аспектов.

Исследованиями о патриотизме, а также о формировании патриотических качеств занимались Е.Е. Казаева, Т.Т. Зубова, Т.Н. Антонова, Л.Л. Кондры-кинская, Е.П. Арнаутова, В.Г. Нечаева, Т.Н. Виноградова.

Необходимость целенаправленной работы по гражданско-патриотическому воспитанию подчеркивается в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», где отмечается, что воспитание патриотизма у российских граждан составляет основу консоли-дации общества и укрепления государства.

Закон РФ «Об образовании в РФ» определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание граждан-ственности и любви к Родине, что говорит о необходимости формирования патриотических качеств.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС) ставит следующие цели по патриотическому воспи-танию: формированию общей культуры личности детей, развития их социаль-ных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, ува-жительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине. Созданию условий для всесторонне личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развитию инициативы и творче-ских способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Большое количество работ содержат лишь общие харак-теристики патриотического воспитания, основывающиеся на определениях со-ветской педагогической теории и адаптированные к современным условиям. Зачастую в ней освещаются, лишь отдельные стороны патриотического воспи-тания детей в конкретных видах деятельности и нет строгой системы, отража-ющей всю полноту данного вопроса.

Из вышеизложенного вытекает проблема исследования, каковы способы формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Степень разработанности темы исследования. Проанализировав науч-ную литературу по данной теме, можно сказать, что проблемой патриотиче-ского воспитания детей дошкольного возраста занимались: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова, М.Ю. Новицкая, О.В. Толсти-кова, А.М. Виноградова, В.С. Мухина, Р.И. Жуковская, Т.С. Комарова, Е.Н. Бородина и др.

Объект исследования: патриотическое воспитание.

Предмет исследования: процесс формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической лите-ратуры и эмпирического исследования охарактеризовать процесс формирова-ния патриотизма детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность понятия «патриотическое воспитание» и «патриотизм».

2. Изучить психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

3. Рассмотреть характеристику способов формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

4. Представить процедуру и методики исследования.

5. Проанализировать результаты исследования.

6. Разработать методические рекомендации по формированию патри-отизма у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: патриотическое воспитание старших дошколь-ников успешно осуществляется за счет формирования патриотических качеств в таких формах, как: беседы; организация и проведение патриотических кон-курсов; посещение музеев; подготовка и проведение военно-спортивных игр; коллективные творческие дела; экскурсии, игровые тренинги, проведение праздников.

Методы исследования: теоретической анализ (научной литературы), обобщение, классификация, сравнение, систематизация; анкетирование, беседа, наблюдение, количественный и качественный методы обработки результатов.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенный анализ научных источников позволяет сделать вывод, что среди ученых нет единства относительно трактовки сущности патриотического воспитания. Однако большинство авторов едины во мнении о том, что патрио-тическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования различ-ных патриотических качеств личности.

Патриотическое воспитание – это обобщенное понятие, которое охваты-вает различные сферы организованного и целенаправленного воздействия на личность со стороны государства, народа, этнической группы, коллектива, се-мьи, педагога, отдельного человека. Патриотическое воспитание реализуется с целью создания условий и путей формирования патриотизма (любовь к родно-му, самоидентификация себя среди других народов мира, чувства любви и от-ветственности за судьбу родины и тому подобное) как интегративного качества личности, которое позволяет самоутверждаться социально, культурно, духов-но, информационно и эмоционально.

Изучив особенности организации патриотического воспитания важно от-метить, что необходимо как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать до-стойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать лю-бовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу фор-мировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлени-ям общественной жизни.

В целом в период старшего дошкольного возраста происходит интенсив-ное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети стремятся познать себя и других, разобраться в мотивах; выби-рают собственную линию поведения, оценивают свои поступки. Проявляется склонность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению и установлению причинно-следственных связей. Речь становится более грамот-ной, приобретает интонационный окрас, пополняется багаж обобщающих слов.

В настоящее время для патриотического воспитания детей старшего до-школьного возраста могут использоваться за счет формирования патриотиче-ских качеств в таких формах, как: беседы; организация и проведение патриоти-ческих конкурсов; посещение музеев; подготовка и проведение военно-спортивных игр; коллективные творческие дела; экскурсии, игровые тренинги, проведение праздников. Распространенные в настоящее время методы патрио-тического воспитания: проблемный, ИКТ, игровой, метод проектов.

На основе обозначенных теоретических положений было проведено эм-пирическое исследование. В исследовании приняли участие дошкольники старшего возраста в количестве 25 человек.

Целью эмпирического исследования являлась проверка гипотезы о том, что патриотическое воспитание дошкольников осуществляется педагогом за счет формирования патриотических качеств в таких формах, как: беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, воинами-интернационалистами; организация и проведение конкурсов; посещение музе-ев; подготовка и проведение военно-спортивных игр; коллективные творческие дела; экскурсии, игровые тренинги, проведение праздников.

Эмпирическое исследование включало 3 этапа: констатирующий, форми-рующий, контрольный.

На констатирующем этапе были использованы такие диагностические ме-тодики «Незаконченное предложение» Л.И. Царева, «Мое отношение к малой родине» И.П. Савенков, «Я – Патриот!» Н.В. Савельева был определен уро-вень патриотических качеств дошкольников. Критериями проявления патрио-тических качеств выступали: когнитивный критерий, эмоциональный и дея-тельностный.

Совокупность эмпирических данных, их анализ стали отправной точкой для реализации формирующего этап исследования. Формирующий этап вклю-чал проведение комплекса занятий по развитию патриотических чувств детей.

Контрольный этап включал проведение повторной диагностики и сравни-тельно-сопоставительный анализ достигнутых результатов. Вырос процент де-тей с высоким уровнем развития патриотических качеств и снизился процент детей с низким уровнем развития патриотических качеств. Педагогическая диа-гностика, выполненная по окончании реализации программы патриотического воспитания в условиях сада, показала, что результативность ее реализации имеет место в положительном изменении стремления дошкольников к выполне-нию патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.

Таким образом, данные, полученные в ходе исследования, позволяют су-дить о положительной динамике патриотических качеств детей дошкольного возраста.

В результате проведенного исследования поставленные задачи реализо-ваны, основные положения гипотезы подтверждены. Данная эмпирическая ра-бота не является исчерпывающей, поскольку проблема патриотического воспи-тания детей дошкольного возраста комплексная. Ее решение предполагает многоаспектный подход и разновекторный анализ в теории и практике образо-вания и может быть связано с дальнейшей разработкой методических материа-лов по указанной проблеме, с теоретической проработкой вопросов патриоти-ческого воспитания детей дошкольного возраста и реализацией мероприятий по разработанному перспективному плану.

Итак, цель, поставленная в работе, достигнута, а задачи решены. Гипоте-за подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

. Теоретические основы формирования патриотизма у детей старшего до-школьного возраста

1.1 Сущность понятия «патриотическое воспитание» и «патриотизм»

В настоящее время патриотизм считается самой важной ценностью, объ-единяющей в себе не только социальную, но и духовную, нравственную, куль-турную, историческую и другие составляющие

При рассмотрении проблемы развития патриотизма, И.Ф. Харламов определяет его как единую совокупность нравственных чувств и черт поведе-ния, в том числе любовь к Родине, активный труд на ее благо, уважение и умножение трудовых традиций народа, уважение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, желание укрепить честь и достоинство своей страны, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной ненависти, уважение обыча-ев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

На сегодняшний день патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики. Правовыми основами патриотиче-ского воспитания являются Закон РФ «Об образовании в Российской Федера-ции», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

В «Концепции патриотического воспитания граждан РФ» содержание патриотического воспитания представляется основой общего процесса нрав-ственного становления и развития личности [21, c.10].

Рассматривая проблему патриотического воспитания, О. А. Сабодаш определила суть патриотического воспитания в качестве развития чувств люб-ви к родному народу и уважения к остальным народам, гражданского самосо-знания через глубокое изучение духовного мира государства [23, с. 199].

А.С. Макаренко уделял особое внимание проблемам патриотического воспитания и сводил его сущность к развитию таких личностных качеств моло-дых людей, как качества свободы, мужества, целеустремленности, самоуваже-ния, гордости за свой народ, чести и др. [13, с. 240].

Известным советским педагогом В.А. Сухомлинским было рассмотрено патриотическое воспитание в качестве усовершенствования мировоззренческо-го сознания, участия детей в общественно полезных трудовых действиях, раз-вития чувства долга и ответственности за Родину, об этом указывается в работе Н.А. Селиверстовой [26, c.232].

В трудах А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, В.И. Лутовинова представ-лено такое определение: Патриотическое воспитание рассматривается в каче-стве воспитания главнейших духовных, нравственных, культурных, историче-ских ценностей, отображающих специфику становления и развития нашего об-щества и государства, национального самосознания, образа жизни, мировоз-зрения и судьбы россиян. Оно включает в себя: бескорыстную любовь и пре-данность Отечеству, гордость за принадлежность к великой нации, к ее дости-жениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и симво-лов, готовность к достойному и бескорыстному служению обществу и государ-ству [7, c.4].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы