Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формирование основ читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами текстов регионального содержания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕКСТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО
СОДЕРЖАНИЯ 8
1.1. Характеристика детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития. 8
1.2. Психолого-педагогические закономерности формирования
читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития. 16
1.3. Система формирования читательской грамотности у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 25
Выводы по первой главе. 45
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 47
2.1. Организация и методика исследования. 47
2.2. Реализация системы работы по формированию основ
читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития 52
2.3. Проверка эффективности проведенной работы.. 59
Выводы по второй главе. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 65
Введение:
Процесс осмысления
феномена чтения в конце ХХ – начале ХХI в. кардинально поменялся в силу самых
разных причин, повлекших за собой, выражаясь современным языком,
«переформатирование традиционного читателя», причем этот процесс коснулся не только
взрослых, но и детей. Априори, что приобщение к книжной культуре начитается в
раннем детском возрасте, большую роль в этом смысле призваны играть семья и
детский сад, что законодательно находит отражение в нормативных документах.
ФГОС дошкольного образования указывает на то, что главным критерием к
результатам освоения программы дошкольного образования являются целевые
ориентиры, которые не подлежат непосредственной оценке, что, несомненно,
правильно. В то же время эти целевые ориентиры выступают основанием
преемственности дошкольного и начального общего образования. Принцип
преемственности указывает на необходимость создания условий для непрерывного
образования, в частности, в аспекте формирования ранней читательской
грамотности у дошкольников [121,
с. 167].
Результаты исследований,
связанных с сегодняшним состоянием вокруг чтения, неоднозначны – «от
констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели
чтения в условиях информационного общества [118,
с. 4], до появления новых практик чтения, таких как «чтение с пеленок»,
чтение детских энциклопедий, чтение после просмотра визуальных продуктов [59,
с. 12] и др.
У детей с задержкой
психического развития формирование основ читательской грамотности затруднено в
силу специфики нарушений. Поэтому актуальность темы исследования обусловлена
необходимостью разработки системы работы по формированию основ читательской
грамотности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития.
Объект исследования ‒
процесс формирования основ читательской грамотности у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования ‒
специфика формирования основ читательской грамотности у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством текстов
регионального содержания.
Цель исследования состоит
в выявлении специфики формирования основ читательской грамотности у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством
текстов регионального содержания.
Гипотеза исследования
состоит в предположении о том, что для формирования у дошкольников с ЗПР основ
читательской грамотности необходимо соблюдать следующие условия:
‒ учет возрастных
особенностей и особенностей развития ребенка с ЗПР;
‒ организация ежедневных
чтений в свободной форме;
‒ создание книжных
уголков (в домашних условиях и в ДОУ);
‒ тщательный подбор
литературных произведений (разные жанры)
‒ беседы о книгах;
‒ вечера сказок, загадок;
‒ кукольные драматизации;
‒ сопровождение чтения
игровыми действиями, игровыми приемами;
‒ привлечение в процесс
формирования интереса к чтению родителей.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Описать
психолого-педагогические закономерности формирования читательской грамотности у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Рассмотреть система
формирования читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития
4. Провести
опытно-экспериментальную работу по формированию формирования основ читательской
грамотности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития.
Методы исследования:
– теоретические: анализ
педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования;
– практические:
эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), наблюдение.
Практическая
значимость исследования: выполнено комплексное системное
исследование организации работы по формированию основ читательской грамотности
у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
результаты исследования могут быть использованы в деятельности детского сада, а
также в научных разработках данной проблематики.
Структура работы обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В результате проведенного
исследования была достигнута цель данной работы ‒ выявлена специфика формирования
основ читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития посредством текстов регионального содержания.
Достижению поставленной
цели способствовало решение ряда задач:
1. Дана характеристика
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Дети с
ЗПР характеризуются ограниченностью представлений об окружающем мира,
недостаточным развитием памяти, мышления, внимания и пр. Они способны к
развитию, которое осуществляется замедленно, со многими отклонениями от нормы.
Однако оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные
изменения в психическую деятельность детей.
2. Описаны
психолого-педагогические закономерности формирования читательской грамотности у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Было
установлено, что читательская грамотность представляет собой умение творческого
чтения, умение вступать в диалог «автор-читатель», погружаться в атмосферу
произведения, умение понять язык художественного текста.
Способность к восприятию
и образному анализу художественного текста ‒ это важная предпосылка (основа)
читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития. Восприятие художественного текста, в частности,
регионального содержания, происходит через мысленное восприятие и чувственное
одновременно. Особенности восприятия литературных произведений дошкольниками с
ЗПР находятся в тесной связи и личным жизненным опытом детей.
3. Рассмотрена система
формирования читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития. Пришли к выводу, что в развитии восприятия
художественного произведения ребенком с ЗПР присутствует три стадии:
непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов героев;
понимание идейного содержания произведения; влияние художественной литературы
на личность читателя.
4. Проведена
опытно-экспериментальная работа по формированию формирования основ читательской
грамотности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития. На констатирующем этапе исследования
мы установили, что уровень сформированности основ читательской грамотности у требует создания условий для ими художественной литературы.
На
формирующем этапе с целью повышения уровня сформированности интереса к
художественной литературе нами была разработана система работы по
формированию основ читательской грамотности у детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития.
На контрольном этапе
исследование уровня сформированности основ читательской грамотности у детей с
ЗПР было проведено повторно, что позволило зафиксировать положительную динамику
в уровнях сформированности основ читательской грамотности, что свидетельствует
об эффективности проведенной на формирующем этапе работы.
5. Разработана и
апробирована система работы по формированию основ читательской грамотности у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. При
формировании у дошкольников с ЗПР основ читательской грамотности использовались
разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми:
выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение,
рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕКСТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ
1.1. Характеристика детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития В рамках данной работы
считаем целесообразным рассмотреть характеристику старших дошкольников с
задержкой психического развития (ЗПР), что позволит нам лучше понять
специфику формирования у них основ читательской грамотности.
Сегодня в геометрической
прогрессии растет количество детей, страдающих от различных нарушений в
развитии. Примерно 4,5% от всех детей, живущих в России, на сегодняшний день
являются лицами с ограниченными возможностями здоровья. Причинами этого
является ряд факторов, к которым относятся следующие: дестабилизация социума и
некоторых семей, наличие ненормальных условий для будущих матерей и их будущих
детей. Только у двух младенцев из десяти соответствуют норме показатели
психического и физического здоровья [95].
По причине различных
врожденных либо приобретенных поражений органов речи, зрения, слуха,
опорно-двигательного аппарата, либо вследствие недостаточного развития у детей
с нарушениями центральной нервной системы их развитие отклоняется от нормы.
Выделяют следующие категории детей с такими нарушениями в развитии (Рисунок 1):