Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формирование нравственных качеств личности обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования нравственных качеств личности обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности 7
1.1. Нравственное воспитание, понятие и сущностная характеристика 7
1.2. Особенности развития нравственных качеств личности в младшем школьном возрасте 14
1.3 Специфика организации внеурочной деятельности для становления нравственности обучающихся начальных классов 21
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности внеурочной деятельности в контексте формирования нравственных качеств детей младшего школьного возраста 30
2.1. Выявление уровня сформированности нравственных качеств личности младших школьников 30
2.2. Реализация комплекса мероприятий внеурочной деятельности по формированию нравственности детей младшего школьного возраста 41
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 54
Выводы по 2 главе 62
Заключение 64
Список литературы 68
Приложения 75
Введение:
Актуальность. В условиях глобализации экономики, интенсивного развития средств массовой коммуникации, преобразования социальных и политических структур появляется необходимость воспитания у подрастающего поколения планетарного сознания, основанного на толерантности, терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим. В современном обществе все более выраженными становятся проявления агрессивности, жестокости, эмоциональной ограниченности, эгоистичности, в связи с чем все большую актуальность приобретает проблема нравственного воспитания.
В настоящее время одной из актуальных задач является подготовка подрастающего поколения, способного к самостоятельной оценке происходящих событий, умеющего выстраивать собственную жизнедеятельность таким образом, чтобы соответствовать требованиям и нормам общества. Это тесно взаимосвязано с проблемой формирования устойчивых нравственных качеств личности, формируемых в ходе нравственного развития. В ходе образовательного процесса как раз и реализуется нравственное воспитание и развитие школьников.
В младшем школьном возрасте у детей наблюдается формирование нравственных представлений, более развитыми становятся привычки и навыки социально приемлемого поведения. В период младшего школьного возраста происходит развитие таких основополагающих ценностей, как честность, справедливость, дружба, патриотизм. У ребенка в условиях школьного воспитания начинается переосмысление чувств, переживаний, он начинает по-другому оценивать окружающих. Огромным потенциалом для формирования нравственных качеств личности обладает внеурочная деятельность, способствующая усвоению нравственных норм, ценностей через познание себя и окружающего мира.
А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером, М.И. Лисиной, Г.А. Урунтаевой, Д.Б. Элькониным подчеркивается ряд особенностей, являющихся основой для формирования нравственных качеств личности младших школьников: это открытость, восприимчивость к социальным воздействиям, чувствительность к миру взаимоотношений; развитие идентификации, эмпатии и рефлексии; развитие произвольности и разных форм общения со сверстниками и взрослыми.
В соответствии с духовно-нравственной концепцией, представляющей собой научно-методологическую основу реализации ФГОС НОО, осуществляется процесс формирования у детей младшего школьного возраста нравственных ценностей. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования нравственное воспитание основано на личностном развитии школьника посредством создания образа мира, ценностно-смысловых направлений и основы для морального выбора, соответствующего нравственным ценностям.
Однако решение задач нравственного воспитания в условиях внеурочной деятельности недостаточно исследовано. Актуальность исследования обусловлена противоречием между необходимостью воспитания нравственных качеств личности у детей младшего школьного возраста и недостаточным использованием потенциала внеурочной деятельности в рамках данного направления.
Проблема исследования: в чем проявляются особенности организации внеурочной деятельности для становления нравственности обучающихся начальных классов.
Всё вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Формирование нравственных качеств личности обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности».
Цель исследования: изучить особенности формирования нравственных качеств личности детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и реализовать комплекс мероприятий данного направления образования.
Объект исследования: внеурочная деятельность как средство формирования нравственности личности обучающихся начальных классов.
Предмет исследования: особенности развития нравственных качеств личности обучающихся начальной школы.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс формирования нравственных качеств личности во внеурочной деятельности будет более продуктивным, если соблюдаются следующие условия:
• Организован и реализован комплекс внеурочных занятий, который будет способствовать развитию у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к явлениям жизни и пониманию социального и личностного смысла нравственных качеств личности;
• Организована коллективная деятельность с обучающимися начальных классов, направленная на развитие нравственных качеств личности;
• Будут комплексно, систематично и последовательно применяться различные виды, методы и формы внеурочной деятельности с детьми младшего школьного возраста.
Исходя из гипотезы исследования, нами были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность нравственного воспитания в психолого-педагогических исследованиях.
2. Выявить особенности развития нравственных качеств личности в младшем школьном возрасте.
3. Изучить возможности внеурочной деятельности в формировании нравственных качеств личности обучающихся начальных классов.
4. На основании опытно-экспериментальной работы выявить эффективность внеурочной деятельности в контексте формирования нравственных качеств личности обучающихся начальных классов и дать анализ результатам исследования.
Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания. Изучением проблем содержания, методов и форм нравственного воспитания занимались Р.С. Буре, Л.С. Выготский, С.А. Козлова, В.Г. Нечаева, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, и др.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
– теоретические методы (анализ, синтез, обобщение);
– эмпирические методы (наблюдение, тестирование);
– методы количественной обработки данных (количественно-качественные методы обработки данных, интерпретационные методы, статистический анализ полученных данных).
База исследования: МАОУ СОШ № 44 г. Томска.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены педагогами в процессе нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Полученные результаты дополняют и углубляют существующие представления о нравственных качествах личности.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Заключение:
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил сформулировать следующие выводы.
Обобщая современные достижения педагогической и психологической науки и практики, следует отметить, что внеурочная деятельность является одним из наиболее эффективных средств формирования нравственных качеств личности обучающихся начальных классов через совместную деятельность, в ходе внеурочных мероприятий ученики моделируют новые модели нравственного поведения, учатся находить выход из трудных ситуаций, подчинять свои действия социальным нормам и правилам. В условиях школы происходит формирование у младших школьников таких нравственных качеств, как любовь к Родине, уважение к труду, коллективизм и гуманизм, дисциплинированность и культура поведения, волевые черты характера и положительные моральные качества личности в разных видах деятельности (учебной, продуктивной, общении). Опыт нравственных взаимоотношений формируется в условиях коллективных действий и переживаний. Посредством приобретения опыта позитивного отношения к базовым ценностям вырабатывается опыт нравственных взаимоотношений, развиваются важные личностные качества: сопереживание, взаимопонимание, доброжелательность, дружелюбие, и т.д.
Вторая глава исследования была посвящена организации и проведению опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных качеств личности у детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности.
На констатирующем этапе эксперимента путем систематизации методик были определены показатели оценки проявлений нравственных качеств личности – доброта и отзывчивость (уважительное отношение к старшим; дружелюбное отношение к сверстникам; милосердие; честность во взаимоотношениях); инициативность и творчество в труде (самостоятельность; бережное отношение к результатам труда; осознание значимости труда); самодисциплина (самообладание и сила воли; самоуважение, соблюдение правил культуры поведения; организованность и пунктуальность; требовательность к себе); долг и ответственность; бережливость; дисциплинированность; ответственное отношение к учебе; отношение к общественному труду; коллективизм и чувство товарищества; доброта и отзывчивость; честность и справедливость; простота и скромность; культурный уровень.
В рамках констатирующего этапа исследования выявлено, что в выборке присутствуют обучающиеся с недостаточным уровнем сформированности нравственных качеств личности, что послужило основой для проведения дальнейшей работы.
На формирующем этапе реализован комплекс мероприятий внеурочной деятельности по развитию нравственных качеств личности младших школьников и дана оценка их эффективности. В работе использовались следующие виды и формы работы с учениками: беседы, использование художественного слова, просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций; игровые задания и игры-тренинги; педагогические проблемные ситуации; постановка этюдов; работа в парах, подгруппами; дискуссии, конференции; творчески развивающие ситуации, участие в выставках, трудовых акциях, посещение музеев и т.д. В процессе совместной деятельности дети учились согласованности действий, пониманию и сопереживанию, у них формировались способности к восприятию добра и зла, благородства, справедливости, доброжелательности, взаимопомощи и дружелюбию, терпению, выдержке.
По результатам контрольного этапа исследования произошла положительная динамика в проявлениях нравственных качеств обучающихся. Качественный анализ параметров свидетельствует об отсутствии грубого и неуважительного отношения у младших школьников по отношению к старшим и сверстникам, все дети проявляют дружелюбие и отзывчивость, многие осуждают грубость, сочувствуют и помогают слабым, стараются не допускать проявлений обмана и лжи. Большинство обучающихся находят и выполняют полезные дела как в классе, так и в школе. Ученики осознают значимость труда, стараются бережно относиться к вещам общественного и личного пользования; у всех учеников выражена позитивная инициатива в труде. В классе отсутствуют учащиеся, склонные к нарушению общественно принятых норм и правил, все обучающиеся соблюдают правила культуры поведения, своевременно стараются выполнять начатые дела, требовательны по отношению к себе.
Также выявлен прирост показателей высокого уровня сформированности нравственных представлений у учеников, большинство из которых ориентированы на интересы и потребности других, зачастую демонстрируют отказ от собственных интересов в пользу других. У учеников данной категории выражены добросовестность, стремление к совершению нравственных поступков.
Кроме того, отмечается и прирост показателей нравственной воспитанности: ученики стали больше участвовать в коллективных делах класса, в различных мероприятиях, в трудовых рейдах, внимательнее относиться к соблюдению школьных норм и правил, стали более ответственными, трудолюбивыми, добросовестными. В классном коллективе более развитыми стали коллективизм и чувство товарищества, ученики стали в большей степени проявлять готовность к выполнению домашних заданий и поручений учителя и родителей. Все дети готовы нести ответственность за результаты своей деятельности, стремятся оказывать содействие другим ученикам. Дети стали чаще проявлять вежливое отношение друг к другу и к взрослым, меньше участвовать в конфликтных ситуациях, стремятся открыто высказывать собственное мнение перед любым коллективом. Значительно улучшился культурный уровень, школьники стараются следить за собственной речью, соблюдать правила общественного поведения. Наиболее сформированными нравственными качествами у младших школьников являются доброта и отзывчивость, бережливость, дисциплинированность, ответственность, трудолюбие, коллективизм, честность и справедливость.
Выбор содержания, форм и методов организации внеурочной деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей нравственной воспитанности обучающихся начальных классов.
Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее, и в последующем планируется проведение дальнейшей работы по изучению эффективности применения внеурочной деятельности в качестве средства воспитания нравственных качеств личности у младших школьников в условиях общеобразовательной организации. Особое внимание будет уделяться приобретению школьниками опыта общения с окружающими; практике освоения обучающимися способов сопереживания, доброжелательности, помощи и заботы как позитивного жизненного опыта.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты формирования нравственных качеств личности обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности
1.1. Нравственное воспитание, понятие и сущностная характеристика
Проблема нравственного воспитания занимает значительное место в научных исследованиях Р.С. Буре [3, 4], Л. С. Выготского [8], и других. В работах C.А. Козловой [22], Д.Б. Эльконина [63] подчеркивается необходимость развития у детей умения управлять собственным поведением в соответствии с имеющимися нравственными знаниями и представлениями о нормах и правилах поведения.
В настоящее время ученые (Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович, А.Я. Данилюк, К.В. Зелинский и др.), исследующие проблемы нравственного воспитания, в качестве основ воспитания рассматривают воспитание любви к своей Родине, эмоционально-положительного толерантного и гуманного отношения к людям разных национальностей, восприятие нравственно-волевых качеств, формирование основ культуры общения и поведения.
На современном этапе проблемами нравственного воспитания занимаются ученые разных направлений наук: педагоги, психологи, философы. Однако, несмотря на огромное количество работ, посвященных данной проблематике, так и не существует единый подход к определению «нравственного воспитания», в связи с чем необходимо первоначально обратиться к анализу понятия нравственность.
Во многих источниках понятие «нравственность» приравнено к понятию «мораль». В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [15; 234]. У С.И. Ожегова «Нравственность – это внутренние, духовные качества, этические нормы, правила поведения» [44].
В Педагогической энциклопедии нравственность рассматривается как сложная, многоуровневая система, комбинирующая следующие качества: разум, волю, чувства. Под «нравственностью» следует понимать внутреннюю потребность индивида следовать в соответствии с принятыми в социуме моральными принципами и этическими нормами. Это система моральных убеждений, принятых в обществе и усвоенных человеком [55, с. 885].
По мнению В.А. Сластенина нравственность представляет собой личностную характеристику, представленную совокупностью качеств: добротой, честностью, порядочностью, правдивостью, справедливостью, трудолюбием, дисциплинированностью, которые выступают в качестве регуляторов поведения индивида [49; 215].
Еще В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [52, с.194].
Л.А. Григоровичем «нравственность» определяется как «личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [13; 104]. Процесс воспитания, определяемый как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду», по самому своему определению предполагает приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям [29; 87].
По мнению С. Герасимова, нравственность представляет собой такую личностную характеристику, которая объединяет многие качества и свойства, среди которых доброта, порядочность, дисциплинированность и коллективизм [11].
А. Я. Данилюк указывал, что нравственность содержит в себе отношение к Родине, отношение к труду, к обществу и к себе. Нравственное воспитание можно охарактеризовать как процесс целенаправленного и систематического влияния на сознание, чувства и поведение личности с тем, чтобы сформировать у человека соответствующие требованиям общественной морали нравственные качества [16].
«Нравственные представления» – это, как отмечает С.И. Божович, представления о таких качествах человека, которые помогают человеку действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом и включающих в себя знания о нормах и правилах поведения в социуме, о моральных качествах человека, в последующем влияющих на формирование нравственных оценок и мотивов поведения [2, с. 39].
Понятие «Нравственное воспитание» охватывает все стороны жизни и деятельности человека. Процесс нравственного воспитания представляет собой двустороннее взаимодействие педагога с детьми и усвоением ими определенных нравственных, этических норм, с последующим формированием морального сознания личности, развитием нравственных чувств и приобретение привычек нравственного поведения. Нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества, это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения.
Т.И. Пониманская в качестве нравственного воспитания определяет взаимодействие ребенка и взрослого, имеющего целью воспитание нравственных чувств и качеств, моральных норм и правил, нравственных мотивов и навыков поведения [46].
Р.С. Буре в качестве нравственного воспитания рассматривает целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм [3]. Р.С. Буре [4], А.Н. Леонтьевым [34], отмечается важность «приобретения ребенком собственного значимого для него опыта поступков, которые соответствуют моральным нормам общества». К.Д. Ушинский полагал, что нравственное воспитание должно быть органично взаимосвязано с умственным и трудовым воспитанием [56].