Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формирование навыков самоконтроля у учащихся вторых классов в ходе выполнения домашних заданий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретические аспекты самоконтроля как элемента учебной деятельности в
младшей школе. 5
1.1. Формирование рефлексивных УУД в образовательном
процессе начальной школы 5
1.2. Методика формирования рефлексивных УУД и
самоконтроля. 12
1.3. Роль самоконтроля учащихся в повышении качества
выполнения домашних заданий 23
Глава
2. Экспериментальное выявление навыков самоконтроля у второклассников в
процессе выполнения домашних заданий. 31
2.1. Цель, задачи и методы исследования. 31
2.2. Диагностический комплекс изучения педагогических
условий организации по формированию самоконтроля второклассников. 33
Глава
3. Проект формирования навыков самоконтроля у второклассников в процессе
выполнения домашних заданий. 43
Введение:
Актуальность
исследования. Самоконтроль представляет собой важный компонент
любого вида деятельности человека, что очень важно при предупреждении возможных
или обнаружении уже совершенных ошибок. Это дает возможность оценивать
правильность своих действий, что особенно важно в учебной деятельности,
поскольку одним из отличий, успевающих и неуспевающих учащихся является наличие
навыков самоконтроля. В младшей школе данная проблема является еще более
острой, поскольку в этот период структура учения наполняется всеми
компонентами, вследствие чего происходит обобщение способов осуществления
отдельных систем учебных действий в целостное образование, которое способно
обеспечить так называемое «умение учиться». Неуспевающие школьники даже при
знании и понимании правила, в соответствии с которыми необходимо решать учебные
задачи, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в
определенной последовательности выполнять умственные операции, склонны к тому,
чтобы всегда ждать помощи от взрослого. И, если в условиях классной работы
ситуация выправляется коллективной учебной деятельностью, где все учебные
задачи так или иначе решаются сообща, то при выполнении домашней работы
проблема встает особенно остро: подсказать и проконтролировать зачастую некому,
в то время как условия современной школы освобождают ученика от необходимости
контролировать и оценивать ход и результаты своей учебной деятельности. Это
лишает учащихся внутренней направляющей и мотивирующей основы.
Формирование навыков самоконтроля
означает, что структура учения при выполнении домашних заданий наполняется
всеми компонентами учебной деятельности, вследствие чего происходит обобщение
способов осуществления отдельных систем учебных действий в целостное
образование, обеспечивающее то, что принято называть «умением учиться».
Объект
исследования: процесс развития самоконтроля в учебной работе
младших школьников.
Предмет
исследования: процесс формирования самоконтроля у второклассников
при выполнении домашних заданий
Цель
исследования: определить эффективные психолого-педагогические
условия формирования самоконтроля у второклассников при выполнении домашних
заданий.
Задачи
исследования:
1) Определить понятия самоконтроля в
процессе учебной деятельности
2) Изучить особенности развития
навыков самоконтроля в процессе учебной деятельности
3) Дать характеристику
педагогической работы по формированию самоконтроля в процессе выполнения
домашних заданий.
4) Оценить уровень самоконтроля учащихся
при выполнении домашних заданий.
5) Разработать проект формирования
навыков самоконтроля у второклассников в процессе выполнения домашних заданий.
Заключение:
Анализ научной литературы
по проблеме позволяет определить самоконтроль как одну из высших форм
саморегуляции. Исследователями охарактеризована суть самоконтроля в ходе
учения, его цель, функции, виды, объекты, направления и структура. Определяем
самоконтроль как структурный компонент учения, что составляет систему
практических и умственных действий, которые осуществляет школьник с целью
проверки правильности употребления определенного способа действия (состава,
полноты и последовательности соответствующих операций). Высокая
результативность формирования навыка самоконтроля у учащихся достигается в
результате применения таких способов обучения, как технология развития
критического мышления, сингапурская методика обучения, беседа, фронтальная,
взаимная и индивидуальная проверка выполненного задания, решение и составление
взаимообратных задач, решение задач разными способами и решение специально
подобранных заданий. По этой причине обучению самоконтролю важно занять должное
место при объяснении нового материала и его закреплении, что будет сообщать
процессу формирования знаний, умений и навыков высокую эффективность, делать
его осознанным, прочным, безошибочным.
На основании изученной
литературы, мы сделали вывод о том, что формирование навыков самоконтроля у
младших школьников очень важно в современной школе и что целесообразно начинать
данную работу уже с первого класса. Однако требования, выдвигаемые относительно
неё очень тяжело соблюдать при работе с младшим школьным возрастом: у них ещё
не сформированы эти умения.
Домашняя учебная работа
по формированию навыков самоконтроля является неотъемлемой частью
учебно-воспитательного процесса начальной школы, так как непосредственно в
данный возрастной период происходит закладка фундамента формирующейся личности
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические аспекты самоконтроля как элемента учебной деятельности в младшей
школе 1.1.
Формирование рефлексивных УУД в образовательном процессе начальной школы
В ФГОС НОО значительное
внимание уделяется проблеме формирования универсальных учебных действий (УУД),
достижению обучающимися личностных и метапредметных результатов, что в целом и
определяет специфику образовательного процесса, в ходе которого ученики не
столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать
решения и т.д. Универсальные учебные действия представляют собой действия
обучающегося в процессе учения, которые распространяются на все учебные
предметы в образовательном учреждении. УУД учащихся формируются в процессе
конструктивного, позитивного взаимодействия между педагогом и учащимся.
Одним из видов
универсальных учебных действий учащихся являются регулятивные УУД. А. А.
Леонтьев трактовал понятие следующим образом: «Регулятивные УУД – это
самоуправление познавательной и учебной деятельностью, и именно они
обеспечивают умение организовывать любую деятельность человека» [17]. Для
успешного существования в современном обществе человек должен обладать
регулятивными действиями, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать
свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации [17]. Т. В. Василенко пояснила
понятие «регулятивные действия», как целесообразование, планирование, контроль,
коррекция, оценка, прогнозирование, саморегуляция [5].
В ФГОС НОО действия
самоконтроля и рефлексии относятся к регулятивным универсальным учебным
действиям.
Рефлексия — одновременно
способ и механизм выхода психики за некие пределы, что обуславливает гибкость и
приспосабливаемость личности. Рефлексивные способности означают умение
осуществлять реконструкцию и анализ схемы построения как собственной мысли
индивида, так и мысли другого человека, а также умение выделять в этой схеме ее
структуру для дальнейшей объективации и проработки в соответствии поставленным
целям. Рефлексия отождествляется с психической реальностью, являясь
одновременно процессом представления психике собственного содержания,
состоянием осознания и уникальным, присущим человеку свойством [20, 44].
Большинство ученых рассматривают педагогическую
рефлексию как навык, позволяющий не только контролировать направленность
внимания, но и осознавать собственные мысли, чувства и эмоциональное состояние.
Рефлексия – это любые намерения личности, направленные на самоанализ,
самопознание, самооценку, что может проявляться в оценке своих поступков,
мыслей и событий [10].