Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему формирование логического универсального действия сравнения у младших школьников при изучении состава слова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ СРАВНЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 7
1.1. Сущность универсальных учебных действий и их виды.. 7
1.2. Логическое универсальное учебное действие сравнения:
сущность, содержание, условия, этапы формирования. 11
1.3. Возрастные особенности учебной деятельности младших
школьников, их учет при формировании логического универсального учебного
действия сравнения 20
Выводы по первой главе. 28
ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОСТАВА СЛОВА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 30
2.1. Лингвистические основы методики изучения состава
слова. 30
2.2. Анализ современных научно-методических подходов к
развитию логического универсального учебного действия сравнения при изучении
состава слова. 35
2.3. Анализ вариативных учебно-методических комплектов по
русскому языку с точки зрения их потенциала в развитии логического
универсального учебного действия сравнения при изучении состава слова. 44
Выводы по второй главе. 54
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ СРАВНЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА 56
3.1. Задачи, организация и методика экспериментального
исследования. 56
3.2. Изучение уровня сформированности логического
универсального учебного действия сравнения у младших школьников. 58
3.3. Разработка и реализация комплекса методических
мероприятий по формированию логического универсального учебного действия
сравнения у младших школьников при изучении состава слова. 61
3.4. Проверка эффективности экспериментальной методики
формирования логического универсального учебного действия сравнения при
изучении состава слова. 73
Выводы по третьей главе. 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 80
Приложение 1 88
Введение:
Актуальность темы
исследования. Современная система образования
предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных
технологий ту, которая позволит по-новому взглянуть на привычные вещи, поможет
вооружить обучающихся не только знаниями, но и умениями, развить их познавательную
самостоятельность. Федеральные государственные образовательные стандарты
(ФГОС), отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у
обучающегося личностных качеств созидателя и творца. Главной задачей ФГОС
заявлена конкретизация требований к обучающимся. Радикальные изменения
происходят, в том числе, и в технологиях обучения (переход от объяснительных к
деятельностным), и в изменении оценки результатов обучения (оценка не только
предметных УУД, но и метапредметных и личностных результатов).
Федеральные
государственные образовательные стандарты (ФГОС) определили изменение целей
образования, характера учебной деятельности, выведя на первый план развитие
личности ученика – личности, умеющей самостоятельно делать свой выбор в мире
мыслей, чувств, ценностей и отвечать за этот выбор, результативно мыслить и
работать с информацией в современном мире.
Для осуществления этой
цели необходимо формирование у школьников универсальных учебных действий (УУД),
в частности, логического универсального действия сравнения, позволяющего им
получать знания, ставить и решать задачи и проблемы, применять полученные
знания и умения в новой, незнакомой ситуации – как в стенах школы, так и за ее
пределами.
Изучением универсальных
учебных действий, их классификацией, формированием, активизацией занимаются
А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарский, С.Г. Воровщиков и др.
Немного существует специальных исследований, посвященных организации процесса
обучения в рамках формирования УУД (А.Г. Асмолов, З.И. Дмитренко, Ю.А. Кузьминых
и др.), недостаточно разработаны вопросы формирования логического
универсального действия сравнения у младших школьников при изучении состава
слова.
Актуальность проблемы формирования
логического универсального действия сравнения у младших школьников при изучении
состава слова социально обусловлена изменениями в научной и производственной
сферах, которые вызывают необходимость изменений в обучении подрастающего
поколения. Также актуальность данной работы связана с поиском эффективных форм
и способов образования и воспитания подрастающего поколения.
Противоречие исследования
состоит в том, что несмотря на значительную разработанность вопроса
формирования у младших школьников универсальных учебных действий, формирования
логического универсального действия сравнения у младших школьников при изучении
состава слова остается не до конца разработанным.
Проблема исследования:
какова специфика формирования логического универсального действия сравнения у
младших школьников при изучении состава слова?
Объект исследования
– процесс изучения в начальной школе состава слова.
Предмет исследования
– формирование логического универсального действия сравнения у младших
школьников при изучении состава слова.
Цель исследования
– выявить особенности формирования логического универсального действия
сравнения у младших школьников при изучении состава слова.
Гипотеза исследования
состоит в предположении о том, что использование приемов наблюдения,
размышления, моделирования способствует формированию у учащихся логического
универсального действия сравнения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть
теоретические основы формирования логического универсального учебного действия
сравнения у младших школьников.
2. Определить
научно-методические основы изучения состава слова в начальной школе.
3. Провести
экспериментальное исследование проблемы формирования логического универсального
учебного действия сравнения у младших школьников при изучении состава слова.
Методы исследования:
1) теоретические:
теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия,
моделирование;
2) эмпирические: изучение
результатов деятельности детей; наблюдение; педагогический эксперимент.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что собранный нами материал и полученные результаты
исследования можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; в
разработанном комплексе методических мероприятий по формированию логического
универсального учебного действия сравнения у младших школьников при изучении
состава слова и возможности его использования учителем начальных классов в
работе с учащимися.
Экспериментальная база
исследования: Структура исследования
обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех
глав, заключения, списка использованной литературы и одного приложения.
Заключение:
В результате проведенного
исследования была достигнута цель данного исследования: выявлена специфика
формирования логического универсального действия сравнения у младших школьников
на уроках русского языка.
Было установлено, что действие сравнения представляет собой операцию
выявления признаков сходства и различия между различными объектами, которыми
могут быть как предметы и явления материального мира, так и различные
абстракции.
Анализ теоретических и
методических основ изучения состава слова в начальной школе показал, что
овладение учащимися обучение морфемному составу слова и формирование
логического универсального действия сравнения – это одни из важнейших задач
курса русского языка в начальной школе. Считаем, что решить данную задачу
позволяет использовать приемов наблюдения, размышления, моделирования.
Проведенное исследование
позволило экспериментально подтвердить эффективность данных приемов при
формировании логического универсального действия сравнения в процессе изучения
состава слов в начальных классах общеобразовательной школы.
Полученные нами
результаты исследования имеют свою практическую значимость, поскольку могут
быть использованы в работе учителя начальных классов в процессе обучения учащихся
составу слова с целью формирования у них логического универсального действия
сравнения.
Таким образом, цель
исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ СРАВНЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность
универсальных учебных действий и их виды Развитие
личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование
универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой
образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными
учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность
самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая
организацию усвоения учебного материала, то есть умение учиться [1, с. 159].
Основной
целью современного начального школьного образования является формирование у
детей основ умения учиться [21, с. 16]. Универсальные учебные действия обеспечивают учащемуся
возможность самостоятельно определять учебную цель, проектировать пути ее
реализации, находить и использовать необходимые средства и способы ее
достижения, контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты,
сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Во взрослой жизни умение учиться
обеспечивает готовность человека к непрерывному образованию, высокую социальную
и профессиональную мобильность.
Процесс
формирования универсальных учебных действий строится с учетом теоретических
положений концепции системно-деятельностного подхода Л.С. Выготского, Д.Б.
Эльконина, П.Я. Гальперина [11].
Анализ
исследований и научных публикаций свидетельствует о том, что проблема
формирования универсальных учебных действий является важной для обновления
содержания образования. Вопросам формирования универсальных учебных действий
посвящены работы С. Трубачева, Р. Осадчук, Н. Пуришева, Т. Демидовой
и т.д. [34, с. 10].
Характерными
особенностями универсальных учебных действий являются: во-первых, их надпредметный
и метапредметный характер; во-вторых, направленность на обеспечение целостности
общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития
личности; в-третьих, является основой организации и регуляции учебной
деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания, что
обеспечивает поэтапное овладение учебным материалом и формирование
психологических способностей учащихся [21, с. 16].
Формирование
универсальных учебных действий в учебном процессе, в том числе и на уроках
иностранного языка, должно осуществляться с учетом специфики на предметном,
межпредметном и надпредметном уровнях [44, с. 114].