Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.. 8
1.1. Проблема формирования
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в научной
литературе. 8
1.2. Значение уроков литературного
чтения в формировании. 15
коммуникативных универсальных учебных действий у младших
школьников. 15
1.3. Педагогические условия
формирования коммуникативных. 19
универсальных учебных действий у младших школьников на
уроках литературного чтения 19
Выводы по 1 главе. 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.. 25
2.1. Изучение уровня сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников. 25
2.2. Организация работы по формированию коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного
чтения. 37
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.. 45
Выводы по 2 главе. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 57
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 61
Введение:
Актуальность исследования. Современная система образования достаточно
динамична, что обусловлено стремлением соответствовать социальному заказу
общества.
Федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения ориентирует преимущественно на
развитие универсальных учебных действий (УУД) обучающихся.
Одним из видов УУД, отвечающих за
способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил
общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях, а также за самостоятельную
организацию речевой деятельности в устной и письменной форме, являются
коммуникативные УУД.
Коммуникативные способности, навыки,
опыт конструктивного взаимодействия представляются основой для дальнейшего
интеллектуального роста ребенка в условиях современной школы. Коммуникативные
учебные действия действительно требуют формирования в процессе человеческого
общения, посредством обмена мнениями, ведения дискуссий и диалогов. Очень
важное место в формировании коммуникативных учебных действий занимают уроки
литературного чтения.
Организованные в форме диалога или
дискуссии, уроки позволяют прививать обучающимся уважение к мнению своего
собеседника; умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое
мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника.
На уроках литературного чтения основным
источником приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной
культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт
межличностного общения; опыт восприятия культуры.
Формирование коммуникативных УУД на
уроках литературного чтения позволяют развивать основные виды речевой
деятельности.
Это означает то, что введение
комплекса специально организованных уроков по литературному чтению способствует
развитию коммуникативных учебных действий, которые позволяют обучающимся
ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, оптимально
используя свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми.
Как правило, говорить о совершенстве
развития коммуникативных учебных действий младших школьников не приходится, что
позволяет считать приоритетным данное направление работы посредством формирования
навыков общения, расширения опыта конструктивного взаимодействия.
И уже в данном случае необходимо
понимать условия педагогического воздействия, и непосредственно отсюда проблеме
формирования коммуникативных УУД уделяется большое внимание в стандарте второго
поколения, и поэтому однозначно можно сказать о том, что проблема сегодня
является актуальной.
Заключение:
Формирование
коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения, это
обобщение опыта через практику и наблюдения. .Мы полагаем, что особое внимание
в программе развития УУД уделяется становлению коммуникативных универсальных
учебных действий, данный вид УУД имеет огромное значение в образовательном
процессе. Коммуникация обучающихся влияет в том числе и на учебную успешность.
Коммуникативные
УУД обучающихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс
эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни. Важным средством
достижения этой цели обучения являются уроки литературного чтения в начальной
школе.
Использование дидактических условий
для формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения имеет свое
преимущество: процесс сотрудничества подразумевает активное коммуникативное
взаимодействие в классе.
Формирование коммуникативных УУД в
курсе литературного чтения приводят к развитию основных видов речевой
деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи).
Тем самым введение комплекса
специально организованных упражнений в уроки литературного чтения способствует
получению устойчивых положительных результатов.
К коммуникативным УУД
относятся(слайд):
— планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций
участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов – инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера —
контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
— владение монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка.
Ситуация современного школьного
обучения требует от ученика активного решения новых сложных коммуникативных
задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по
поводу изучаемого материала.
Поэтому очень важно развивать у
ребёнка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет
предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником,
между одноклассниками. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация
являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники.
В опытно-экспериментальной
главе представлена апробация системы заданий по формированию коммуникативных
УУД обучающихся посредством реализации дидактических условий на уроках
литературного чтения, а также диагностики для выявления уровня сформированности
коммуникативных УУД.
Фрагмент текста работы:
1.1. Проблема формирования коммуникативных универсальных учебных
действий у младших школьников в научной литературе В настоящее время согласно требованиям ФГОС общего
образования ведущими планируемыми результатами обучения являются универсальные
учебные действия, которые способствуют формированию умений, навыков,
компетентностей, создают условия для развития и самореализации личности. Имея надпредметный
и метапредметный характер, универсальные учебные действия показывают свою
преемственность на всех ступенях образовательного процесса [22].
В состав универсальных учебных действий входят личностные,
регулятивные, познавательные и коммуникативные действия.
Личностные действия влияют на ценностно-смысловую ориентацию обучающихся,
ориентацию в социуме и межличностных отношениях. Организацию учебной
деятельности обеспечивают регулятивные действия, к которым относят
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (с целью сравнения
способа действия и результата с эталоном), коррекция (внесение необходимых
изменений), оценка (осознание учащимися того, что усвоено), саморегуляция [3, с. 74].
Познавательные универсальные действия включают в себя
общеучебные, логические, постановку и решение проблем. К общеучебным можно
отнести: выделение цели, поиск информации (при аудировании, чтении на
иностранном языке, проектной деятельности), структурирование знаний, построение
высказывание в устной и письменной форме (действия по выбору языковых средств),
рефлексия способов и условий действий, постановка проблемы, моделирование.
К логическим универсальным действиям относят анализ объектов
усвоения (языковых и речевых) с целью выделения признаков, синтез (составление
целого из частей), выбор критериев для сравнения, выведение следствий
(самостоятельный вывод правила), установление причинно-следственных связей (при
работе с иноязычным текстом), построение логической цепи рассуждений,
доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.
Однако особое внимание в процессе развития ребенка необходимо
уделять коммуникации, так как именно общение ребенка с родителями, учителями,
сверстниками способствует формированию регуляции деятельности. «Из оценок
окружающих и в первую очередь оценок близкого взрослого формируется
представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и
самоуважение, т.е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения» [16, с. 32].
Затруднения коммуникативного характера или несформированность
коммуникативных универсальных учебных действий, которые можно наблюдать в
начальной школе и об этом свидетельствуют исследования А. Ф. Ануфриева, Г. В.
Бурменской, И. В. Дубровиной, В. С. Казанской, Е. В. Коротаевой, А. Н.
Корневой, С. Н. Костроминой, Г. Ф. Кумариной, Р. В. Овчаровой, И. Н.
Садовниковой, А. Г. Самохваловой, А. В. Ястребовой, О. А. Яшновой и других,
влекут за собой не только трудности в усвоении учебного материала, но и в
личностном развитии ребёнка.
Продуктивное взаимодействие со взрослыми и сверстниками
обеспечивают коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД), содержание
которых представлено в работах А. Г. Асмолова [3].