Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи в процессе подвижных игр
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты формирования коммуникативных навыков у детей с общим
недоразвитием речи в процессе подвижных игр. 6
1.1
Характеристика общего недоразвития речи как сложного речевого расстройства 6
1.2
Специфика коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи 14
1.3 Подвижная
игра как средство развития детей с общим недоразвитием речи 19
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния подвижных
игр на формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи. 25
2.1 Организация и методики исследования уровня развития
коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи. 25
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов на констатирующем этапе исследования. 26
2.3 Содержание логопедической работы по формированию
коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи по средствам
подвижных игр 31
2.4 Оценка эффективности логопедической работы,
направленной на формирование коммуникативных навыков у детей с общим
недоразвитием речи с использованием подвижных игр. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 45
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..……50
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время наиболее актуальной
является проблема социально-коммуникативного развития детей, обозначенная
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Перед дошкольными образовательными организациями ставится задача по созданию
условий для развития общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и
сверстниками.
Без специального и целенаправленного обучения дошкольники с
общим недоразвитием речи (ОНР) не обладают необходимой речевой активностью, а
довербальные формы общения у них могут вообще не формироваться. По окончании
дошкольного периода дети данной категории с трудом осваивают средства речевого
общения вне зависимости от имеющегося словарного запаса и понимания обращенной
речи. Это связанно с тем, что у детей с ОНР наблюдается недостаточное развитие
потребностей социальной направленности. Все вышесказанное определяет
актуальность исследования.
Целью исследования является
теоретическое обоснование и апробация содержания логопедической работы по
формированию коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи
посредством подвижных игр.
Объект исследования: коммуникативные навыки детей с общим
недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности развития и формирование
коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи в процессе подвижных
игр в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: формированию и развитию коммуникативных
навыков у детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольной
образовательной организации будет способствовать организация целенаправленной
коррекционно-развивающей деятельности, содержание которой:
— учитывает исходный
уровень сформированности
коммуникативных
навыков дошкольников данной категории с применением соответствующего
диагностического инструментария;
— предполагает реализацию
содержания логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у
детей с общим недоразвитием речи посредством подвижных игр.
Для реализации цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы,
необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты формирования коммуникативных навыков
у детей с общим недоразвитием речи в процессе подвижных игр.
2. Выявить уровень развития
коммуникативных навыков у детей с
общим недоразвитием речи.
3. Апробировать содержание логопедической работы по
формированию коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи
посредством подвижных игр.
4. Выполнить оценку
эффективности логопедической работы, направленной на формирование
коммуникативных навыков у детей с
общим недоразвитием речи с использованием подвижных игр.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, А.Н.
Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой и др
Заключение:
Развитие коммуникативных
навыков у детей с общим недоразвитием речи представляет собой важную проблему,
востребованную как со стороны логопедов-практиков, так и в научном сообществе.
В рамках выполненной работы был рассмотрен такой аспект этой проблемы, как
использование средств подвижных игр в процессе формирования и развития
коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи.
По итогам выполнения
выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении
цели, что позволило теоретически обосновать и апробировать содержание
логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у детей с общим
недоразвитием речи посредством подвижных игр.
Для достижения
поставленной цели были решены следующие задачи:
— были изучены теоретические аспекты формирования
коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи в процессе подвижных
игр;
— был выявлен уровень развития
коммуникативных навыков у детей с
общим недоразвитием речи;
— было апробировано
содержание логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у
детей с общим недоразвитием речи посредством подвижных игр;
— была выполнена оценка
эффективности логопедической работы, направленной на формирование
коммуникативных навыков у детей с
общим недоразвитием речи с использованием подвижных игр.
Экспериментальное
исследование было проведено в три основных этапа:
— на констатирующем этапе
исследования была подобрана подходящая цели исследования выборка испытуемых
детей и соответствующая диагностическая методика; проведено исследование уровня
развития коммуникативных навыков у детей с ОНР и нормальным речевым развитием;
произведено сопоставление полученных данных;
— на формирующем этапе
исследования было составлено и апробировано содержание логопедической работы по
формированию коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи
посредством подвижных игр;
— на контрольном этапе
исследования была проведена повторная диагностика уровня развития
коммуникативных навыков; сделаны выводы об эффективности проведенной
логопедической работы; сделаны выводы о доказательстве гипотезы исследования.
Качественный и
количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу
исследования о том, что формированию
и развитию коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием
речи в
условиях дошкольной образовательной организации будет способствовать
организация целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности, содержание
которой:
— учитывает исходный
уровень сформированности
коммуникативных
навыков дошкольников данной категории с применением соответствующего
диагностического инструментария;
— предполагает реализацию
содержания логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у
детей с общим недоразвитием речи посредством подвижных игр.
Таким образом, цель
работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном
объеме.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты
формирования коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи в процессе
подвижных игр 1.1 Характеристика общего
недоразвития речи как сложного речевого расстройства Речь является сложной функциональной системой,
которая основывается на употреблении в ходе общения знаковой системы языка.
В качестве психофизиологической основы речи
выступает комплекс совместно действующих анализаторов, в основном речеслухового
и речедвигательного. Согласно точке зрения Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой,
Г.Р. Шашкиной [49], звукопроизношение является результатом
гармоничной работы всего речедвигательного аппарата.
Сформированное звукопроизношение является
итогом согласованной работы анализаторов (речедвигательного и речеслухового), в
рамках которой достаточно сформированный фонематический слух дает возможность
выработать четкую дикцию, т.е. тонкую дифференцированную работу, а также
подвижность органов артикуляции, которые гарантируют правильное воспроизведение
всех звуков.
Итогом анализа научных работ может стать вывод
о поэтапном зарождении и развитии звукопроизношения. Согласно точке зрения А.Н. Гвоздева [13], Р.Е. Левиной [25], А.Н. Леонтьева [26] и Т.Б. Филичевой [44], можно говорить
следующих периодах формирования речи детей:
— подготовительный период – от рождения до 1
года;
— преддошкольный период – первоначальное
овладение языком – от 1 года до 3-х лет;
— дошкольный период – от 3-х лет до 7 лет;
— школьный период – с 6-7 лет [5].