Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Начальное образование

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формирование коммуникативных навыков младших школьников средствами информационных и коммуникационных технологий

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 7

1.1. Психолого-педагогические
исследования проблемы формирования коммуникативных навыков у младших школьников. 7

1.2. Условия формирования
коммуникативных навыков младших школьников средствами информационных и
коммуникационных технологий. 13

1.3. Средства создания
информационно-образовательной среды с целью формирования коммуникативных
навыков младших школьников. 18

Выводы по первой главе. 29

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 31

2.1 Диагностика уровня
коммуникативных навыков младших школьников  31

2.2 Процесс формирования
коммуникативных навыков младших школьников средствами информационных и
коммуникационных технологий. 41

2.3 Динамика процесса формирования
коммуникативных навыков младших школьников. 50

Выводы по второй главе. 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 64

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Актуальность
темы исследования заключается в том,
что современное состояние общественной жизни требует от каждого индивида
высокий уровень профессионализма и таких качеств личности как предприимчивость,
способность ориентировать в различных ситуациях, быстро и точно принимать
правильные решения, которые не могут реализоваться без полноценной базовой
подготовки учащихся. Все это способствует тому, что от педагога требуется
организация учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы развитие
каждого ученика было не только интеллектуальным, но и способствовало
полноценному развитию коммуникативных навыков.

При этом
важным моментом является то, что увеличение проблемно-диалогической технологии
заставляет искать пути для поддержания у учащихся интереса к изучаемому
материалу, развитию активности на протяжении всего урока, воспитание
грамотности в речи и обучение благоприятному общению в коллективе по учебной
задаче. Для выполнения названной цели, необходимо искать новые эффективные
методы обучения и методические приемы, которые будут активизировать мысль
школьников и стимулировать их к монологическим высказываниям, получению новых
знаний при помощи общения, умению грамотно задавать вопросы и так же отвечать
на них.

Особое
место при этом занимает обучение детей младшего школьного возраста, который
характеризуется началом формирования постоянных интересов и склонностей ребенка
к какому-либо учебному предмету, отсутствием боязни общения и т.п. Именно
данный период является особенно важным для раскрытия и формирования коммуникативных
навыков.

Анализ научно-педагогической
литературы, отечественной и зарубежной практики исследований в области развития
коммуникативных навыков младших школьников средствами информационных и
коммуникационных технологий, позволил выявить противоречие – с одной стороны признание компьютерных технологий в
развитии коммуникативных навыков младших школьников, с другой – недостаточное
их применение на занятиях в начальной школе.

Преодоление данного противоречия
возможно посредством организации деятельности младших школьников на уроках с
использованием игровых компьютерных технологий обучения, направленных на
развитие коммуникативных навыков детей.

Объект
исследования: формирование коммуникативных навыков
младших школьников средствами информационных и коммуникационных технологий.

Предмет
исследования: информационно-коммуникационные
технологии.

Цель
исследования: формирование коммуникативных навыков
младших школьников с помощью средствам информационных и коммуникационных
технологий.

Задачи
исследования:

1. Изучить психолого-педагогические исследования
проблемы формирования коммуникативных навыков у младших школьников.

2. Охарактеризовать условия формирования
коммуникативных навыков младших школьников средствами информационных и
коммуникационных технологий.

3. Выявить средства создания
информационно-образовательной среды с целью формирование коммуникативных
навыков младших школьников.

4. Провести диагностику уровня
коммуникативных навыков младших школьников.

5. Организовать процесс формирования
коммуникативных навыков младших школьников средствами информационных и
коммуникационных технологий.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ

1.1.
Психолого-педагогические исследования проблемы формирования коммуникативных
навыков у младших школьников

Реализация
требований современной жизни поставила перед педагогикой задачу
целенаправленной подготовки детей к полноценному общению в различных сферах
жизнедеятельности, начиная с раннего возраста.

Высокую
значимость в процессе развития социально и культурно развитой личности имеет
полноценное и своевременное формирование у нее коммуникативных навыков.
Ориентируясь на обозначенные еще в Национальной доктрине образования РФ (2000
г.) ориентиры на историческую преемственность, сохранение и развитие
национальной культуры, М.И. Лисина справедливо видит ведущее значение овладения
навыками коммуникативной деятельности в решении задач социально-культурного
наследования [37].

В
психолого-педагогических исследованиях коммуникативная деятельность детей
рассматривается как основа их социализации, а задача формирования у детей
способности к коммуникации изучается в единстве информационно-коммуникативных,
регуляционно-коммуникативных, аффективно-коммуникативных навыков [15].

Коммуникативные
навыки обеспечивают человеку возможность вступать, поддерживать, завершать
общение. С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает
потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от
потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и
сотрудничеству [12].

Исследуя
феномен общения, ученые выделили три детерминированных компонента (Д.А. Ломакина, Е.А. Маркушевская):

— коммуникативный,
содержание которого составляет обмен информацией между общающимися;

— интерактивный,
реализуемый в организации взаимодействия в общении;

— перцептивный,
который отражает то, как именно воспринимают друг друга партнеры по общению [38].

С
точки зрения такого подхода, коммуникативная деятельность может быть
охарактеризована посредством таких параметров как: 1) потребность в общении; 2)
коммуникативная мотивация; 3) средства коммуникации; 4) рефлексия.

Характеризуя
коммуникативные навыки, целесообразно выделить несколько аспектов коммуникации,
которые определяют область применения данных действий [8].

Самая известная
трактовка понятия «коммуникация» – это взаимодействие субъектов, в процессе
которого не только происходит обмен информацией, но и устанавливаются
межличностные связи. Следовательно, коммуникативные навыки, используемые
участниками такого общения, направлены на учет
позиции собеседника либо партнера по коммуникации.

Для младшего
школьника овладение подобными коммуникативными навыками позволяет преодолеть
собственную эгоцентрическую позицию во взаимодействии с другими людьми
(соучениками, учителем). Эгоцентризм является не каким-то отклонением, а
обычным явлением для большинства младших школьников, как возрастной
особенности. Ребенок данного возраста лучше всего осознает только ту точку
зрения, которая совпадает с их собственной [48].

В условиях
социализации в группе сверстников, благодаря столкновению различных точек
зрения в совместных видах деятельности, препятствия к взаимопониманию в общении
преодолеваются.

В процессе
коммуникации принято выделять три основных компонента: вербальный, невербальный
и паравербальный.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ

1.1.
Психолого-педагогические исследования проблемы формирования коммуникативных
навыков у младших школьников

Реализация
требований современной жизни поставила перед педагогикой задачу
целенаправленной подготовки детей к полноценному общению в различных сферах
жизнедеятельности, начиная с раннего возраста.

Высокую
значимость в процессе развития социально и культурно развитой личности имеет
полноценное и своевременное формирование у нее коммуникативных навыков.
Ориентируясь на обозначенные еще в Национальной доктрине образования РФ (2000
г.) ориентиры на историческую преемственность, сохранение и развитие
национальной культуры, М.И. Лисина справедливо видит ведущее значение овладения
навыками коммуникативной деятельности в решении задач социально-культурного
наследования [37].

В
психолого-педагогических исследованиях коммуникативная деятельность детей
рассматривается как основа их социализации, а задача формирования у детей
способности к коммуникации изучается в единстве информационно-коммуникативных,
регуляционно-коммуникативных, аффективно-коммуникативных навыков [15].

Коммуникативные
навыки обеспечивают человеку возможность вступать, поддерживать, завершать
общение. С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает
потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от
потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и
сотрудничеству [12].

Исследуя
феномен общения, ученые выделили три детерминированных компонента (Д.А. Ломакина, Е.А. Маркушевская):

— коммуникативный,
содержание которого составляет обмен информацией между общающимися;

— интерактивный,
реализуемый в организации взаимодействия в общении;

— перцептивный,
который отражает то, как именно воспринимают друг друга партнеры по общению [38].

С
точки зрения такого подхода, коммуникативная деятельность может быть
охарактеризована посредством таких параметров как: 1) потребность в общении; 2)
коммуникативная мотивация; 3) средства коммуникации; 4) рефлексия.

Характеризуя
коммуникативные навыки, целесообразно выделить несколько аспектов коммуникации,
которые определяют область применения данных действий [8].

Самая известная
трактовка понятия «коммуникация» – это взаимодействие субъектов, в процессе
которого не только происходит обмен информацией, но и устанавливаются
межличностные связи. Следовательно, коммуникативные навыки, используемые
участниками такого общения, направлены на учет
позиции собеседника либо партнера по коммуникации.

Для младшего
школьника овладение подобными коммуникативными навыками позволяет преодолеть
собственную эгоцентрическую позицию во взаимодействии с другими людьми
(соучениками, учителем). Эгоцентризм является не каким-то отклонением, а
обычным явлением для большинства младших школьников, как возрастной
особенности. Ребенок данного возраста лучше всего осознает только ту точку
зрения, которая совпадает с их собственной [48].

В условиях
социализации в группе сверстников, благодаря столкновению различных точек
зрения в совместных видах деятельности, препятствия к взаимопониманию в общении
преодолеваются.

В процессе
коммуникации принято выделять три основных компонента: вербальный, невербальный
и паравербальный.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы