Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Гуманитарные науки Педагогика СПО

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формирование информационной компетентности у обучающихся организации СПО

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы
формирования информационной компетентности у обучающихся организации СПО.. 6

1.1. Информационная компетентность как
предмет теоретического анализа  6

1.2. Требования образовательных стандартов
организации СПО к информационной компетентности обучающихся. 14

1.3. Методы изучения информационной
компетентности обучающихся. 20

Глава 2. Проектирование и реализация
психолого-педагогических условий развития информационной компетентности
обучающихся в организации СПО.. 27

2.1. Исследование актуального состояния
информационной компетентности обучающихся экспериментальной группы. 27

2.2. Разработка программы развития
информационной компетентности обучающихся организации СПО.. 33

2.3. Результаты апробации программы
развития информационной компетентности обучающихся организации СПО.. 43

Заключение. 49

Список использованной литературы.. 52

  

Введение:

 

Актуальность исследования

В условиях развития современного общества
подготовка специалиста любого профиля непременно включает формирование информационной
компетентности, проявляющейся в готовности и способности специалиста использовать
средства и возможности современных информационных и коммуникационных технологий
в профессиональной деятельности с целью повышения её эффективности.

Профессиональная готовность будущих специалистов
среднего звена к активному и эффективному использованию средств информационных и
коммуникационных технологий приобретает особую актуальность, так как стратегия развития
общества напрямую связана с интенсификацией процесса внедрения прогрессивных технологий
во все сферы деятельности человека, об этом свидетельствуют следующие документы:
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» до 2025 года, «Стратегия
развития информационного общества в Российской Федерации» на период до 2016 года,
федеральная целевая программа «Электронная Россия», реализуемая в рамках приоритетного
национального проекта «Образование», Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об
образовании в Российской Федерации».

Одним из основных составляющих профессиональной
компетентности современного специалиста является информационная компетентность,
предполагающая умение работать с компьютерной техникой, использовать современное
программное обеспечение, предназначенное для решения профессиональных задач, способность
получать необходимую информацию с использованием сетевых технологий.

Кроме того, современный специалист должен
обладать определенными личными качествами, быть способным к самообразованию, чтобы
соответствовать уровню развития информационных технологий.

Эти требования, предъявляемые Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования
к подготовке специалиста среднего звена, должны быть реализованы и в процессе преподавания
дисциплин информационной направленности.

Перед преподавателем среднего
профессионального образования стоит проблема различного стартового уровня
знаний и умений обучающихся в области информационных технологий, часть из них
уже имеет опыт работы в различных областях информационных технологий и с
различными программными средствами, для другой части студентов обучение
необходимо начинать с понятий, определений, с привития элементарных умений
работы с техническими средствами. Для решения обозначенной проблемы следует построить
оптимальный курс обучения для студентов, направленный на формирование информационной
компетентности студентов, повышения учебной мотивации через использование информационных
технологий.

Информационную компетентность можно
рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную
информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее;
моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том
числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности с использованием средств
информационно-коммуникативных технологий.

Эти обстоятельства определяют необходимость
научного решения таких аспектов проблемы эффективности формирования информационной
компетентности будущих специалистов, как выбор методов, форм и средств обучения.

Таким образом, актуальность исследования
обуславливается противоречием между необходимостью формирования информационной компетентности
студентов в будущей профессиональной деятельности с одной стороны, и с другой стороны,
отсутствием методов, форм и средств обучения, обеспечивающих эффективную работу
по использованию средств информационных технологий в будущей профессиональной деятельности
специалистов среднего звена.

Между высокими требованиями потребителей
образовательных результатов к уровню информационной компетенции будущих квалифицированных
специалистов и низким уровнем ее сформированности в учреждениях среднего профессионального
образования.

Объект исследования: формирование информационной компетентности
у обучающихся организации СПО

Предмет исследования: методы формирования информационной компетентности
у обучающихся организации СПО

Цель исследования: разработать программу развития информационной
компетентности обучающихся организации СПО и проанализировать результаты.

Задачи исследования:

1. Изучить информационную
компетентность как предмет теоретического анализа

2. Рассмотреть требования
образовательных стандартов организации СПО к информационной компетентности обучающихся

3. Проанализировать
методы изучения информационной компетентности обучающихся

4. Исследовать актуальное
состояние информационной компетентности обучающихся экспериментальной группы

5. Разработать программу
развития информационной компетентности обучающихся организации СПО

6. Проанализировать
результаты апробации программы развития информационной компетентности обучающихся
организации СПО

Методы исследования: анализ научной литературы, педагогический
эксперимент, метод математической обработки данных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом. по результатам
нашего исследования были решены следующие задачи:

1. Изучена информационная
компетентность как предмет теоретического анализа

Компьютерная грамотность определяется
В.А. Хребтовым как умение работать на компьютере.

По мнению М.П. Лапчика, освоение компьютерной
грамотностью предполагает:

-освоение практических навыков обращения
с компьютером;

— знание основ программирования;

— представление о принципах действия и
устройств компьютера и его основных элементов;

— применение и обозначение роли компьютеров
в производстве и других областях деятельности человека.

2. Рассмотрены требования
образовательных стандартов организации СПО к информационной компетентности обучающихся.

информационная компетентность сочетает
в себе:

1) знание об информационных процессах
и информационных инструментах.

2) опыт применения информационных инструментов
(текстовый и графический редактор, электронная таблица, архиватор, интернет-браузер
и т.д.) на практике для получения знаний из информации.

3. Проанализированы
методы изучения информационной компетентности обучающихся.

К показателям информационной компетентности Е. Н. Бобонова
относит:

· — готовность к освоению доступа к большому объему информации
и ее аналитической обработке;

· — формирование и развитие творческих качеств личности;

· — высокий уровень коммуникативной культуры, культуры передачи
получения, хранения, отбора, представления информации;

· — готовность к освоению социального и научного опыта;

· — способность к рефлексии и саморефлексии.

4. Исследовано актуальное
состояние информационной компетентности обучающихся экспериментальной группы.

Для исследования нами
были выбраны студенты второго курса в количестве 15 человек.

Таким образом, по итогам
исследования, мы наблюдаем необходимость разработки программы развития информационной
компетентности обучающихся организации СПО.

5. Разработана программа
развития информационной компетентности обучающихся организации СПО

Программа «Формирования
ИКТ – компетентности обучающихся» составлена на основе требований государственного
образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы
образования, к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации
основной образовательной программы; а также рекомендаций.

Под ИКТ – компетентностью
понимается:

Использование
цифровых технологий в обучении.

Использование
инструментов коммуникаций и сетей для доступа к информации.

Умения работать
с информацией: обработка информации, получение и поиск информации, а также ее интерпретация.

Умение строить
проектную и исследовательскую деятельность с помощью ИКТ.

Этика работы
в информационно-коммуникационном пространстве (этикет).

Цель междисциплинарной программы: создание условий для формирования и
развития ИКТ-компетентности обучающихся на уровне среднего профессионального образования.

Задачи:

Формировать ИКТ-
компетентность обучающихся посредством консолидации возможностей всех без исключения
учебных предметов;

Способствовать
участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, способствующих закреплению
ИКТ-компетентности обучающихся;

Использовать
информационно-коммуникационную технологию при оценке сформированности универсальных
учебных действий;

Формировать навык
использования информационно-образовательной среды обучающимися и педагогами в урочной
и внеурочной деятельности.

В результате
изучения всех без исключения предметов
на уровне среднего профессионального образования должны формироваться навыки, необходимые
для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.

6. Проанализированы
результаты апробации программы развития информационной компетентности обучающихся
организации СПО

Таким образом, по итогам
исследования, мы выяснили, что большинство студентов имеют средний уровень состояния
информационной компетентности.

Таким образом, по итогам
исследования, мы наблюдаем актуальность использования программы развития информационной
компетентности обучающихся организации СПО.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования информационной
компетентности у обучающихся организации СПО

1.1. Информационная
компетентность как предмет теоретического анализа

Различные авторы определяют понятия
"информационная емкость" и "информационная грамотность"
неясно (О. Б. Зайцева, А. Л. Семенов, В. Л. Акуленко, М. Г. Дзугоева, Н.Ю.
Таирова, О. М. Толстых). В самом деле, информационная компетентность — это
комплексное качество личности, которое является результатом процесса отражения
отбора, усвоения, обработки, преобразования и генерации информации, становясь
особым видом предметно-специфических знаний, позволяющих разрабатывать,
принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных
сферах деятельности.

И имеет структуру, состоящую из
следующих компонентов:

1) когнитивная (отражает процесс
обработки информации на основе микро — когнитивного поведения, анализ
поступающей информации, формализация, сравнение, обобщение, синтез с
существующими базами знаний, разработка вариантов использования информации и
прогнозирование последствий реализации проблемно-ситуационных решений, генерация
и прогнозирование использования новой информации и ее взаимодействия с существующими
базами знаний, организация хранения и восстановления информации в
долговременной памяти);

2) ценностно-мотивационная или
гносеологическая (включающая создание условий, помогающих старшеклассникам
войти в мир ценностей, способствующих выбору важных ценностных ориентаций; характеризующая
степень мотивационного влечения людей, влияющих на отношение индивида к труду и
жизни в целом, выделяет четыре основных типа влечений — достижение, принадлежность
к группе, обладание властью, способностями и способностями);

3) технология-технология или
технология (отражающая понимание принципов работы, возможностей и ограничений
технических средств автоматического поиска и обработки информации; знание
различий в автоматизированном и автоматизированном исполнении информационных
процессов; по типу; понимание особенностей информационно-технологических
средств, используемых для поиска, обработки и хранения информации, а также выявления,
создания и прогнозирования возможных технических этапов обработки
информационных потоков; технические навыки и умения);

4) коммуникация (отражающая
применение знаний, понимания, языка (естественного, формального) и других видов
знаковых систем, технических средств коммуникации при передаче информации от
одного лица к другому посредством различных форм и методов коммуникации
(вербальной, невербальной).);

5) рефлексивный (представляет собой
саморегулирующийся личностью уровень собственного сознания, при котором важной
функцией сознания является самоуправление индивидом своего поведения, а при
расширении сознания — самореализация);

В самом деле, в работе Насыровой
информационные возможности содержат следующие элементы[7]:

1) мотивация, потребность и
заинтересованность в приобретении знаний, умений и навыков в области техники,
программного обеспечения и информации;

2) совокупность социальных, природных
и технологических знаний, отражающих систему современного информационного
общества;

3) знания, формирующие информационную
основу для поиска познавательной деятельности;

4) способы и действия, определяющие
основу функционирования поисковой познавательной деятельности;;

5) опыт поисковой деятельности в
области программно-технических ресурсов;

6) опыт работы в отделе органов
человека";

Кизик О. А. отмечая следующие
составляющие информационных возможностей[4]:

1) умение самостоятельно искать и
обрабатывать информацию, необходимую для качественного выполнения
профессиональных задач;

2) умение группировать деятельность и
сотрудничать с использованием современных коммуникационных технологий для
достижения важных профессиональных целей;

3) Подготовка к саморазвитию в
области информационных технологий, необходимых для непрерывного
профессионального развития и самореализации в профессиональной деятельности.

А. В. Хуторской относит к
информационной компетентности умения, связанные с информацией в учебных
предметах и областях образования, а также в окружающем мире. Имеет современные
носители информации(телевизор, диктофон, телефон, факс, компьютер, принтер,
модем и др.) и информационные технологии (аудио-видеозапись, электронная почта,
СМИ, интернет). Ищите, анализируйте и отбирайте необходимую информацию,
конвертируйте, сохраняйте и передавайте.

Под информационно-коммуникационными
возможностями И. А. Погодин понимает такую совокупность взаимосвязанных
личностных качеств (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которые
представляют собой качественную производственную деятельность и совокупность
видов деятельности в области использования современных
информационно-коммуникационных технологий.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы