Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формирование и развитие системы мониторинга как элемента внутренней системы оценки качества образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ МОНИТОРИНГА КАК
СОСТАВЛЯЮЩЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Основы и составляющие
обеспечения качества образования. 5
1.2. Мониторинг образовательных результатов: направления и
критерии. 8
1.3. Характеристика методов
мониторинга качества образования. 11
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ В.. 14
2.1 Характеристика учреждения образования ГБОУ СОШ №322. 14
2.2. Анализ принятой системы
мониторинга качества образования в СОШ №322 г. Санкт-Петербурга. 15
2.3. Предложения по развитию системы мониторинга качества
образования в. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Введение:
Актуальность темы работы. В связи с
принятием в 2012 году Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1],
обновлена законодательная база, которая определяет нормативы функционирования
всей системы российского образования, им же предусмотрены преобразования
системы образования, которые должны обеспечить новый уровень функционирования
системы образования.
Законом
«Об образовании в Российской Федерации» определены новые условия материального
обеспечения образовательных учреждений, которые требуют от руководства
учреждений совершенно новых подходов к управлению образовательными
учреждениями. Наиболее важными изменениями стала разработка стандарта
образования, который определяет содержательную основу образования. Развитие и
обновление законодательной базы образования, направление на повышение качества
обучения, введение стандартов, повышение требований к качеству обучения
свидетельствуют о важности вопросов образования в современной жизни.
Сегодня меняется характер
образования, изменились требования, предъявляемые к учащимся
общеобразовательных школ, что требует новых подходов как к самому обучению, так
и оценке его качества и методам обеспечения качества.
Следует отметить, что в
настоящее время современные практические приемы управления образованием в
литературе представлены недостаточно, что объясняется достаточно быстрыми
изменениями в сфере образования, постоянно меняющимися требованиями в рамках
происходящего реформирования сферы образования.
Объектом исследования является мониторинг, как элемент
внутренней оценки качества образования.
Предметом исследования в работе выступает процесс
мониторинга качества образования в ГБОУ СОШ №322 Фрунзенского района г. Санкт-
Петербурга.
Цель данной работы – разработка мероприятий по
совершенствованию процесса мониторинга качества образования в ГБОУ СОШ №322 Фрунзенского
района г. Санкт — Петербурга.
Для достижения этой цели в ходе работы будут решаться
следующие конкретные задачи:
1. Рассмотреть основы
и составляющие обеспечения качества образования
2. Изучить мониторинг образовательных результатов:
направления и критерии.
3. Охарактеризовать
методы мониторинга качества образования.
4. Привести
характеристику учреждения образования ГБОУ СОШ №322 г. Санкт-Петербурга.
5. Проанализировать принятую
систему мониторинга качества образования в ГБОУ СОШ №322.
6. Разработать
предложения по развитию системы мониторинга качества образования в ГБОУ СОШ
№322.
Методы исследования в работе: общенаучный метод,
аналитический метод, метод обобщений, графический и расчетный методы, анализ
литературных источников, анализ служебной документации, труды отечественных
авторов по теме исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении
литературных и законодательных источников
с целью анализа теоретических аспектов мониторинга как составляющей
управления качеством образования.
Практическая значимость исследования состоит в разработке
предложений по развитию мониторинга качества образования, применительно к
решению проблем, сложившимся в деятельности ГБОУ СОШ №322 Фрунзенского района
г.Санкт-Петербурга.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
В соответствии с поставленными в работе задачами, в первой
главе работы проведено теоретическое исследование организации мониторинга качества
образовательной деятельности, которое позволяет сделать выводы о том, что качество образования представляет
комплекс составляющих образовательного процесса, которые определяют практическое
формирование компетентностей обучающихся на основе установленных критерий и
показателей. Сегодня главным средством государственного регулирования качества
образования является Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования.
Постоянный сбор данных о наиболее важных характеристиках
качества образовательных результатов, их обработку, интерпретацию и анализ для
обеспечения полной и достоверной информацией о соответствии процессов и
результатов образования нормативным требованиям, о происходящих переменах и
прогнозах называют мониторингом.
Среди видов мониторинга выделяют: информационный,
диагностический, сравнительный и прогностический. Чаще всего, в образовании
проводится комплексный мониторинг, который сочетает все виды мониторинга в
разных пропорциях.
Среди моделей мониторинга выделяют: модель соответствия
нормам и стандартам, модель «вход-выход», модель «вход- процесс — выход»,
динамическая модель мониторинга.
При проведении мониторинга выделяют три основных этапа:
подготовительный — подготовка исследования; практический — сбор информации;
аналитический — обработка информации, ее анализ и интерпретация.
Во второй главе изучена система мониторинга качества
образовательной деятельности СОШ №22.
Изучение
деятельности СОШ №22 показало, что учреждение полностью укомплектована
педагогическими кадрами, имеющими профессиональное
педагогическое образование и опыт работы в школе.
Мониторинг
в Школе №22 осуществляется по следующим направлениям: проводится мониторинг
качества управления образовательным процессом, мониторинг качества условий
образовательного процесса, мониторинг качества реализации образовательного
процесса, мониторинг качества результатов образовательного процесса.
Мониторинг качества образования осуществляется посредством: системы
внутреннего контроля; общественной экспертизы качества образования; государственной
(итоговой) аттестации выпускников; мониторинга качества обучения.
В
работе рассмотрены составляющие внутреннего и диагностического независимого
мониторинга. Наиболее используемыми методами являются метод сравнения,
диагностика на входе и выходе.
Внутренний
школьный мониторинг оценки качества обучения в школе осуществляется в
нескольких направлениях: мониторинг качества обучения в каждом классе, в каждой
параллели, по каждому предмету, по результатам ЕГЭ и ОГЭ.
Анализ показал, что проводится разноплановая работа по
мониторингу, но сегодня она не имеет единой основы. Каждое методическое
объединение работает в своей сфере, нет единых показателей, к которым могли бы
сведены все результаты.
Отрицательным фактором мониторинга является отсутствие
полноценного анализа полученных результатов. Результаты обсуждаются локально в
рамках предмета, либо параллели. Отсутствуют обобщенные результаты, которые
давали бы общую картину качества образовательных результатов. Отсутствует
анализ взаимного влияния факторов.
По результатам анализа практики мониторинга для
совершенствования системы мониторинга предложен комплекс мероприятий.
Предложено
создание электронного банка результатов мониторинга
по всем предметам, который должен содержать мониторинг специфики предпрофильного
и
профильного обучения для всех
классов с 1-го по 11-й класс.
Электронный мониторинг
будет включать все классы с 1-го по 11-й в течение всего учебного года по всем
предметам непрерывно по мере прохождения учащимися основных изучаемых тем по
предметам, но система электронного мониторинга будет независима от текущего
контроля учителя, при этом будет учтена специфика преподавания различных
предметов по разным профилям школы.
Создание электронного мониторинга позволит иметь
аналитические данные в любой момент времени в любом разрезе: школы, класса,
учеников, как в цифровом, так и графическом виде. Кроме того, накопление
материалов мониторинга даст реальную картину происходящих изменений качества
образовательной деятельности.
Предложено
дополнить внутренний мониторинг школы мониторингом качества преподавания. Для
этого предлагается использовать экспертный метод, когда эксперт оценивает
работу учителя на уроке по тарифно-квалификационным характеристикам: обучение,
воспитание, социализация, использование различных приемов и средств обучения,
реализация образовательных программ и государственного образовательного
стандарта, соблюдение прав и свобод учащихся, обеспечение охраны здоровья.
Предлагается заполнение заранее подготовленной матрицы. Затем определяется
соответствие анкеты признакам профессиональной компетенции.
Предложено построение рейтинговой оценки качества
образовательной деятельности. По рейтинговой системе оценки качества могут быть
определены: общий и
предметный рейтинг ученика в классе; рейтинг класса на уровне школы; динамика
рейтингов ученика и каждого класса в течение учебного года; рейтинг первых
десяти учеников школы по конкретным учебным предметам.
Фрагмент текста работы:
I. Анализ теоретических аспектов мониторинга как
составляющей управления качеством
образования
1.1. Основы и составляющие обеспечения
качества образования Общей чертой изменений в системе образования на всех уровней
управления: федеральном, региональном, муниципальном, институциональном
является нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование
системы оценки качества для соответствия сегодняшним требованиям общества [14, c.32].
Формирование в России системы оценки качества образования происходит
во время внедрения новых образовательных стандартов и необходимости проводить оценку
их достижений в масштабах всей страны. Для этого необходимо решение задачи по
созданию системы получения объективной информации о результатах обучения в
соответствии с образовательными стандартами на уровне образовательного
учреждения [15, c.27].
Сегодня
государственная политика в сфере образования настраивает современную школу на
решение проблем по обеспечению нового качества образования, соответствующего
общественным запросам [15, c.28].
Целью
является формирование компетентностей личности, которая ориентирована на
постоянное саморазвитие, то есть «образование через всю жизнь». Это
основополагающая идея в федеральных государственных образовательных стандартах
нового поколения (далее – ФГОС). Успешность реализации образовательных
стандартов зависит от многих факторов, но в первую очередь – от того, насколько
существующие системы управления школой последовательно и целенаправленно могут обеспечить
управление качеством образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования [2] основного
общего образования [3], среднего общего образования [4], среднего профессионального
по 50 направлениям, высшего
образования
по 7 направлениям.
Функции
ФГОС:
— инструмент организации и организации системы образования,
— средство обеспечения единства и преемственности ступеней
образования,
— фактор регулирования взаимоотношений субъектов системы
образования,
— ориентир для создания современной инфраструктуры образования
— обеспечение права на полноценное образование,
— обеспечение единства образовательного пространства,
— обеспечение преемственности,
— критериально — оценочная,
— повышение объективности оценивания.
ФГОС включает требования:
— к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего
образования;
— к структуре
основной образовательной программы основного общего образования;
— к условиям
реализации основной образовательной программы основного общего
образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным
условиям [4].
Качество
образования — комплекс составляющих образовательного процесса, которые определяют практическое
формирование компетентностей обучающихся на основе установленных критерий и
показателей. ФГОС определяет минимальные и достаточные требования, отражающие
потребность и условия современного этапа общественного развития, кроме того,
они закрепляют позитивный опыт, накопленный в нашей стране и за рубежом в сфере
подготовки учащихся [18, c.44].
Установленные
государственные стандарты гибко ограничивают в рамках
обязательных требований по структуре, объемам,
содержанию и форме подготовку учащихся. Сегодня главным средством
государственного регулирования качества образования являются стандарты. Контроль
деятельности образовательного учреждения согласно требованиям, зафиксированным
в стандарте, осуществляется путем внутришкольной системы оценки качества
образования (ВСОКО), аккредитации и аттестации. Указанные требования являются
критериями для оценки деятельности образовательного учреждения, на их основе проводится
сравнительный анализ образовательных программ, а также оценка опыта развития
образования.