Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формирование геометрических понятий и развитие пространственного мышления через моделирующую деятельность
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования геометрических понятий и развития пространственного мышления через моделирующую деятельность 7
1.1 Особенности развития пространственного мышления младших школьников при изучении геометрического материала 7
1.2 Использование метода моделирования на уроках математики в начальной школе 14
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Изучение опыта работы по формированию геометрических понятий и развитию пространственного мышления через моделирующую деятельность 24
2.1 Результаты диагностики уровня сформированности геометрических понятий и развития пространственного мышления у четвероклассников 24
2.2 Комплекс мероприятий по формированию геометрических понятий и развитию пространственного мышления через моделирующую деятельность 36
Выводы по главе 2 56
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение
Введение:
Актуальность исследования. Проблема развития пространственного мышления у младших школьников – одна из фундаментальных проблем детской психологии. Она находит свое отражение в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов и педагогов. Проблемой развития мышления младшего школьника занимались психологи, такие как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. Методические вопросы, связанные с формированием и развитием пространственных представлений в процессе обучения элементам геометрии в начальной школе, рассматривались И.И. Аргинской, М.А. Бантовой, Н.Б. Истоминой, М.И. Моро, А.М. Пышкало, Л.Г. Петерсон и др.
В настоящее время учителям начальной школы предлагается ряд обновленных и новых программ по математике, оснащенных учебно-методическими комплектами. Однако, несмотря на то, что необходимость изучения геометрического материала в курсе математики начальных классов и формирования на его основе пространственных представлений и пространственного мышления младших школьников не представляется спорной ни в одной из сегодняшних методических систем обучения математике в начальных классах, структурный анализ содержания наиболее популярных сегодня учебных пособий по математике показывает крайне недостаточную содержательную разработанность этого вопроса в курсе математики начальных классов.
В ряду учебных дисциплин, составляющих в совокупности школьный курс математики, геометрия играет особую роль. Эта роль определяется и относительной сложностью геометрии по сравнению с другими предметами математического цикла, и большим значением этого предмета для изучения окружающего мира.
Геометрия, как учебный предмет, обладает уникальными возможностями для решения главной задачи общего математического образования – целостного развития и становления личности средствами математики.
Работа по развитию пространственных представлений школьников отвечает задаче гармоничного развития личности, способствует подготовке учащихся к творческой деятельности в различных областях науки и техники. Кроме того, овладение пространственными представлениями является необходимым условием и опорой усвоения учебного материала, развития у учащихся познавательных способностей.
В примерной программе начального общего образования существует два уровня изучения геометрического материала: базовый и повышенный объем геометрических фигур. В результате обучения геометрического материала учащиеся должны уметь: моделировать, изготавливать, распознавать и изображать геометрические фигуры. Всему этому способствует практическая деятельность и задания практического содержания на уроках математики.
Однако в курсе математики начальных классов содержится недостаточно геометрического материала для того, чтобы сформировать у учащихся правильное восприятие метрического пространства, которое окончательно должно сформироваться к концу начальной школы и продолжить формирование в 5-6 классах.
При ознакомлении с объемными геометрическими фигурами мы особенно выделяем проблему применения практической деятельности у детей.
Мы считаем, что в школе недостаточно внимания уделяется формированию у младших школьников геометрических представлений, поэтому многие знания оказываются формальными. А главной задачей учителя состоит в том, чтобы научить ребенка применять полученные знания на практике.
В связи с этим возникает проблема: Как формировать геометрические понятия и пространственное мышление у младших школьников? Решение данной проблемы определяет цель, задачи и предмет исследования.
Объект исследования: процесс формирования пространственного мышления и геометрических понятий.
Предмет исследования: моделирующая деятельность как средство формирования пространственного мышления и геометрических понятий у младших школьников.
Цель исследования: на основе анализа научно-методической литературы и эмпирических данных составить комплекс мероприятий по формированию геометрических понятий и развитию пространственного мышления через моделирующую деятельность.
Гипотеза исследования: предполагается, что у четвероклассников недостаточно развитое пространственное мышление и отмечаются сложности с использованием геометрических понятий, что актуализирует необходимость включения в педагогический процесс специального комплекса мероприятий, основанного на использовании приема моделирования.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Изучить особенности развития пространственного мышления младших школьников при изучении геометрического материала.
2. Рассмотреть использование метода моделирования на уроках математики в начальной школе.
3. Представить и проанализировать результаты диагностики уровня сформированности геометрических понятий и развития пространственного мышления у четвероклассников.
4. Составить комплекс мероприятий по формированию геометрических понятий и развитию пространственного мышления через моделирующую деятельность.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; констатирующий эксперимент; тестирование; качественный и количественный анализ эмпирических данных.
База исследования: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа». В качестве выборки выступили учащиеся 4 «А» класса.
Теоретическая значимость заключается в систематизации и обобщении научных представлений относительно развития пространственного мышления младших школьников при изучении геометрического материала; в уточнении методических позиций по вопросу использования метода моделирования на уроках математики в начальной школе.
Практическая значимость состоит в возможности использования комплекса мероприятий по формированию геометрических понятий и развитию пространственного мышления через моделирующую деятельность, представленного в работе, в педагогическом процессе начального звена.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком используемой литературы и приложением.
Заключение:
Геометрия – многогранное понятие. Если мы посмотрим вокруг себя, то обнаружим, что все, что окружает нас, имеет геометрическую форму. Многие люди испытывают страх перед математикой. Первые ассоциации, которые появляются рядом со словом «математика», это формулы, законы, расчеты и вычисления. Но мало кто видит в математике творчество. А именно творческий подход способствует рациональному усвоению знаний. Поэтому становится очевидно, что именно педагоги начального звена должны познакомить детей с математикой, как с творчеством.
Важно понимать, что с моделированием мы идем вместе на протяжении всей нашей жизни, ведь оно всегда предшествует тому или иному делу, за которое принимается человек. Моделирование – один из ключевых видов деятельности человека.
Работая в данном направлении, удастся:
— выяснить, как моделирование влияет на развитие человека;
— узнать, чему способствует использование метода моделирования в работе с детьми младшего школьного возраста;
— создать методические рекомендации по изготовлению моделей объемных тел;
— определить, на каком уровне в современной педагогической практике стоит вопрос использования моделирования в начальной школе;
— спроектировать основные пути использования полученных знаний в профессии.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило на основе анализа научно-методической литературы и эмпирических данных составить комплекс мероприятий по формированию геометрических понятий и развитию пространственного мышления через моделирующую деятельность.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— были изучены особенности развития пространственного мышления младших школьников при изучении геометрического материала;
— было рассмотрено использование метода моделирования на уроках математики в начальной школе;
— было представлены и проанализированы результаты диагностики уровня сформированности геометрических понятий и развития пространственного мышления у четвероклассников;
— был составлен комплекс мероприятий по формированию геометрических понятий и развитию пространственного мышления через моделирующую деятельность.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что у четвероклассников недостаточно развитое пространственное мышление и отмечаются сложности с использованием геометрических понятий, что актуализирует необходимость включения в педагогический процесс специального комплекса мероприятий, основанного на использовании приема моделирования.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы в полном объеме, а гипотеза доказана.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования геометрических понятий и развития пространственного мышления через моделирующую деятельность
1.1 Особенности развития пространственного мышления младших школьников при изучении геометрического материала
Младший школьный возраст является этапом онтогенеза между 7 и 11 годами. Статус учащегося – новый статус, который обретают дети, обуславливает социальную ситуацию развития этого возраста. Главным новообразованием этого возраста, вырабатывающимся в результате кризиса 7 лет, становится внутренняя позиция школьника. Для младшего школьника ведущей деятельностью является учение, в связи с этим, учитель – это значимый взрослый, в то время как учебные достижения начинают оказывать существенное влияние на уровень эмоционального благополучия и самооценку ребенка. Процесс образования приводит к тому, что в этом возрасте происходит совершенствование познавательных процессов, а также возрастает их произвольность, вырабатывается и развивается мотивационно-личностная сфера ребенка.
Для младшего школьника свойственен процесс функционального совершенствования мозга, который приобретает форму развития аналитико-синтетической коры головного мозга, что приводит к перестройке соотношения процессов торможения и возбуждения, т.е. возбуждение снижается, что дает возможность торможению гарантировать большую произвольность поведения. Тем не менее, для младшего школьного возраста все же свойственно, что временами возбуждение преобладает, и поэтому ребенок в этом возрасте импульсивен и часто меняет виды своей деятельности.
Новый вид деятельности, который занимает ребенка в младшем школьном возрасте – учебная деятельность – позволяет стимулировать развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Однако восприятие младших школьников еще характеризуется малой дифференцированностью. Также восприятие отличается тесной связью с действиями ребенка и высокой эмоциональностью.
Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Изучение математики связано с усвоением определенной системы понятий. Понятия являются одной из главных составляющих в содержании любого учебного предмета начальной школы, в том числе – и математики. Для того чтобы освоить эту систему, и затем успешно применять полученные знания и умения, необходимо сначала понять, каковы особенности математических понятий, как устроены их определения и из чего складывается их объем. Понятийное мышление формируется в начальных классах и раскрывается, совершенствуется в течение всей жизни. Геометрический материал в школьной программе начальной школы не выделяется как отдельный раздел, он включен в программу предмета «математика» и изучается на протяжении всех лет обучения в начальной школе в рамках раздела «Пространственных отношений. Геометрические фигуры». Данный материал, изучаемый в начальной школе, составляет основу «фундамента» для последующего изучения предмета «Геометрия» в основной общей программе [7].