Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формирование элементарных математических представлений у младших школьников с расстройствами аутистического спектра
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
Глава 1. Теоретическое обоснование важности формирования
элементарных математических представлений у младших школьников с расстройствами
аутистического спектра. 6
1.1. Развитие элементарных математических представлений у
младших школьников 6
1.2. Особенности формирования математических представлений
у детей с РАС 16
Глава 2. Организация эксперимента по формированию
элементарных математических представлений у младших школьников с расстройствами
аутистического спектра. 24
2.1 Цель, задачи исследования. 24
2.2. Методы исследования. 27
Глава 3. Содержание экспериментального
исследования по формированию элементарных математических представлений у
младших школьников с расстройствами аутистического спектра. 32
3.1 Ход исследования. 32
3.2. Результаты исследования. 37
3.3. Рекомендации по обучению детей с расстройствами аутистического
спектра. 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 72
Введение:
Одной из наиболее
актуальных и важных задач подготовки детей к школе является формирование у них
элементарных математических представлений, умений и навыков. В повседневной
жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с РАС нередко попадает в
ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая
на стол, необходимо поставить тарелки и столовые приборы по количеству
обедающих и др. Дети не могут овладеть элементарными математическими
представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в
которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики,
является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок
научился применять математические представления в повседневной жизни:
определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет
доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество
продуктов для приготовления блюда и т.п.
Знания, умения, навыки,
приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике,
необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во
временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных
задач. Ещё задолго до того, как ребёнок встретился с математикой, он должен
познакомиться с некоторыми основными понятиями, которые лежат в основе
математического мышления.
Под математическим
мышлением дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной
деятельности личности, которые происходят в результате формирования
элементарных математических представлений и связанных с ними логических
операций. Формирование элементарных математических представлений — это
целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и
способов умственной деятельности (в области математики).
Обучение детей с РАС
математике направлено на уточнение и формирование до числовых представлений,
расширение их жизненного опыта, наблюдений окружающего мира. Накопление детьми
практического опыта математических представлений даст им возможность лучше
освоить основные математические понятия и отношения.
Сведения о практической
реализации данной разработки в образовательной организации. Не существует
единственно верного педагогического подхода, который бы идеально подошел для
каждого ребёнка с РАС. Но многие классические программы по обучению математике
и педагогические приемы их этой сферы могут быть адаптированы с учетом
индивидуальных особенностей и интересов ребёнка, так чтобы математические
действия и понятия приобрели для него значение. Основу математики в большей
степени составляют манипулятивные навыки и навыки визуального восприятия, и
только затем — навыки понимания речи. Скорее всего будет достигнут успех, если
дать ребенку возможность буквально «увидеть» математические понятия и действия.
Данные проблемы и определил актуальность исследования.
Цель
исследования: изучить процесс формирования элементарных
математических представлений у младших школьников с расстройствами
аутистического спектра.
Предмет
исследования: формирования элементарных математических
представлений у младших школьников.
Объект
исследования: формирования элементарных математических
представлений у младших школьников с расстройствами аутистического спектра.
Цель, объект, предмет
исследования сформулировали следующие задачи:
1.Изучить теоретическое
обоснование важности формирования элементарных математических представлений у
младших школьников с расстройствами аутистического спектра.
2. Организовать
эксперимент по формированию элементарных математических представлений у младших
школьников с расстройствами аутистического спектра.
3. Сформулировать
рекомендации по обучению детей с расстройствами аутистического спектра
Теоретическое и практическое значение данной работы заключается в том,
что материалы исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении по
темы
«Формирования элементарных математических представлений у младших школьников с
расстройствами аутистического спектра», а также в качестве пособия для учителей начальных классов при работе
с детьми с РАС.
Научно-исследовательская работа состоит из Введения, трех глав,
Заключения, списка литературы и Приложения.
Заключение:
В первой главе нами было
изучено теоретическое обоснование важности
формирования элементарных
математических представлений у младших школьников с расстройствами
аутистического спектра.
Формирование
математических представлений у детей с РАС является важной задачей для
нормальной повседневной жизни ребенка. Математические знания необходимы как на
бытовом уровне, так и на академическом. Умения и навыки, которые ребенок
приобретает через освоение данной дисциплины, необходимы для ориентировки в
окружающей действительности. Овладеть элементарными математическими
представлениями дети с РАС самостоятельно не могут. Именно поэтому, на решение
данной задачи должны быть использованы различные педагогические подходы. Единой
системы, которая подходила бы каждому ребенку, в науке нет. Однако, учитывая
индивидуальные особенности, мотивационные стимулы можно создать единый верный
подход.
Во второй главе нами были
сформулирована цель и задачи эмпирического эксперимента, а также подобраны
методики исследования.
Нами было проведено
исследование, целью которого стало выявление характеристик элементарных
математических представлений у младших школьников с расстройствами
аутистического спектра. Исследование проводилось на базе специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы № 2 г. Москва.
В исследовании принимали
участие 12 детей 6–7 лет с аутистическим спектром, обучающиеся по варианту 8.4
(1 класс) — экспериментальная группа и 12 детей 6-7 лет, обучающиеся по
варианту 7.2 (1 класс) — контрольная группа.
В данной
работе для изучения счетной активности у ребенка с диагнозом РАС за основу
взята методика такого автора, как С.Ю. Кондратьева. Для исследования мы
использовали наглядный материал из игр и учебников, а именно:
— д / и «Что
больше, что меньше?»;
— д / д
«Сделай забавную фигурку»;
— инструкция
«Подсчет изображений», схема решения задачи.
В
третьей главе нами был описан ход эксперимента и его результаты.
Таким
образом, результаты в контрольной группе стали значительно выше. На начальном
этапе не было ни одного высокого уровня успешности счетной деятельности. На
заключительном этапе эксперимента высокий уровень счетной деятельности дети
показали, выполняя методики: 2 методика (2 человека), 3 методика (4 человека) и
4 методика (3 человека).
Результаты в
экспериментальной группе стали значительно выше. На начальном этапе не было ни
одного высокого уровня успешности счетной деятельности. На заключительном этапе
эксперимента высокий уровень счетной деятельности дети показали, выполняя 3
методику (1 человек).
На
заключительном этапе эксперимента результаты в контрольной группе значительно
выше, чем результаты в экспериментальной группе, хотя собственные результаты
каждой группы значительно увеличились.
Также
в третьей главе нами были даны рекомендации по эффективному формированию
счетной деятельности у детей с РАС.
Для
развития навыка различения чисел и сопоставления числа и количества эффективно
применяется занятие с карточками, на каждой из которых находится изображение
нескольких предметов, а под изображением располагаются варианты ответов в виде
чисел. Задача ребенка заключается в том, чтобы сосчитать, сколько предметов
изображено на картинке и выбрать правильный ответ, среди ответов, предложенных
на карточке.
Таким
образом, можно утверждать, что цель работы достигнута через выполнение
поставленных задач:
1.Изучено теоретическое
обоснование важности формирования элементарных математических представлений у
младших школьников с расстройствами аутистического спектра.
2. Организован
эксперимент по формированию элементарных математических представлений у младших
школьников с расстройствами аутистического спектра.
3. Сформулированы
рекомендации по обучению детей с расстройствами аутистического спектра.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое обоснование важности формирования
элементарных математических представлений у младших школьников с расстройствами
аутистического спектра
1.1.
Развитие элементарных математических
представлений у младших школьников
Математическое мышление,
являясь по сути теоретическим, имеет ту же последовательность развития
от эмпирического к аналитическому, к планирующему, рефлексирующему мышлению.
Рассмотрим подробнее эту
последовательность развития математического мышления у младших школьников.
Психическое развитие ребенка к началу обучения в школе достигает уже довольно
высокой ступени развития, это касается всех психических процессов: восприятия,
памяти, мышления, воображения, речи. Психологические исследования доказывают,
что в младшем школьном возрасте дальнейшее развитие мышления получает
первостепенное значение. [1]
Ребенок вовлекается в
учебную деятельность, начинает овладевать системой научных понятий, вследствие
чего его мышление переходит на более высокую ступень, а это, в свою очередь,
приводит к существенной перестройке других психических процессов. Можно сказать,
что в ряду психических функций мышление становится определяющим с началом
систематического обучения [2, c.18].
Младший школьный возраст
– переломный момент развития мышления, когда происходит переход от
наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению.
Наглядно-образное мышление позволяет выполнять действия в непосредственно
наглядном поле и в плане представлений, хранящихся в памяти. Ребенок
представляет себе реальную ситуацию и действует с образами предметов, а не с
реальными предметами, в при наглядно-действенном мышлении. [1]