Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формирование экологической культуры школьников на уроках общей химии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические
особенности формирования экологической культуры школьников. 5
1.1. Понятие экологической
культуры и экологического воспитания. 5
1.2. Формы и методы
формирования экологической культуры школьника на уроках общей химии. 12
Выводы по главе 1. 23
Глава 2. Практические
аспекты формирования экологической культуры школьников в учебной деятельности
на уроках общей химии. 24
2.1. Актуальный уровень
экологической культуры школьников. 24
2.2. Программа формирования
экологической культуры школьников на уроках общей химии. 29
2.3. Оценка
результативности программы.. 52
Выводы по главе 2. 55
Заключение. 56
Список литературы 58
Введение:
Актуальность
исследования. Сегодня
как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего
отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования
нового поколения.
В
современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире
проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный
масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и
природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с
природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Человеку необходимы
новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и
воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее
законами и принципами.
Экологическое
воспитание представляет собой средство образования в сознании младших
школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном
опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического
миропонимания. Экологическое образование и воспитание в современной школе
должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими
знаниями должны обладать все. Одной из актуальных проблем современности была и остается проблема
экологического образования и воспитания всех слоев населения, формирования у
каждого человека экологической культуры и экологического сознания,
предполагающих разумное и грамотное, с биологической точки зрения,
взаимодействие человека с природой.
Задача
школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по
экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений
природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости
своей практической помощи природе.
В
настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных
направлений развития системы школьного образования.
Степень изученности проблемы исследования. Проблема
экологического воспитания школьников занимает важнейшее место в педагогике и
требует всеохватного изучения и глубокого рассмотрения и в теоретическом плане,
и в плане организации практической деятельности учащихся.
Проблематика
экологической культуры была рассмотрена Н.Н. Вересовым, С.Н. Глазачевым, Л.И.
Греховой, Л.П. Буевой, Н.С. Дежниковой, А.П. Сидельковским, И.Т. Суравегиной,
Л.С. Выготским, Э.В. Ильенковым, Г. Селевковым, М.И. Шиловой, Я.И. Габаевым,
И.Д. Зверевым, Б.Г. Иоганзеном, Е.Е. Письменной, которыми был разработан
принцип экологического образования современной школы. Сущность экологической
культуры, ее ведущие признаки и пути формирования были раскрыты учеными
педагогами: А.Н. Захлебным, А.П. Сидельковсковым Н.Н. Моисеевой и другими.
Проблему экологического
образования и воспитания исследовали И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Л.П. Симонова
и многие другие. Перечисленные авторы раскрывают цели, задачи, условия
экологического воспитания. Содержание, средства, формы и методы экологического
воспитания школьников отразили в своих учениях А.Н. Захлебный, Н.В. Добрецова,
А.В. Миронов, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова и другие.
Специфику формирования у
учащихся экологической культуры раскрывали в работах Н.Ф. Виноградова, А.В.
Миронов, А.А. Плешаков, Л.П. Симонова, З.А. Клепинин и другие.
Сегодня идеи современной
комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания
школьников. Противоречие между достаточным количеством методических
разработок по формированию экологической культуры и выбором наиболее
эффективных из них позволяет сформулировать проблему
исследования: каковы возможности формирования экологической культуры
школьников на уроках общей химии?
Целью
работы является разработка программы по формированию экологической культуры
школьников на уроках общей химии.
Объектом
работы выступает экологическая культура школьников.
Предметом
являются условия формирования экологической культуры.
В связи с поставленной
целью необходимо решить следующие задачи
исследования:
1. Изучить понятие экологической
культуры и экологического воспитания.
2. Определить формы и методы формирования
экологической культуры школьника на уроках общей химии.
3. Проанализировать актуальный уровень
экологической культуры школьников.
4. Разработать программу формирования экологической культуры
школьников на уроках общей химии.
5. Провести оценку результативности
программы.
Методы исследования:
· Теоретические: анализ и обобщение
психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
· Эмпирические: наблюдение, беседа,
опыт;
· Математические: количественный и
качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в
ходе эмпирического исследования данные, а также составленные рекомендации по
формированию экологической культуры школьников могут быть использованы
педагогами общей химии при решении указанной проблемы.
Структура
и объем работы. Структурно работа определяется ее целью
и задачами, состоит из введения, двух глав (теоретической и практической) с
выводами по каждой, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Заключение:
В ходе исследования было
решено все сформулированные в работе задачи, получены и проанализированы результаты,
которые заключаются в следующем.
1. На основе анализа
научной литературы рассмотрены подходы ученых к трактовке экологической
культуры и выяснить ее содержание и структуру. Установлено, что среди ученых
отсутствует единый подход к трактовке понятия «экологическая культура».
Указанный феномен рассматривают чаще всего с позиции ценностного, личностного и
деятельностного подходов. В исследовании экологической культуры толкуем как
сложное личностное образование, которое сочетает в себе экологическое сознание,
систему экологических знаний и экологическое поведение и является целью и
результатом экологического воспитания. Экологическое же воспитание является
целенаправленным, организованным процессом подготовки подрастающего поколения к
решению экологических задач.
2. Экологическая культура
является сложно структурированным образованием и сочетает в себе
ценностно-мотивационный, информационно-когнитивный и операцийно-деятельностный
критерий, показателями которого являются система экологических ценностей,
отношений, регулирует нормы поведения и деятельности человека в природе;
система экологических знаний о природе и человеке в ней; практические умения,
навыки и технологии экологической деятельности — которые в своем развитии
проходят три уровня: низкий ( «надо»), средний ( «хочу»), высокий ( «не могу
иначе»).
3. Среди современных
проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна —
ухудшение качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и
волнует людей всех стран: больших и малых, развитых и развивающихся.
Загрязнение окружающей среды проявляется наглядно и вызывает эмоциональную
критику. К сожалению, такая критика часто бывает недостаточно
аргументированной, а, следовательно, неэффективной. Обычно основные претензии населения обращено
к химии. В последнее время в обществе появилось искаженное представление о
химии (науки и промышленности) как первопричину кризисной экологической
ситуации. Люди считают, что все беды на Земле происходят из-за чрезмерного
увлечения химизацией и единственным способом оздоровления природной среды
является отказ от развития химической индустрии. Такой односторонний,
неконструктивный подход вызывает стойкое негативное отношение к химии как к
науке в целом, снижая интерес к ее познанию. Кроме того, ученик приучается
находить причины всех бед в чем-то или в ком-то другом, не считая собственные
поступки, не анализируя сущность возникшего конфликта, хотя ответственность
человека основывается прежде всего на критической оценке своей деятельности.
Химия не может оставаться
в стороне экологической проблемы, ведь наука и техника сделала большой шаг
вперед и это оказывает прежде всего на окружающую среду, соответственно на
человека и его здоровье. Учителя химии должны донести максимально информации к
ученикам и воспитать в них бережное отношение к природе и к самим себе, потому
что без знания и собственного опыта мы не можем решить ни одну из данных
проблем.
4. Теоретически обобщенно
и апробирована методические условия формирования экологической культуры
учащихся при изучении общей химии (привлечение учащихся к систематической
экологической деятельности для формирования экологического сознания и
ценностного отношения к природе; разнообразия форм и методов обучения при
изучении общей химии для получения учащимися опыта экологически ориентированной
деятельности, формирование экологического поведения, обеспечение единства
учебной и внеклассной работы по общей химии, направленной на формирование
экологической культуры учащихся).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические особенности формирования экологической
культуры школьников
1.1. Понятие экологической культуры и
экологического воспитания
Масштабный
экологический кризис и его негативные последствия нельзя устранить без активной
жизненной позиции каждого члена общества, поэтому проблема экологического
образования населения является одной из актуальных. Внимание специалистов по
экологии сосредоточено главным образом на совершенствовании экологического
образовательного процесса, при недооценке экологического образования.
Экологическая
культура является новой категорией, связанной с наукой экологией и ее разными
ответвлениями, среди которых экология животных, экология растения и гуманная
экология. Оно должно протекать непрерывно на всех этапах образования и развития
личности.
Экологическое
воспитание — это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного
формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения
человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде [30]. Проблема экологической культуры
подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи внимательным
исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и
природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня впрямую
связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена
реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе,
ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета
биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом
народонаселения планеты.
Экологически образованная личность
характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически
ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным
отношением.
Захлебный
А.Н., Суравегина И.Т. считают, что экологическое образование должно быть
направлено на формирование навыков и умений решать те или иные
хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья
человека. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое
обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток
на мировоззрение [14; 26].