Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формальные и содержательные свойства грамматической категории рода имён существительных в современном русском языке: лингвистический и методический аспекты
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ КАТЕГОРИИ РОДА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ 7
1.1 Содержание понятий «имена существительные» и «род имён существительных» с учётом их комплексного анализа и современных достижений лингвистики 7
1.2 Категория рода имён существительных как особая лексико-грамматическая категория в русском языке 13
1.3 Классификация имён существительных по родовой принадлежности в современном русском языке 24
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ КАТЕГОРИИ РОДА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССАХ 33
2.1 Анализ УМК по русскому языку по теме «Род имён существительных» 33
2.2 Лингвометодические основы работы над грамматической категорией рода имён существительных русского языка в 5-6 классах 39
2.3 Организация работы над грамматической категорией рода имён существительных русского языка в 5-6 классах 47
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………..79
Введение:
Актуальность исследования.
Категория рода существительных признается в современной науке обязательной, а в большинстве лингвистических исследований ˗ центральной грамматической категорией всей морфологической системы русского языка. При этом некоторые аспекты данной грамматической категории остаются не до конца исследованными и не получившими однозначного, полного, последовательного и непротиворечивого решения.
Языки, имеющие категорию рода, И.А. Бодуэн де Куртенэ называл «отягощёнными родо-половым кошмаром» [6, с. 10]. И для такого остроумного определения, считают лингвисты, есть веские основания. Это и отсутствие чётких критериев распределения существительных по родам, и весьма неоднозначный и многоликий характер связи словоформ рода с семантикой пола. Поэтому интерпретация данной категории в плане содержания весьма противоречива.
Одни исследователи видят в ней исключительно структурную категорию, «смыслом её существования» считают только «формальные функции» т. е. избирательное отношение к формам родоизменяемых слов. Например, формальный взгляд на род существительных излагал в первой четверти ХIХ в. И.Ф. Калайдович: «Грамматические роды служат только различению трёх способов согласовать прилагательное с существительным, принимая первое слово в обширном его значении (т. е. включая в понятие прилагательного все так называемые «родовые» слова)» [Цит. по источнику: 22, с. 26] При таком подходе тот или иной род субстантивов рассматривается как некий формальный согласовательный класс существительных, а значение пола рассматривается как собственно лексическое значение соответствующих субстантивов. Аналогичный взгляд на эту категорию находим в работах А.И. Мельчука, О.Г. Ревзиной, А.Л. Шарандина, Н.Д. Голева и др.
Другие лингвисты, их большинство, связывают категорию рода с выражением семантики пола живых существ, однако не расценивают её как системное значение субстантивов мужского и женского рода. Это А.А. Потебня, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, а также И.П. Мучник, А.А. Брагина, Я.И. Гин, М.А. Кронгауз, Л.В. Зубова, М.В. Ласкова, В.А. Плунгян, С.Н. Цейтлин и др.
Актуальность исследования на названную тему обусловлена, таким образом, нерешенностью вопросов о природе грамматического рода и, соответственно, необходимостью последовательного целостного исследования содержательной и формальной сторон грамматической категории рода существительных на основе системы новых непротиворечивых сведений, опирающихся на существующие в науке знания.
Кроме того, это одна из важных грамматических категорий существительного, изучение которого способствует успешному освоению и других грамматических признаков имени существительного: числа, падежных форм, разделения существительных на склонения и т.п. Всё это очень важно для методики изучения морфологии в школьном курсе русского языка.
Трудности, связанные с определением рода того или иного существительного, возникают не только у младших школьников, но и у учеников средних классов. Понятие рода неразрывно связано с изучением частеречной системы русского языка, системы склонений и, как следствие, с изучением предложно-падежной системы. Род проявляется в именах существительных, прилагательных, числительных, местоимениях, глаголах и причастиях. Невозможно освоить русский язык, не имея представления о роде. Данная категория составляет особенную трудность для школьников.
Объектом исследования является грамматическая категория рода имён существительных в современном русском языке.
Предмет исследования ˗ формальные и содержательные свойства грамматической категории рода имён существительных в современном русском языке в лингвистическом и методическом аспектах.
Цель исследования ˗ изучить и описать языковую природу, формальные и содержательные свойства грамматической категории рода существительных и выявить лингвометодические основы изучения этой категории в школьном курсе русского языка.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи исследования:
1. изучить научные подходы к имени существительному и грамматической категории рода в теории лингвистики;
2. определить формальные и содержательные признаки грамматической категории рода;
3. провести анализ учебников русского языка для 5-6-х классов в рамках изучаемой темы;
4. определить лингвометодические особенности изучения грамматической категории рода имён существительных на уроках русского языка в 5-6-х классах;
5. разработать комплекс упражнений по изучению грамматической категории рода имён существительных на уроках русского языка в 5-6-х классах.
В ходе работы использовались следующие методы и приемы: анализ научной литературы по теме исследования, систематизация, описание, аналитический метод, метод обобщения.
Теоретическая значимость заключается в комплексном рассмотрении вопроса о грамматической категории рода в морфологической системе русского языка: рассмотрена история вопроса, а также современные подходы к описанию данной грамматической категории в отечественной лингвистике.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе представлен комплекс упражнений по изучению всех четырех родов имени существительного на уроках русского языка в 5-6 классах. Данные упражнения и задания могут быть использованы учителями словесности при изучении темы «Род имен существительных» и в других классах.
Апробация материалов исследования была осуществлена в 5-6-х классах МАОУ СОШ с. Чапланово, МО «Холмский ГО» Сахалинской области с 09.03.2022 г. по 19.04.2022 г. В период прохождения педагогической (преддипломной) практики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованных источников и Приложений.
Заключение:
Цель исследования заключалась в изучении и описании языковой природы, формальных и содержательных свойств грамматической категории рода существительных, а также в выявлении лингвометодических основ изучения этой категории в школьном курсе русского.
Анализ лингвистической и методической литературы по теме исследования позволил прийти к следующим выводам.
1. Категория рода существительного прошла длительный период своего становления, который обозначен преобразованием семантико-синтаксического типа индоевропейского языка на номинативный. Несмотря на активные процессы в направлении формализации, на современном этапе категория рода существительного является лексико-грамматической, имеет классифицирующий характер, выявляет тесную связь с категорией одушевленности и неодушевленности и реализуется в четырех родах: мужском, женском, среднем и общем. В современном русском языке категория рода реализуется на различных языковых уровнях: лексическом, морфологическом, словообразовательном и синтаксическом. Для существительного род является одной из основных категорий, но в то же время одной из самых неоднородных по лексико-грамматическим свойствам, потому что она не является ни полностью лексической, ни полностью грамматической. Основное ее значение заключается в отражении объективно имеющегося во внеязыковой действительности разделения объектов по признакам на обозначение живых существ и пола. Противопоставление по роду связано со значением пола прежде всего в существительных, обозначающих живых существ. Признаки на обозначение живых существ и пола являются определяющими при формировании категории рода в русском языке. Грамматический род составляет категорию, которая в совокупности с другими категориями выявляет морфологическую природу современного существительного, является средством выражения предметности, одной из определяющих грамматических особенностей его как части речи.
2. Категория рода дифференцируется только в формах единственного числа: существительные, употребляемые в единственном числе, принадлежат к одному из трех родов; существительные множественные (pluralia tantum) не принадлежат ни к одному из родов. Вместе с тем специального маркера категории рода в языке нет, традиционно считают, что показателем рода является флексия, которая на самом деле выступает синкретической словоизменительной морфемой, выражая грамматическое значение рода, числа и падежа. В названиях людей и животных родовая характеристика часто служит средством различения их по полу и возрасту, поэтому для существ категория рода является семантико-грамматической.
3. Для определения особенностей преподавания темы «Род имен существительных» был проведен анализ УМК за 5-6-е классы авторов М.М. Разумовской, П.А. Леканта и др.; В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой; Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. В процессе анализа были выявлены основные методические направления работы по изучению тем: «Род имен существительных», «Существительные общего рода», «Род несклоняемых имен существительных»:
— актуализировать понятие «род имени существительного»;
— актуализировать понятие «общий род имени существительного»;
— познакомить с понятием «несклоняемые имена существительные»;
— научить отличать несклоняемые имена существительные от других схожих с ними по форме, обратить внимание на отсутствие родового окончания у несклоняемых существительных;
— показать различные способы определения рода имени существительного;
— сформировать навыки правильного употребления в речи несклоняемых имен существительных;
— отработать правильное произношение некоторых слов.
В итоге должен быть сформирован навык нахождения в текстах существительных не только женского, мужского и среднего рода, но и определения рода у существительных несклоняемых и разграничения их с существительными общего рода.
4. Предложены этапы работы над грамматической категорией рода имён существительных русского языка в 5-6-х классах. Вся система работы может быть выстроена поэтапно: 1. Понятие категории рода. 2. Состав категории рода и средства её выражения. 3. Принципы распределения существительных по родам. 4. Колебания в роде имён существительных. 5. Существительные общего рода, их стилистическая окраска. 6. Род несклоняемых существительных.
Таким образом, можно утверждать, что формальные и содержательные свойства грамматической категории рода имён существительных приняты за основу описания данной категории как в лингвистической, так и в методической литературе. В школьном курсе русского языка по разным учебным линиям данные аспекты рассмотрения категории рода представлены в большем или меньшем объеме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ КАТЕГОРИИ РОДА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ
1.1 Содержание понятий «имена существительные» и «род имён существительных» с учётом их комплексного анализа и современных достижений лингвистики
Как особые классы слов части речи изучались в различных аспектах и ракурсах. На современном этапе развития лингвистики можно утверждать, что распределение слов на части речи обусловлено их принадлежностью к лексике (словарю), грамматике (морфологии и деривационная категорий, которые они выражают), а также их отношением к языковой деятельности, дискурса и коммуникативной цели. Исследование природы наименования словами различных частей речи является одним из главнейших положений для уточнения и развития теории номинации. Части речи можно рассматривать как проекции в мир языка разных по своей сути или по восприятию человеком объектов действительности. Другими словами, невозможно изучать части языка как слова-названия без того, чтобы не исследовать их номинативные функции или не выяснить, как отражается в них речевая деятельность человека. В обобщенном смысле можно считать, что любая языковая единица, которая наделена смыслом и которая соотносится постоянно с каким-либо лингвистическим объектом, выполняет благодаря своей значимости номинативную функцию.
В. В. Виноградов отмечает, что: «основные части речи характеризуются противопоставлениями:
1) существительное, которое называет предмет (субстанцию) противопоставлен всем остальным частям речи – прилагательному, наречию и глаголу, которые называют признак предмета или иной признак;
2) среди частей речи, которые называют признак, прилагательное и наречие противопоставлены глаголу;
3) части речи, называющие признак, также противопоставляются друг другу в зависимости от того, называют они только признак предмета (глагол, прилагательное) или признак другого признака (наречие)» [14, с. 37].
Н. Ю. Шведова также подчеркивает, что первичное членение словарного состава диктуется распределением слов по категориям предметности, процессуальности, признаковости и количественности [34, с. 652]. Основным противопоставлением считается оппозиция имен и не-имен.
Существительное всегда было в центре исследований и являлось исходной точкой и основанием для сравнения.
Семантической базой существительных является обозначения предметов и тех понятий, которые «характеризуются, прежде всего, тем, что они отражают материальные предметы и содержат в себе общий категориальный признак предметности» [15, с. 135].
А.А. Потебня определяет существительное как «класс полнозначных слов (часть речи), содержащий в себе названия предметов и существ и может выступать в предложении преимущественно как подлежащее и дополнение» [32, с. 499]. Однако, существительное не является классом слов, которое отличается единством своих структурных свойств, и демонстрирует выразительную формальную противопоставленность имен собственных и общих имен, имен конкретных и абстрактных. На основании одних только структурных характеристик выделить существительное было бы довольно сложно.
В истории языкознания существует несколько подходов к изучению частей речи и имени существительного.
В рамках логико-грамматического подхода, деление на части речи осуществлялось по принципу логичности, т.е. между частями речи и предложения ставился знак равенства, сближая их таким образом с членами суждения из области логики. Этот подход к частям речи на логико-грамматической основе был преобладающим до середины XIX века.