Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Гуманитарные науки Русский язык

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Формальные и содержательные свойства грамматической категории рода имён существительных в современном русском языке: лингвистический и методический аспекты

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ КАТЕГОРИИ РОДА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ 7

1.1 Содержание понятий «имена существительные» и «род имён существительных» с учётом их комплексного анализа и современных достижений лингвистики 7

1.2 Категория рода имён существительных как особая лексико-грамматическая категория в русском языке 13

1.3 Классификация имён существительных по родовой принадлежности в современном русском языке 24

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 31

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ КАТЕГОРИИ РОДА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССАХ 33

2.1 Анализ УМК по русскому языку по теме «Род имён существительных» 33

2.2 Лингвометодические основы работы над грамматической категорией рода имён существительных русского языка в 5-6 классах 39

2.3 Организация работы над грамматической категорией рода имён существительных русского языка в 5-6 классах 47

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………..79

  

Введение:

 

Актуальность исследования.

Категория рода существительных признается в современной науке обязательной, а в большинстве лингвистических исследований ˗ центральной грамматической категорией всей морфологической системы русского языка. При этом некоторые аспекты данной грамматической категории остаются не до конца исследованными и не получившими однозначного, полного, последовательного и непротиворечивого решения.

Языки, имеющие категорию рода, И.А. Бодуэн де Куртенэ называл «отягощёнными родо-половым кошмаром» [6, с. 10]. И для такого остроумного определения, считают лингвисты, есть веские основания. Это и отсутствие чётких критериев распределения существительных по родам, и весьма неоднозначный и многоликий характер связи словоформ рода с семантикой пола. Поэтому интерпретация данной категории в плане содержания весьма противоречива.

Одни исследователи видят в ней исключительно структурную категорию, «смыслом её существования» считают только «формальные функции» т. е. избирательное отношение к формам родоизменяемых слов. Например, формальный взгляд на род существительных излагал в первой четверти ХIХ в. И.Ф. Калайдович: «Грамматические роды служат только различению трёх способов согласовать прилагательное с существительным, принимая первое слово в обширном его значении (т. е. включая в понятие прилагательного все так называемые «родовые» слова)» [Цит. по источнику: 22, с. 26] При таком подходе тот или иной род субстантивов рассматривается как некий формальный согласовательный класс существительных, а значение пола рассматривается как собственно лексическое значение соответствующих субстантивов. Аналогичный взгляд на эту категорию находим в работах А.И. Мельчука, О.Г. Ревзиной, А.Л. Шарандина, Н.Д. Голева и др.

Другие лингвисты, их большинство, связывают категорию рода с выражением семантики пола живых существ, однако не расценивают её как системное значение субстантивов мужского и женского рода. Это А.А. Потебня, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, а также И.П. Мучник, А.А. Брагина, Я.И. Гин, М.А. Кронгауз, Л.В. Зубова, М.В. Ласкова, В.А. Плунгян, С.Н. Цейтлин и др.

Актуальность исследования на названную тему обусловлена, таким образом, нерешенностью вопросов о природе грамматического рода и, соответственно, необходимостью последовательного целостного исследования содержательной и формальной сторон грамматической категории рода существительных на основе системы новых непротиворечивых сведений, опирающихся на существующие в науке знания.

Кроме того, это одна из важных грамматических категорий существительного, изучение которого способствует успешному освоению и других грамматических признаков имени существительного: числа, падежных форм, разделения существительных на склонения и т.п. Всё это очень важно для методики изучения морфологии в школьном курсе русского языка.

Трудности, связанные с определением рода того или иного существительного, возникают не только у младших школьников, но и у учеников средних классов. Понятие рода неразрывно связано с изучением частеречной системы русского языка, системы склонений и, как следствие, с изучением предложно-падежной системы. Род проявляется в именах существительных, прилагательных, числительных, местоимениях, глаголах и причастиях. Невозможно освоить русский язык, не имея представления о роде. Данная категория составляет особенную трудность для школьников.

Объектом исследования является грамматическая категория рода имён существительных в современном русском языке.

Предмет исследования ˗ формальные и содержательные свойства грамматической категории рода имён существительных в современном русском языке в лингвистическом и методическом аспектах.

Цель исследования ˗ изучить и описать языковую природу, формальные и содержательные свойства грамматической категории рода существительных и выявить лингвометодические основы изучения этой категории в школьном курсе русского языка.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи исследования:

1. изучить научные подходы к имени существительному и грамматической категории рода в теории лингвистики;

2. определить формальные и содержательные признаки грамматической категории рода;

3. провести анализ учебников русского языка для 5-6-х классов в рамках изучаемой темы;

4. определить лингвометодические особенности изучения грамматической категории рода имён существительных на уроках русского языка в 5-6-х классах;

5. разработать комплекс упражнений по изучению грамматической категории рода имён существительных на уроках русского языка в 5-6-х классах.

В ходе работы использовались следующие методы и приемы: анализ научной литературы по теме исследования, систематизация, описание, аналитический метод, метод обобщения.

Теоретическая значимость заключается в комплексном рассмотрении вопроса о грамматической категории рода в морфологической системе русского языка: рассмотрена история вопроса, а также современные подходы к описанию данной грамматической категории в отечественной лингвистике.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе представлен комплекс упражнений по изучению всех четырех родов имени существительного на уроках русского языка в 5-6 классах. Данные упражнения и задания могут быть использованы учителями словесности при изучении темы «Род имен существительных» и в других классах.

Апробация материалов исследования была осуществлена в 5-6-х классах МАОУ СОШ с. Чапланово, МО «Холмский ГО» Сахалинской области с 09.03.2022 г. по 19.04.2022 г. В период прохождения педагогической (преддипломной) практики.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованных источников и Приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Цель исследования заключалась в изучении и описании языковой природы, формальных и содержательных свойств грамматической категории рода существительных, а также в выявлении лингвометодических основ изучения этой категории в школьном курсе русского.

Анализ лингвистической и методической литературы по теме исследования позволил прийти к следующим выводам.

1. Категория рода существительного прошла длительный период своего становления, который обозначен преобразованием семантико-синтаксического типа индоевропейского языка на номинативный. Несмотря на активные процессы в направлении формализации, на современном этапе категория рода существительного является лексико-грамматической, имеет классифицирующий характер, выявляет тесную связь с категорией одушевленности и неодушевленности и реализуется в четырех родах: мужском, женском, среднем и общем. В современном русском языке категория рода реализуется на различных языковых уровнях: лексическом, морфологическом, словообразовательном и синтаксическом. Для существительного род является одной из основных категорий, но в то же время одной из самых неоднородных по лексико-грамматическим свойствам, потому что она не является ни полностью лексической, ни полностью грамматической. Основное ее значение заключается в отражении объективно имеющегося во внеязыковой действительности разделения объектов по признакам на обозначение живых существ и пола. Противопоставление по роду связано со значением пола прежде всего в существительных, обозначающих живых существ. Признаки на обозначение живых существ и пола являются определяющими при формировании категории рода в русском языке. Грамматический род составляет категорию, которая в совокупности с другими категориями выявляет морфологическую природу современного существительного, является средством выражения предметности, одной из определяющих грамматических особенностей его как части речи.

2. Категория рода дифференцируется только в формах единственного числа: существительные, употребляемые в единственном числе, принадлежат к одному из трех родов; существительные множественные (pluralia tantum) не принадлежат ни к одному из родов. Вместе с тем специального маркера категории рода в языке нет, традиционно считают, что показателем рода является флексия, которая на самом деле выступает синкретической словоизменительной морфемой, выражая грамматическое значение рода, числа и падежа. В названиях людей и животных родовая характеристика часто служит средством различения их по полу и возрасту, поэтому для существ категория рода является семантико-грамматической.

3. Для определения особенностей преподавания темы «Род имен существительных» был проведен анализ УМК за 5-6-е классы авторов М.М. Разумовской, П.А. Леканта и др.; В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой; Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. В процессе анализа были выявлены основные методические направления работы по изучению тем: «Род имен существительных», «Существительные общего рода», «Род несклоняемых имен существительных»:

— актуализировать понятие «род имени существительного»;

— актуализировать понятие «общий род имени существительного»;

— познакомить с понятием «несклоняемые имена существительные»;

— научить отличать несклоняемые имена существительные от других схожих с ними по форме, обратить внимание на отсутствие родового окончания у несклоняемых существительных;

— показать различные способы определения рода имени существительного;

— сформировать навыки правильного употребления в речи несклоняемых имен существительных;

— отработать правильное произношение некоторых слов.

В итоге должен быть сформирован навык нахождения в текстах существительных не только женского, мужского и среднего рода, но и определения рода у существительных несклоняемых и разграничения их с существительными общего рода.

4. Предложены этапы работы над грамматической категорией рода имён существительных русского языка в 5-6-х классах. Вся система работы может быть выстроена поэтапно: 1. Понятие категории рода. 2. Состав категории рода и средства её выражения. 3. Принципы распределения существительных по родам. 4. Колебания в роде имён существительных. 5. Существительные общего рода, их стилистическая окраска. 6. Род несклоняемых существительных.

Таким образом, можно утверждать, что формальные и содержательные свойства грамматической категории рода имён существительных приняты за основу описания данной категории как в лингвистической, так и в методической литературе. В школьном курсе русского языка по разным учебным линиям данные аспекты рассмотрения категории рода представлены в большем или меньшем объеме.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ КАТЕГОРИИ РОДА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

1.1 Содержание понятий «имена существительные» и «род имён существительных» с учётом их комплексного анализа и современных достижений лингвистики

Как особые классы слов части речи изучались в различных аспектах и ракурсах. На современном этапе развития лингвистики можно утверждать, что распределение слов на части речи обусловлено их принадлежностью к лексике (словарю), грамматике (морфологии и деривационная категорий, которые они выражают), а также их отношением к языковой деятельности, дискурса и коммуникативной цели. Исследование природы наименования словами различных частей речи является одним из главнейших положений для уточнения и развития теории номинации. Части речи можно рассматривать как проекции в мир языка разных по своей сути или по восприятию человеком объектов действительности. Другими словами, невозможно изучать части языка как слова-названия без того, чтобы не исследовать их номинативные функции или не выяснить, как отражается в них речевая деятельность человека. В обобщенном смысле можно считать, что любая языковая единица, которая наделена смыслом и которая соотносится постоянно с каким-либо лингвистическим объектом, выполняет благодаря своей значимости номинативную функцию.

В. В. Виноградов отмечает, что: «основные части речи характеризуются противопоставлениями:

1) существительное, которое называет предмет (субстанцию) противопоставлен всем остальным частям речи – прилагательному, наречию и глаголу, которые называют признак предмета или иной признак;

2) среди частей речи, которые называют признак, прилагательное и наречие противопоставлены глаголу;

3) части речи, называющие признак, также противопоставляются друг другу в зависимости от того, называют они только признак предмета (глагол, прилагательное) или признак другого признака (наречие)» [14, с. 37].

Н. Ю. Шведова также подчеркивает, что первичное членение словарного состава диктуется распределением слов по категориям предметности, процессуальности, признаковости и количественности [34, с. 652]. Основным противопоставлением считается оппозиция имен и не-имен.

Существительное всегда было в центре исследований и являлось исходной точкой и основанием для сравнения.

Семантической базой существительных является обозначения предметов и тех понятий, которые «характеризуются, прежде всего, тем, что они отражают материальные предметы и содержат в себе общий категориальный признак предметности» [15, с. 135].

А.А. Потебня определяет существительное как «класс полнозначных слов (часть речи), содержащий в себе названия предметов и существ и может выступать в предложении преимущественно как подлежащее и дополнение» [32, с. 499]. Однако, существительное не является классом слов, которое отличается единством своих структурных свойств, и демонстрирует выразительную формальную противопоставленность имен собственных и общих имен, имен конкретных и абстрактных. На основании одних только структурных характеристик выделить существительное было бы довольно сложно.

В истории языкознания существует несколько подходов к изучению частей речи и имени существительного.

В рамках логико-грамматического подхода, деление на части речи осуществлялось по принципу логичности, т.е. между частями речи и предложения ставился знак равенства, сближая их таким образом с членами суждения из области логики. Этот подход к частям речи на логико-грамматической основе был преобладающим до середины XIX века.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы